Ярлыки

среда, 23 ноября 2016 г.

О прелести

Некоторые выдержки:

"Медитирующему рекомендуется повторять мантру и "сосредоточиться" на центре собственного лба (там находится "третий глаз" - выход в мир духовный). Со временем я научился видеть "внутренний свет", очень большой яркости и силы, белый, оранжевый, желтый и т.д. Во время видения этого света я чувствовал себя абсолютно счастливым как никогда в жизни; мне казалось, что я чувствовал присутствие какой-то "любящей субстанции" или "существа из света", которое меня любит так, как никто на свете меня не любил.


Я беседовал со многими "медитаторами" разных течений, все достигли одного и того же: видения света внутри (в моем случае даже и слышание внутреннего звука, вибраций)."

Мораль - видение света, ощущение счастья и присутствия любящего существа еще не является достаточным признаком благодатности опыта. Будьте бдительны! "И сатана принимает образ ангела света"

Увы, типичный случай.

Несколько замечаний.

1. У меня никакого доверия не вызывает сайт, с которого взята эта история (история-то распространенная). Океан осуждения на этом сайте. Мне видится, что осуждение - наихудшая из прелестей.

2. Аналогичных историй среди православных братий и сестер я знаю десятки, причем некоторые из них имели трагичный конец (сумасшествия и самоубийства). Вот только что еще одна печальная история дошла до меня: о следующем еще более серьезном этапе сумасшествия православной женщины, с которой я был хорошо знаком продолжительное время. А ведь была она в "полном" послушании у известного иеромонаха, когда стала у нее "крыша" очень конкретно ехать.

3. Еще больше историй знаю, когда люди сбегали от внутренней работы, испугавшись трудностей и неожиданных ощущений.

В связи с этим вот такая мысль: тот, кто живет теплохладной жизнью в номинальной вере, не находится ли в самой страшной прелести? Он не беседует с "ангелами" и не видит картинок третьим глазом, зато на 100% слушается своего эгоизма, которым невидимо для него управляют бесы, и вперивается во всех, кого не считает такими же православными, как сам, глазами осуждения и ненависти.

Самый типичный случай прелести - нерожденность от Духа! Вспомним, кого обличает Господь: сумасшедших, магов(!), прелестников? - Нет же! От магов Он получает дары, бесноватых излечивает, больных исцеляет, с грешниками и блудницами(!) ест и пьет... Господь обличает законников и фарисеев - тех, у кого крыша всегда на месте, и люди им доверяют. Именно здесь прелесть прелестей, и именно такие прелестники в законе умело отводят от себя подозрения, указывая виноватых на стороне.

Совершенно верно.  Свт. Игнатий в книге "О прелести" говорит о трёх видах прелести, первый из которых есть:

"Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос "

Второй вид - прелесть особого мнения о себе, а уже третий - психиатрическая прелесть (видения, голоса, ощущения и т.д). Вопрос какая из прелестей хуже - совершенно риторический, всё равно что спрашивать от чего хуже умереть - от чумы или холеры. Так что вопрос не в том как не впасть в прелесть, а в том как из неё выйти, не переходя из одного вида в другой. А главное - корень прелести лежит в гордости и самолюбии, а выход из неё - через смирение и самоотверженную любовь к Богу и людям, и вывести из неё, конечно же, может только лишь Сам Господь Духом Святым.

Для идущих путём умного делания однако возникает вопрос практический - как отличить благодатный опыт от психо-соматических, психиатрических или бесовских явлений? Об это много писали св. отцы, в частности преп. Григорий Синаит здесь - http://www.hesychasm.ru/library/sinait/hesychia_1.htm , а также см 5-й том Добротолюбия - преп. Григорий Синаит "Наставления безмолвствующим", гл.7 "О прелести"

В предисловии на книгу преподобного Григория Синаита старец Василий говорит: "Некоторые, не знакомые опытно с умным деланием и мнящие о себе, что имеют дар рассуждения, оправдывают себя, или, лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному деланию тремя предлогами или изветами: во-первых, отсылая это делание к святым и бесстрастным мужам, думая, что оно принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, представляя совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и пути; в-третьих – последующую этому деланию прелесть. Из этих предлогов, или изветов, первый – непотребен и несправедлив, потому что первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, то есть, умною молитвою, подобающею деятельным. Второй – безрассуден и неоснователен, потому что за недостатком наставника и учителя Писание – нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того, чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нее, они превращают это писание, и представляют его в основание к уклонению от умного делания. Если же ты страшишься этого делания и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца, то и я, на этом основании, страшусь, а не на основании пустых басен, по которым волка бояться, так в лес не ходить. И Бога должно бояться, но не убегать и не удаляться от Него по причине этого страха".

Я хочу еще раз отметить, что сами по себе видения, голоса и необычайные ощущения не являются прелестью. Многие люди (часто дети) что-то видят, слышат, ощущают не посредством физических чувств. Это почти обычное состояние, утраченное большей частью людей из-за своей прогрессирующей дебелости. В конце концов, сны снятся всем людям. Тонкое чувственное видение, слышание и пр. становится прелестью только тогда, когда принимается за благодать (истину).

Это постоянная ошибка - считать опыт, выпадающий за рамки рационального ума, сразу же прелестным. Ветхий ум сам прельщен, поскольку отгорожен от Бога и при этом судит, что духовно и что нет!

Третий вид прелести (по Брянч.) - принятие тонких чувственных переживаний за благодать - всего лишь специфический вариант первого (и второго) вида прелести. И поджидает третий вид прелести чаще тех, кто начинает осознавать ограниченность и пустоту внешнего человека. Итак, внешний человек прельщен духом сего мира по определению (первым и вторым видом прелести). При соприкосновении с внутренним (чувственным) миром представляет опасность третий вид прелести.

***как отличить благодатный опыт от психо-соматических, психиатрических или бесовских явлений?***

Как научиться плавать, если боишься войти в воду? Я думаю, пока не получишь опыт, не узнаешь, только представлять будешь.

Парадоксальный ответ: надо перестать бояться впасть в прелесть, осознав, что утонул в этой самой прелести до кончиков ушей. Страх перед прелестью порожден нераскаянностью, гордостью и самомнением - мол, какой я хороший, осталось только прелести избежать! :) Страх перед прелестью так силен, потому что нет упования на Господа и нет дерзновения идти за Ним. Держат человека прелести мира сего и стращают: "Смотри, к Богу пойдешь - в прелесть впадешь!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий