Ярлыки

среда, 23 ноября 2016 г.

О талантах

Притча:

Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 

(Матф.25:14-31)

В числе пять (талантов) можно увидеть выраженность человека и способ его восприятия. Напр., человек посредством  соответсвующих 5-и физических органов воспринимает вещественный мир через пять чувств. В числе два - знание о духовном и чувственном, внешнем и внутреннем, божественном и человеческом. В числе один - упавшее семя, здесь на неплодородную почву, похороненное, не давшее урожая.

Два по пять талантов - пять внутренних чувств, которыми обладает внутренний человек (как мы знаем из откровений, в умопостигаемом мире можно видеть, слышать, обонять, осязать, вкушать), должны найти свое выражение и соединиться с пятью чувствами человека внешнего. Или, наоборот, человек, отталкиваясь от внешних чувств и погружаясь во внутренняя, находит и раскрывает внутренние чувства. 

Два по два таланта. Само знание о духовном и чувственном, внешнем и внутреннем и т.д. возможно с двух позиций: внешней и внутренней. Человек, находясь во внешнем, может знать о внутреннем только в образах, не соприкасаясь со внутренним непосредственно (первая двоица). При непосредственном контакте с внутренним внешнее не исчезает, но центр восприятия начинает перетекать вовнутрь (вторая двоица).

Один (зарытый) талант - это нереализованный дар. По даром следует разуметь не только какую-либо способность, но дар вечной жизни, который должен быть обретен через дар жизни земной и временной.

Евангелие, будучи словом Божиим, бесконечно и неисчерпаемо как неисчерпаем Сам Бог, в каждой фразе и притче можно найти множество смыслов уходящих глубже и глубже. 

Думается можно также предложить такое простое толкование притчи о талантах: талант - это всё что нам дал Бог - и наши естественные склонности и способности, и обстоятельства жизни. У кого-то они более благоприятны для спасения, у кого-то менее. Например, преп. Симеон Новый Богослов несомненно жил в более благоприятных обстоятельствах, имел истинного наставника, имел больше воли, душевных сил, наклонности к внутреннему и духовному, умственных способностей для духовной жизни чем, например, наш современник, расслабленный, влекомый во внешнюю суету, обремененный заботами о семье и хлебе насущном, неимеющего наставников. Как часто приходится слышать от нашего брата - "Бог не наделил меня способностями и силой к духовной жизни, и поместил меня в жизненные обстоятельства не способствующие спасению, поэтому духовная жизнь, очищение сердца, непрестанная молитва, жизнь по заповедям - не для меня, это для монахов и для сильных духом, а я может и так спасусь как нибудь, говорят Бог милосерд". Вот притча о талантах как раз и говорит что малость таланта (недостаток способностей, неблагоприятные жизненные обстоятельства) не может быть оправданием для нашего бездействия в духовной жизни. Спасение - это синергия человеческих усилий и Божией благодати, без воли и усилия (насилия над собой) человека Бог не спасает. От человека требуется максимум духовных усилий в любых обстоятельствах, а результат - уже дело Божие.  В особенности это относится к умному деланию - какие бы не были неблагоприятные обстоятельства (отсутствие наставников, оскудение веры вокруг, мирские заботы), это не может быть оправданием для бездействия в духовной жизни и отказа от умного делания. Я согласен с Александром, каждому человеку Бог даёт по крайней мере один талант - дар вечной жизни, и каждый может его или реализовать или зарыть в землю, независимо от его способностей и жизненных обстоятельств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий