Ярлыки

четверг, 1 декабря 2016 г.

Гносис

Попытаюсь вкратце высказать свои представления о гнозисе, гностицизме, мистике, оккультизме, эзотеризме и магии.

Прот.Георгий Флоровский вполне доступным языком излагает  учение прп.Максима о гнозисе: 


Любовь рождает знание ("гнозис"). Это знание есть созерцание, - "естественное созерцание", т.-е. усмотрение Божественных мер бытия. Есть пять основных тем познания (или созерцания): о Боге, о видимом, о невидимом, о Божием промысле, и о Божием суде... И снова здесь есть свои ступени. Сперва познаются только основания ("логосы") естественного бытия, затем постигается мир мысленный или умный, - и только под конец закаленный в молитвенном искусе ум познает Бога. "Богословское познание" (или "незабываемое ведение") осуществимо только в длительном созерцательном подвиге. Под созерцанием преп. Максим вообще разумеет не простое видение вещей, как они даны в повседневном опыте, но своего рода духовную прозорливость и дар благодатного озарения. Созерцание есть познание в Слове, видение мира в Боге (или Бога в мире), как он укоренён в непостижимой Божественной простоте. Только через духовное озарение ум и получает способность распознавать энергии Логоса, скрытые и потаённые под чувственными покровами. И созерцание неотделимо от молитвы. В созерцательном проникновении к истокам и зиждительным основам бытия человеческий ум уподобляется Божественному, - становится малым логосом, отображая в себе великий Логос... Но это ещё не вершина и не предел духовного восхождения. В созерцании ум познаёт умный мир и Бога, как Творца, и Промыслителя, и Судию. Но ум должен выйти и из умного мира, взойти ещё выше, в самый таинственный мрак Божества. Это цель и задача подвига: встреча с Богом, вкушение (или, точнее, пред-вкушение) Божественного блаженства. Это ступень и состояние чистой молитвы. Ум подымается выше форм и идей, и приобщается Божественного единства и мира. В этом мире он познаёт Пресущую Троицу. И сам становится и обновляется по образу Троицы. На высотах подвижник становится храмом и обителию Слова. Он упокояется на всеблагом ложе Божием, и совершается таинство неизреченного единения. Это брак и обручение Слову... 

Я хочу отметить, что ведение Бога происходит в единении с Ним (приобщении Нему). Такое единение есть вхождение в бытие и раскрытие любви. Таким образом, гнозис подводит к высочайшей ступени приобщения Богу и вводит на нее. На этой ступени единства Бог раскрывается как любовь.

Познание Бога с позиции умного мира (мира форм и идей) - предел и вотчина гностицизма. Именно эта ограниченность постижения Бога (формой и идеей) и есть существенная особенность гностицизма, отделяющая его от истинного богопознания. Другими словами, гностицизм представляет ментальную кальку истинного гнозиса. Поскольку гностицизм не поднимается выше умного мира, то и зависит от умных духов (богов, демиургов, демонов...)

Рациональный гностицизм - нижняя подложка гностицизма, доступная обычному уму. В принципе, это уже не умный мир, а мир внешний - неведения, когда теряются последние крохи знаний, и требуется образный язык притч, чтобы донести до невежественного ума отблески истины. Другой способ донесения истин - догматический - в виде четко изложенных словесных образов.

По мере перехода от более высоких ступеней ума или умного мира (хочу отметить, что эта высота относительна, поскольку доступна для падших духов) к низким гностицизм сращивается с оккультизмом, порождая эзотеризм (изучающий/исповедующий тайные знания очень невысокого и извращенного порядка). Ну, а территория, где оккультизм правит бал, - чувственный мир.

Правильность мистики определяется ее главной целью: богообщением и богопознанием. Мистический путь к Богу пролегает через чувственный и умный мир, и поэтому на его обочинах будет и оккультизм, и эзотеризм, и гностицизм. 

Магия - знания и практические приемы, направленные на организацию связи между мирами.

Итак, гностицизм - как умственное постижение Бога, не поднимающееся выше идей и форм, есть ментальное отражение истинного гнозиса. 
Эзотеризм есть отражение гностицизма на уровне невысокого ума и чувственного опыта.
Оккультизм есть искаженное выражение мистического опыта постижения Бога, и направлен он на постижение скрытых тварных сил.

Ну, а академическое богословие есть рациональная степень гностицизма, когда отсутствует и мистический опыт, и чувственный, да и ум овнешлен.

Наука магична, как и ак. богословие гностично 

Мы совершаем некое действие и получаем определенный результат. Насколько к этому действию привлекаются силы иного порядка (иных миров), настолько оно становится магичным. Исключение - приход сил Божиих.  Здесь, полагаю, существенное отличие магии от таинства... прежде всего, таинства жизни в Боге.

Т.е. вы считаете, что "магия" выпадает на ступени истинного "гнозиса"? Собственно, почему бы и нет. Многие авторы именно так и описывают путь мага - развитие через миры чувственный и умный - которые он покоряет своей силой - к границе за которой он перестает быть магом...
С другой стороны - "организация связи между мирами", лично для меня, в первую очередь осознание этой связи (поскольку ИМХО она и так есть) и лишь как побочный эффект возможность пользоватся этими связями в утилитарных целях. Т.е. тут "магия" гораздо более широкое понятие, чем обычно воспринимается. Возможно уместно следующее разделение:  развитие человека преображает, мышление - в способность видеть в духе, чувствование - в способность понимать (знать) дух, а волю - в способность действовать в надфизической области. Эта последняя способность и называется обычно "магической". © Королевское Искусство. Этот вариант не противоречит ИМХО Вашему, так как в область "бытия в Боге" человеческая воля (даже преображенная) вступать не смеет. Хотя последнее утверждение возможно спорное.


Здесь, полагаю, существенное отличие магии от таинства... прежде всего, таинства жизни в Боге.


Отличие ясно видно в онтичном (бытийном) аспекте. В православном (святоотеческом) опыте познания Бога на первом плане - задача воссоединения с Богом. Гнозис приходит после и он второстепенен. Важно вкушать плоды от Древа Жизни (зд. - Св. Причастие). Плоды от Древа Познания не ядовиты, но они человеку подаются. Желание вкушения плодов от Древа Познания (гнозис как цель) отравляет эти плоды. Тогда такой "фауст" с горечью констатирует: " В глубоком знании жизни нет, постыл мне знаний ложный свет".

* Любовь определяет знание (видение мира), но тогда: как относится к научным, коммерческим, бытовым  делам, люди двигают/меняют  мировой процесс/личную жизнь, будучи не верующими. А структура нашего социума подразумевает только выверенные глобальные шаги (жесткие связи, а не случайное решение скажем ученого-мещанина).
 Думаю, люди без правильной душевной подготовки, все равно могут делать оптимальные/верные дела (технология процесса - отдельная тема). 

 * Николай Гурьянов (и другие прозорливцы также похожи) всегда сильно серчал, когда его спрашивали глобально/абстрактные вещи (войны, будущее России), говоря, что об этом простому чел. не только спрашивать, но и думать нельзя. Получается: в 21 в. какон православия загоняет чел. оооочень глубоко вниз. Нельзя ни о чем размышлять, что дальше твоего носа. Получается- только исихия, пока душа не проветрится. Сколько процентов людей в мире, могут "остановиться" и начать так жить. Думаю только (предl)избранные="званные" гости, у остальных должно быть что-то другое.

 * Самым важным итогом жизни, является (см. внимательно творения Отцов) идея, понимание, принимание Бога (а не дела и прочее, что есть просто тренировка), и посмертное состояние зависит всецело от этого. Если у простого человека (скажем интеллигента невоцерковленного +почти все народы мира, у которых проблемы метанойи нет) не было специфических перерождений/переживаний, но он имеет мысленный образ просто. Что все горят как солома?

Воля- да определяет разум. Но это самый прямой, форсированный путь. Наш мир, как сеть, с кучей нелокальных зависимостей, и если чел. не может поднять штангу 200 кг. (полностью принять Учение Отцов=пройти путь), пусть поднимает 50 кг. имеет возможность через гностицизм=~мистическое пустословие быть все-таки ближе к Нему.

Раз мир живет, значит он-правильная штука, а там каждому-по мере.

Не получается особые пути развития подавать в массы как обязательное занятие. 

Кто может-делает, кто не может- занимается гностицизмой, кто не имеет разумения и для этого - учит. (юмор)


Мой вдогонку вопрос о гностицизме: ведь у них наверняка был интересный мистический опыт, ну не круглыми же идиотами они были? Что это был за опыт? Кто расправился с гностическими церквями? Ведь была же толпа последователей.
Просветите.

Мы уже говорили, что характерной чертой гностицизма (отличаем его от гностического опыта свв. отцов) является принижение божественной истины и расщепление знания. При таком принижении и расщеплении появляется противопоставление, когда распавшиеся половины уже никак не соединить: если одна из них истинна, то другая должна быть ложной. Это последствие все того греха, символически описанного как вкушение запретного плода с древа познания добра и зла. Так для падшего ума уже не понести всей полноты отношений Господа и Иуды. Если Иуда - предатель (злой), то почему его принимает Господь (Добрый)? Наступает сбой ума, ступор... И предлагается решение в гностическом духе: Иуда - посвященный и хороший, у него тайные отношения с Господом и т.п. 

Могут ли быть мистические откровения у людей, придерживающихся данного мнения? - Конечно же, могут, ибо они ищут истину и, очень даже возможно, взирают на нее, но находятся на уровне несовершенного и расщепленного ума, и поэтому не способны постигнуть, увидеть истину такой, какая она есть, и тогда выхолащивают и принижают ее. 

Цитировать
Кто расправился с гностическими церквями?

Бытует расхожее и в корне неверное мнение - что церковь в видимой форме обязательно должна представлять некую земную организацию с жесткими правилами и пр. аксессуарами. Раннехристианская церковь таковой не была, и гностицизм таковым не стал. Он сохранил (в своих представителях) как бы жидкое, не догматизированное сознание. Гностические общины распались или были изжиты, но дух гностический (сознание) никуда не делся. 

Во-первых, есть истинный гнозис - именно ему были причастны и его выражали некоторые свв. отцы - среди них выделяется прп.Максим Исповедник. Во-вторых (уже пошли искажения), рационалистический гностицизм - удел жалких богословия и философии современности. В-третьих, гностицизм, весьма в падшей форме, живет в обрядоверии. Кроме того, умный гностический ум инициировал и пропитал христианство через многие ереси и тайные учения, которые сейчас выходят на поверхность. Нехристианский гностицизм живет и развивается в теософских учениях и жиреет на нью-эйджевской волне. 

Сейчас наблюдаем и переживаем кризис христианства, когда гностицизм, наоборот, выбирается из тайников, выходит из тени - и здравствует.

И этому феномену есть объяснение: если стремление к познанию - неистребимое свойство человеческого ума - ума, который насытится лишь тогда, когда напьется из истинного источника гнозиса, - то жесткое и ментализированное сознание с его тонкой рационалистической пленкой лишь этап поиска истины, уходящий в прошлое.

Христианский гностицизм я понимаю как форму компромисса христианства и архаической веры, где связью выступает магическое мышление. Более того, если раньше архаическая вера выражала себя в языческих символах, то сегодня она выражает себя в различных научных и квазинаучных символах - поля, энергии, информация....
Чем меньше Откровения и чистой веры, т.е. веры-чувства, тем больше рационалистического детерминизма, стремления расставить точки над i с помощью рассудка и всё необычное объяснить определенной магической схемой. + желание стать частью сообщества посвященных

Истинный Гнозис не может быть присвоен и осуществлен в единичной личности и ее жизни.
Самое близкое по смыслу понятие в современном языке это - channeling - не знаю как правильно перевести на русский язык (если не неудобоворимое "канализирование", может уже давно есть правильный термин). 
Чистая душа прикасается к Источнику всего сущего и черпает оттуда информацию согласно конкретному контексту. Это или ответ на заданный вопрос, или руководство к действию для вопрошателя, никак не связанными с личностью "канализатора".
Чаще всего информация проходит сквозь вещающего, не оставляя в нем никаких зацепок, даже не откладывается в памяти его.


«Истинный гнозис» рождается от бытия в Господе

Да!  Обожение - вхождение в бытие в Боге - и порождает истинный гнозис. Знание о Боге, на том же догматическом уровне или т.н. гностическом, без обожения, уже не истинные.

Безжизненность - как оторванность от Бытия - излом, перегородка между человеческим знанием о Боге и существованием в Нем.

Человек, вкусивший с древа познания добра и зла и павший, - гностичен по складу своего отяжелевшего ума всегда и во всем - до тех пор, пока не растворится средостение между лжеименным умом (дошедшим в своем падении до имяборчества) и Умом. Истинный Гнозис откроется уму Христову, о котором говорил ап.Павел. Не обретен ум Христов, значит, не обретено и Знание, а есть система явных или тайных представлений - искаженных отпечатков божественных тайн в уме человека. Искажение становится столь огромным, что теряется привкус тайны и глубинных знаний - и даже слова молитвы срываются с уст как шелуха семечек... Шелуха слов и шелуха мыслей загадили умственное пространство душевного человека и создали иллюзию обособленности, но сам ум был, есть и будет гностичным по своей природе и по своему устремлению к постижению Бога. В устремлении сем у него два пути развития: продолжать городить и "догматизировать" кучи мусора из безжизненной шелухи - в виде многоразличных систем - или расчищать эти завалы, открывая проход к свету. 

Итак, есть дети света - им "грызть" ядро Гнозиса, и есть дети шелухи - им остается подметать мусор.  Как только дети шелухи поднимут головы свои кверху, шелуха начнет спадать с их глаз.





Комментариев нет:

Отправить комментарий