Ярлыки

пятница, 25 ноября 2016 г.

Глубинное проникновение в себя

Вопрос: У свт.Феофана Затворника в книге "Путь ко спасению" описывается "внутрьпребывание".Знает ли кто опытно,что это такое? 

Ответ: Можно по-разному смотреть на внутрьпребывание. Наверно, следует отметить несколько ступеней этого состояния. Человек ,собранный и умеющий сосредотачиваться, уже и вхож в какой-то степени внутрь себя. При сознательном сосредоточении и постоянной работе над собой открывается, очищается и расширяется внутреннее пространство. Нахождение в нем и можно назвать внутрьпребыванием. О внутреннем пространстве неоднократно упоминает Иоанн Кронштадский. Такое пребывание можно назвать и мистическим, хотя со временем оно воспринимается как обычное. 


Церковное обращение и рождение свыше - это иное. 

Вопрос: Что Вы имели ввиду, Александр? Не поняла. Что церковное обращение -это не есть рождение свыше? Или...что ни то ни другое не имеют отношения к внутрьприбыванию?  Поясните, будьте добры.

Ответ: Внутрьпребывание не есть ни церковное обращение, ни рождение свыше.
---
Благодать способствует приобретению состояния внутрьпребывания, но этого состояния можно добиться и не благодатью.

Цитата: Действительно, есть некое глубинное проникновение в себя-  в святая святых, в тайное; туда, где обитает дух человеческий,  где безмолвие и покой и первозданная чистота…

Ответ: глубинное проникновение в себя -  в святая святых, - больше, чем внутрьпребывание.

Вопрос: «Благодать способствует приобретению состояния внутрьпребывания, но этого состояния можно добиться и не благодатью.» - Каким образом?

Ответ: 1. Благодать вводит человека внутрь себя, однако не всегда. Неподготовленный человек вместо того, чтобы войти внутрь себя, может возбудиться, например, эмоционально (сильно расплакаться или возрадоваться)  - и, оставаясь вовне (внешним), растерять саму благодать. 

Благодать может и вывести человека из себя - восхищать. Здесь уместно вспомнить Павлово: Знаю человека во Христе, который ... восхищен был до третьего неба. 

2. Внутрьпребывание - это еще не есть нахождение внутри себя в единении с Господом. Митр.Антоний Сурожский так определяет его:  какой-то опытностью разовьется в нас внимание, собранность, то, что Феофан Затворник называл “внутрьпребывание”, т.е. то состояние, когда мы собраны внутри себя, живем в глубинах, и из этой глубины можем видеть надвигающееся на нас нападение. Внутрьпребывание - это внутренняя собранность и внимание. Если внутрьпребывание перед лицом Господа, то оно и освещено Божией благодатью, что, впрочем, еще не исключает ошибок и падений. 

Если же внутрьпребывание не перед лицом Господа, то оно и не благодатно. Состояние внутрьпребывания может быть создано и не божьими силами. Все определяется тем, кому человек покланяется. И наконец, возможны всяческие подмены и наслоения, когда и было внутреннее пространство создано и освещено благодатью, и вошел в него человек перед лицом Господним, а затем потерял благодать, а приобретение - внутреннее пространство и внутрьпребывание - осталось


Я около двух лет после прикосновения к некоторым святоотеческим трудам решила для себя просто так...Ни для каких-то конкретных целей говрить в себе мысленно иисусову молитву.Не задумываясь об опасностях на пути и заблуждениях. Прочитала о самодвижной иисусовой молитве и решила сделать её частью своей жизни.
В результате к чему-то пришла ...
1. Во мне откуда-то возникают ответы на мои же вопросы.
2. У меня есть ощущение присутствия и связи с Иисусом Христом. Есть одна иконка, которая у меня на рабочем столе уже несколько лет. И я, глядя на неё давно уже сверяюсь что ли...Смотрю на выражение Иисуса Христа и словно ответ получаю...Чаще вижу очень любящий взгляд...Иногда бывает строгий, твёрдый. Я понимаю, что пишу наивно...Как уж могу. И надеюсь на Ваше понимание.
3. Однажды я внутренне поняла, что место молитвы находится должно в центре груди...Словно прячешь её вглубь и, хочется согнуться немного, хочется руки сложить лодочкой у груди. Это само изнутри идёт. И лишь потом я осознаю, что видела такие молитвенные позы на картинках.
4. Однажды я почувствовала, что она действительно самодвижная. Забудешься...идёшь...и и ловишь себя на том, что молитва говорится внутри, без моего осознанного участия, сама включается. Правда нужно оговориться, что раньше, несколько лет назад я мантры повторяла бесконечно. Возможно и молитва на этом уровне двигалась...Не знаю.
Сейчас всё сбилось правда.
Заново взялась. Но хочу творить короткую  молитву:"Господи, помилуй". Так можно?
И меня тревожит, не впала ли я, что называется в прелесть?

Если Вам нетрудно.
Что обо всё об этом Вы думаете?


Я думаю, что Вы вошли в очень характерную область, которая раскрывается по мере погружения в молитвенную жизнь. При движении внутрь себя начинает открываться внутренний мир. Для этого мира свойственна некая (начальная) интуиция, ощущение присутствия и множество других переживаний, которые оставались за порогом восприятия во внешней жизни. 

Такое погружение - с серией новых переживаний - практически неизбежно. И я полагаю, что тот, кто их не имеет (на этом начальном этапе), просто не обладает достаточной чувствительностью либо не сумел сколь-нибудь углубиться в себя и плавает на поверхности.

Эти переживания - знак движения внутрь. Не более. Надо понимать, что движение внутрь себя лежит через скрытые (оккультные) области умственного и душевного пространства. Люди, живущие внешним миром, привязаны к нему внешними образами. Эта привязанность - одно из основных проявлений фальши (прелестности) их существования - фальши, введенной в норму мира сего. При молитвенном вхождении внутрь себя появляется три опасности: 1) принять новые переживания за чистую монету, типа откровений от ангелов; 2) испугаться и сбежать; 3) неосознанно привязаться к новым переживаниям. Первая - весьма грубая - опасность больше грозит для неразборчивых и тщеславных людей с эзотерической жилкой. Вторая - обычная проблема для людей внешнего образа воцерковления. Третья опасность долго преследует всех, кто серьезно подвизается на этом пути.

На начальном этапе (вхождения внутрь себя) третья опасность, пожалуй, больше преследует женщин. Они эмоционально более чувствительны, а именно эмоции в этом случае первыми и просыпаются. Также для этого этапа характерно домысливание и оформление своих переживаний в известных благочестивых образах.

Если у Вас возникают ответы на Ваши же вопросы, то это нормально. Но нельзя привязываться ни к этой (новой, лучше сказать: забытой старой) способности, ни к самим ответам, и ни в коей мере не считать их некой истиной. Если Вы чувствуете связь с Господом, взирая на Его иконку, и взгляд Его меняется, то это неплохо, но никак не является истиной в последней инстанции и скорее выражает Ваше состояние и отношение... Если Вам хочется сложить руки лодочкой на груди, сложите их, но не превращайте этот молитвенный жест в некую значимую вещь.

Если Ваша молитва на некоторое время становится самодвижной, в этом нет ничего странного. Вы же молитесь несколько лет... Только самодвижность не является ни целью молитвы, ни признаком ее благодатности.

Важно идти без привязанностей (как со знаком "+", так и со знаком "-") к любым переживаниям и опытам, не принимая и не отвергая...

Формулировку молитвы, естественно, можно (в известной мере) менять. Если есть желание молиться более короткой молитвой, так и молитесь.
---

Надо идти дальше и глубже, отслеживая свое состояние, приучая ум к тишине, а чувства - к мирному и равновесному состоянию. И будет открываться сердечный вход.

Вопрос: Но как ее вычленить, суть учения? Я не о "технических приемчиках" говорю. А о самой сердцевине, без которой так и буду хватаься то за одно, то за другое, но цельности пути Делания не будет и в помине. И христианином не буду тогда, а так, начотчиком.

Ответ: Эта суть практически не ухватывается (обычным) умом. Но ум может увидеть оставленные вехи. Водительство же с самого начала (только скрыто) осуществляет  Бог - с призвания

Оставленные вехи - это накопленный опыт в различном виде (богословие, толкования, поучения, догматы, технические приемы...). Расширительно: вся православная жизнь.

Цитата: Ночью лежишь, о чём-то думаешь...
Цепочка мыслей увлекает дальше и дальше. 
Попутно наблюдаешь за потоком мыслей ...
...
Поток несёт и несёт...
Уже нет мыслей. Есть удивительное состояние. Чувствуешь себя точкой в бесконечности. 
Эта точка - я сама - одновременно сжимается и расширяется. Маленькая и тонкая-тонкая.
 Нет в моём запасе слов передать это ощущение.

Ответ: Опять-таки это очень характерное (и хорошее) переживание. И полагаю, немало людей похожие переживания имели в детстве... И многие их напрочь забыли или просто не отметили в памяти.

Эти состояния могут возвратиться (иногда спонтанно) и в старшем возрасте. И правило для них простое: не ублажаться ими, поскольку они не имеют главного значения, но и бояться их не надо. Бояться их не надо еще по той простой причине, что страх является неизмеримо худшим состоянием души. И страх очень заразителен

Цитата: Александр, тут все же есть еще кое-что - не ублажаться и не боятся разумеется верно, но этим состоянием надо все учится пользоваться. Иначе выходит, что им просто пренебрегаешь.

Ответ: Это верно. Как следующий шаг. Проблема в том, что ум... вся натура "православного совка" заражена страхами. Это уже одержание серьезное - бояться любых переживаний и опытов. Вначале надо хоть как-то освободиться от этих страхов и понять, что без опытов и переживаний различных состояний и жизни-то нет. Точнее, эта жизнь становится ужасом осуждения и страхом наказания.

Цитата: Ум, помещенный в сердце, неуязвим для помыслов.

Ответ: В случае благодатности молитвы неуязвим. Впрочем, здесь все сложнее... 

Проблема же в столкновении со внешним миром, когда ум вынужден покидать сердечное место. Его просто выдергивают оттуда насильственно, и тогда остается та тонкая связь, о которой говорит  Глубоко внутри - наверное в сердце - ощущаешь непрерывную молитву. Эта тонкая связь становится поддерживающей нитью при спуске в подсознание. И она же - жгучее напоминание о божьем при выбросе в мир внешних дел.

Цитата: Кажется, когда созреешь, молитва сама легко помещается на уровне сердца...вернее как-то перед сердцем. Словно ложатся слова в это место-небольшое пространство. Сверху вниз.
 Пока так чувстсвуется...Ощущения несколько различаются всякий раз конечно...Но словно молитва ушла на новое место при некоторой помощи с моей стороны.
Так бывает?

Ответ: Бывает.

Вопрос: Такой вопрос...может наивный ...установившийся в сердечной области ум, должен видеть пространство которое в голове?...т.е. я так думаю что вообще всё тело изнутри должно быть видно, ведь душа выполняет контуры тела…

Ответ: Видение внутреннего пространства весьма и весьма отличается от обычного образного видения - по типу: тело видно изнутри. Это другое измерение, в котором душа намного больше (и глубже) тела. Могут присутствовать и образы, но они уже имеют символическую нагрузку. Есть и "видение"-ощущение энергетических потоков. Надо понимать, что это не двухмерная и не трехмерная картинка. Хотя люди с развитым воображением могут видеть именно такие  (2D и 3D) картинки.

При мысленном схождении в грудь пересекается (и возбуждается) эмоциональная часть души. Я уже говорил, что эмоциональное умиление (и эмоциональное чувство раскаяния), которого с трудом достигают новоначальные, на этом этапе практически становится техническим приемом. 

Но есть и более глубокое вхождение - соприкосновение с духовным сердцем. Взгляд на него - и оно, поскольку уже пробуждено, откликается радостью на знак внимания нашего ума

Вопрос: А нельзя ли поподробнее о том, как совершается литургия в сердце?

Ответ: Ум, стоящий в сердце, призывает Господа в молитве, и, если сердце преуготовлено и есть на то Его милость, сходит благодать. На некоторых этапах эту благодать можно (не обязательно именно так) воспринимать как светоносную чашу (в сердце или груди) и ощущать исходящее от нее тепло, мир, тихую радость... Если есть мистическое видение (или развитое воображение), то можно узреть и ангелов, спускающихся с Чашей. Впрочем, такие видения большой духовной ценности не имеют. Они представляют скорее укрепление для "новоначальных" и на любых этапах молитвы могут обернуться прелестью.

Есть и опасность такого рода: может прийти какая-нибудь эмоциональная сила или раскрыться не духовное сердце, а эмоциональное. Придет умиление и чувство покаяния, появятся слезы, но духовного раскрытия не будет. Отличить эмоциональное раскрытие от духовного можно по плодам. При эмоциональном раскрытии человек становится эмоционально чувствительным и как бы более душевным. По душевному - доброжелателен, радостен, любвеобилен и пр. Эмоции и подочищенные страсти будут копировать духовные проявления. Вся эта лепота обрушивается вмиг, когда пробуждаются более глубокие страсти. И вот уже потоком изливается гнев на головы врагов, зло вибрирует осуждение, накатывает страх - или, в ином варианте, всячески защищается и оправдывается родовой и корпоративный эгоизм. 

Есть еще одна опасность, которая встречается реже и которая намного страшнее: это холодно-рассудочное освещение сердца - полная подделка сердечной литургии, когда рассудочный ум, благодаря длительной аскезе, протискивается в район сердца и завоевывает околосердечное пространство. Тогда эмоции иссушаются, сердце становится холодным, появляется возможность сознательно сублимировать низовые страсти.

Вопрос: «Есть еще одна опасность, которая встречается реже и которая намного страшнее: это холодно-рассудочное освещение сердца»
- Почему страшнее? При отсутствии эмоциональности невозможно раскрыть духовное сердце? Если есть возможность взять под контроль низовые страсти, то это же хорошо?!

Ответ: Потому что приходит не свет благодати, а свет собственного ума или, что и страшно, свет демонического ума.

Вопрос: Это понятно! Но всё же отсутствие эмоциональности - холодность, сама по себе не говорит об одержании демоническим светом!?

Ответ: Не холодность, а скорее эмоциональная прозрачность. Конечно, она не говорит об одержании.

Укажу еще раз, что описание сердечной литургии надо рассматривать в символическом плане, но не в практическом. Т.е. ни в коем случае не воображать, к примеру, что крест водружается на пупе молящегося. И т.п. Об этом говорит и Евгений. Не надо конструировать образы. Надо правильно соотносить элементы Литургии с внутренним состоянием при молитве. И легче всего сделать это соотношение на самой Литургии в храме при условии, что мы в теле Церкви, а Литургия имеет действенную силу. Вообще, это очень сильное переживание - и по благодати, и по ее изъятию, когда Литургия ломается неправильным служением.

Вопрос: «Я вижу область головы, груди..если надо + чрево...»
- правильно ли я Вас понял.
что Вы анатомически видите все это?

Ответ:  вообще-то это видение не анатомическое. Могу предположить, что у некоторых людей возможно как бы наложение анатомии на такое видение. Это иное, умное или (здесь) душевное, пространство, которое некоторым образом согласовано с физ.телом (анатомией, по Вашему).

Вопрос: Было интересное наблюдение...
У меня чувства возникают в точке пересечения сосковой линии и середины грудины...НО...молясь в чреве неожиданно для себя...с удивлением ...заметил что эта точка перенеслась в чрево в район пупка...и там так же были чувства, а в груди эта точка ощущаться перестала...
Хм!...и чё это за перенос центра который не может переноситься?...
Либо чувства могут возникать в разных точках...местах входа в сердце?...непонятно...кто в курсе чиркните ...
 
Ответ:  думаю, лучше не придавать особого значения всем этим локализациям, и, тем более, не входить в излишнее рациональное умстование по их поводу. Локализации имеют место быть, но жестко привязывать силы (или составы) души к конкретным местам не следует. Важнее иметь живой опыт и не слишком загонять его в навязываемые схемы. Кроме того... скажем, озаренные смыслы приходят сверху - из того, что находится над головой (вспомним нимбы над головами святых). Ряд глубоких подсознательных процессов переживается на уровне ног и даже ниже - под ногами. Страсти не тупо локализируются в определенном месте, а живут и развиваются и, в частности, поднимаются и опускаются. У одной страсти есть много уровней проявления. Когда человек сознательно собирает волю, то задействовано солнечное сплетение. Умственные волевые импульсы-приказы - на уровне головы. Желательные импульсы, которые у многих подменяют волеизъявление, поднимаются из живота. К примеру, из низа живота - сексуальные импульсы, которые, ес-но, пробуждают волевой толчок на их реализацию. 

К аффективно-раздражительным силам, в частности, относятся и эмоции. Область проявления эмоций связана со всей верхней частью груди (примерно от сердца до горла) и не привязана ни к левому, ни к правому соску, хотя и может иметь как бы левый и правый потоки. И тд. Если опытно видеть эти процессы в взаимосвязном движении, которое происходит даже не в нашем физическом времени и пространстве, если знать, что человек в своем умственно-душевном составе не ограничен  одними привязками на уровне груди и живота, а у него есть еще голова, руки и ноги, которые также связаны с душевным телом, и наконец, если знать, что человек по душевному протяжению и распространению как бы больше, выше и ниже своего физического тела, то интерес к размещению душевных составов выше-ниже правого-левого соска быстро пройдет.

Вопрос: Вопрос...почему взгляд отгоняет чувства(приходящие извне)...

В поисках ответа обнаружил следующее...
Взгляд внутрь бывает разный...можно идти внутрь через вне...т.е. как бы смотреть через кожу...а можно уводить взгляд куда то к затылку и впадая в некоторую отрешённость(транс) идти как бы спереди позвоночного столба...
Однако мне кажется хрен редьки не слаще ...и суть вопроса состоит в том что бы взгляд не был телесным...смотрел бы не в телесную часть души а в её духовную часть...находящуюся как бы в другом измерении...вне тела...однако это сложно вымучить...наверное по тому что даётся...а как быть...что делать что бы научиться зреть духом...не знаю...
Ничего не получается...

Ответ: Лучший взгляд (направление внимание) уже давно назван в классическом варианте умной молитвы: вхождение в сердце через горло. При этом взгляд действительно как бы уводится в некое отрешенное состояние (только я не называл бы его трансом, поскольку контроль над умом, чувствами и телом не теряется) и затем опускается (с молитвой) вниз. Но... мы не всегда молимся такой молитвой, мы далеко не всегда и можем ей молиться, напр., при выполнении работы, которая требует сосредоточенного внимания ума, при общении, при созерцательном размышлении (не в сердце) и др. И получается, что при работе, которая требует подключения рацио, место внимания смещается ко лбу, при созерцании оно может сместиться выше, при спокойном состоянии (напр., на прогулке) быть в районе затылка или над ним. И, конечно, это не телесный взгляд, а взгляд умный.

Такой взгляд может отгонять чувства (и мысли), но может и притягивать, если направлен на их растравление (по типу: вызвать чувство умиления, покаяния, смирения...).  Потому что он, если организован, обладает силой. 

О чувстве нереальности вокруг. Это известное явление, когда приоткрывается скрытая реальность и начинаешь понимать, что жил до этого во внешней пленке, которую принимал за всю действительность.

И еще о взгляде. Когда путь к сердцу откроется, а ум в сердце будет принят и там устоится, то обращение ума (через его взгляд) к сердцу происходит почти автоматически: взглянул в сердце, а ум уже там (при условии неосуждения ума и молчания чувств/страстей). Более того, ум может одновременно пребывать и в сердце, и наверху (напр, над головой).

Цитата: +++Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы

это глазами написано смотреть на пуп, а вниманием-то ума в область сердца:-), да и не просто где область сердца, а там где душевные силы. См. свт. Игнатия и у др. отцов, где они, эти душевные силы, и не слушай всяких баек от людей, которые выдумывают свою собственную, а значит практически с неизбежностью прелестную аскетику

Ответ: Кстати, уже у второго человека встречаю эту подмену, когда слова "устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп" объясняют, явно искажая смысл. Чувственное око со всем умом - это никак не физические глаза, потому что со всем умом, т.е. со всем вниманием, и еще потому что чувственное око должно быть чувственным (внутренним зрением, зрением чувств), а не просто внешним физическим взглядом. И уж всяко "со всем умом" означает, что ум смотрит в чрево. И правильнее понимать область сердца опять-таки не как узколокализированный район физического сердца, а душевную сердцевину человека, которая сопряжена и с его чревом.

Вопрос: Что значит "неосуждение ума"?...

Ответ: Это и означает. Обычно осуждающий ум мутен и буен. Поэтому он не может опуститься в сердце. Да и сердце его не принимает. В некоторых случаях осуждающий ум, если он развит и организован, может насильно втиснуться в район сердца. И он может подменить и даже убить нарождающегося ребенка Духа в сердце. И тогда в сердце будет развиваться порождение ехиднено.

Нельзя жестко привязывать место сосредоточения (по типу - два пальца выше левого соска или точно посреди груди), а также точно указывать на локализацию в физ.пространстве (теле) чего-либо из невидимого (душевного) мира. Уже много раз говорю об этом. И все возвращается вспять - к рутинному и ограниченному набору из нескольких элементов. Помыслы, вообще-то, образуются в сердце (по классическому варианту), поднимаются вверх, оформляются в слово в горле, а в голове обретают рациональный смысл. Но помыслы могут и спускаться сверху, и приходить от стороны - от других людей. Помыслы в голове - это только частный случай. И узреть такие помыслы можно умным зрением - зрением ума, укорененного в сердце. 

 не полезно сводить богатое отеческое наследие к какой-либо схеме, которая, в конце, совсем мельчает и извращается.  Полагаю, Вам хорошо известно, что в православной аскетике выработано несколько подходов к проблеме мест сосредоточения. Эти подходы нельзя ни отделять друг от друга, ни, тем более, противопоставлять, ни догматизировать. Иначе живое учение умрет.  

Один подход гласит, что место сосредоточения не так уж и важно. Важнее внутреннее состояние человека (его чистота, смирение и пр.). Неразумные адепты этого подхода доводят его до абсурда, заявляя, что учение о местах сосредоточения - полнейшая ересь.

Другой подход был направлен на развитие учения о местах сосредоточения, но в связи с катастрофическим падением уровня монашеской жизни был почти забыт или извращен. Этот подход предполагал сосредоточение на пупке для вхождение в сердце и рекомендовался для начинающих(!). 

Третий подход вырабатывался в период возрождения умного делания (с конца 18 в. до 20 в.). Читая Василия Поляномерульского, можно увидеть насколько он был еще не жесток и свободен от мелочных указаний, как свободно аппелировал к соматическим процессам, возникающим при молитве, не называя их огульно прелестными, как не раболепно обращался к благодати. В этом подходе проповедовалось сосредоточение на верхней части груди (сердца), особенно для новоначальных. 

Со временем третий подход выродился в жесткую догматическую схему, в которой уже появились "два пальца", стал культивироваться страх перед прелестью и  выстроились запреты перед внутренней работой в пользу внешней молитвы. Развития и завершения этот подход так и не получил. Он так и остался на уровне новоначального вхождения в молитву. В настоящее время из третьего подхода сделали мертвую схему.

Посмотрите, если Василий Поляномерульский неоднократно говорит, ссылаясь на Григория Синаита, что сам опыт учит молитвенника отличать прелестное состояние от непрелестного, то в более поздние времена проповедуется один лишь страх и любой внутренний опыт априори записывается в прелестный. 

Эти разговоры - с выверением сосков, пальцев  и ребер - очередная ловушка лжеименного ума. Еще один способ превратить молитву в догматическую схему, которой можно бить по голове отступников от нее.

Мы уже неоднократно обсуждали - на каком месте будешь сосредотачиваться, то место и будет ощущаться. И сами ощущения можно привязывать к конкретному месту (невольно проецировать на него). Это ерунда - для экспериментов, которые необходимы лишь при начальном усвоении. Надо идти дальше умом своим, отвязываясь от внешних ощущений и узких локализаций. Используя эти локализации лишь для вхождения вовнутрь, но не для усиления их.

Далее. Также на форуме говорилось, что возбуждение похотной страсти при сосредоточении на нижней части сердца происходит по самой простой причине - все, что ниже середины груди, у людей, уже поднаторевших в сердечной молитве, представляет огромную мусорницу. Чем больше эта мусорница, чем выше поднимается похоть. У обычных людей она легко изливается из душевного сердца в виде эмоций, и похотью забиты их головы. И уже само сосредоточение в районе верхушки сердца может вызвать похотный эмоциональный шквал. Идем умом ниже - подбираемся к источнику блуда. Отказываемся идти, копим блуд в себе под благочестивой маской и различными душевными извращениями.

И последнее. Все эти зажатые ощущения - в конкретных местах - идут от нашей неочищенности.  Пока человек неочищен насколько, что и не чувствует ничего, то для него даже проблеск таких ощущений воспринимается как очень значимая вещь. Человек, в силу своего эгоизма, или боится таких ощущений, называя прелестью, или возвеличивает, принимая за благодать. Затем гордостный ум раздувает страх перед ощущениями и плодит запреты на них или начинает эти ощущения коллекционировать, раскладывая по своим ветхим полочкам. Открывается сердечная дверь - и надо идти дальше, а не устраивать вокруг пляски, изучая сердечные боли и всхлипы.  И тогда откроется огромное пространство. А вопрос о локализации тихо завянет и отпадет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий