Ярлыки

понедельник, 14 ноября 2016 г.

Новоначальным



Вопрос: Все ли должны и могут быть исихастами ?

Ответ: Господь говорит всем:  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Цель задана, а способы достижения различны. Неизменно одно: сама цель - совершенствование. Чем ниже мы "роняем" исихазм, понимая под ним некие технические элементы работы над собой, тем явственнее возникает проблема, поставленная  в вопросе: все ли должны и могут быть исихастами? Но вопрос можно поставить иначе: все ли должны стремиться к совершенствованию в Господе? И на него уже не дашь двойственного ответа, поскольку для всех поставлена цель: быть совершенным. Итак, что понимаем под исихазмом: совершенствование во Господе или какой-то набор обособленных практик? 

Ведь как в миру: не все красноречивы, но все учатся говорить, не все пишут стихи, но все постигают грамотность... Так и в духовной жизни: учиться и совершенствоваться надо всем, но не под одну гребенку. Развитая система образования может стать отдаленным образом духовной "школы" исихазма, когда собственно наука начинается только в институте, но уже в первых классах учат азам исихастской грамотности.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=460.msg2995#msg2995

Вопрос:  в каком возрасте можно начинать практиковать Иисусову молитву?

Ответ: Ответить на вопрос, в каком возрасте можно приступать к Иисусовой молитве, не просто. И, наверно, поэтому Evgeny отвечает цитатами, смысл которых: молиться следует всем.

В самом вопросе  заложено немалое искажение - дробление на "можно" и "нельзя" (здесь по возрастному признаку). Бинарное мышление разделяет, противопоставляет и сталкивает "лбами" стороны и проявления единой вещи, будучи не чувствительным и слепым к ее событийному прорастанию и развертыванию, в котором высвечиваются и прячутся различные грани - в единстве становления. Посему нельзя построить общего правила и надвинуть его на всех: от сих и до сих  не молись (как в "нашем" случае), а потом - можешь.

Как же мудро говорит ап.Павел: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

А вот говорит Господь: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

И в каком возрасте могут приступать такие дети к молитве, если их жизнь уже есть услышанная Господом молитва? Однако, Божий дар может быть утерян, его надо восстановить, поднять и очистить. Эта работа непростая, она требуют "взрослых" навыков и умения. Если к ней подойти неподготовленным и неокрепшим, велика опасность оступиться...

Так в каком возрасте можно приступать к Иисусовой молитве? Это не простой вопрос. Приступать к Иисусовой молитве - это как приступать Господу. И даже ученики Его ошибались, не пуская детей к Нему. Но среди Его учеников детей не было.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=382.msg1954#msg1954

Вопрос: ***И если умное делание обязательно для спасения, то получается что только исихасты спасутся?***

Ответ: Мы постоянно на форуме говорим, что исихазм (и умное делание) не есть просто практика, техника, течение, богословие... а образ жизни во Господе, способ отношения человека с Богом. Умное делание распятого разбойника благоразумного заключалось в его выборе на кресте и исповедании Господа Распятого. Миллионы прихожан крестились, постились, причащались... и что? Точно также можно прочитать и изучить кучу различных практик (молитв, канонов...) и не понять из-за нежелания заниматься умным деланием, а не его имитацией, то, что понял благоразумный разбойник и не понял Кайафа.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=74.msg452#msg452

Вопрос: Можно ли молитвой, с ее помощью приобрести добродетели?

Или молится могут смиренные?
Ответ: Если молитва станет частью жизни, и жизнь начнет обретать молитвенную силу. Верно сказал Евгений, молитва и есть добродетель, когда она направлена к Господу.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=721.msg6751#msg6751

Вопрос: Как-то уже интересовался, имеет ли кто-нибудь теперь благодать в сердце? Не ответили.  Или побрезговали, или побоялись потерять, кто имеет. Вот и теперь молчат.

Ответ: Ощущение благодати в сердце - это стартовая позиция, с которой и начинается умное делание по сути. До этого - предуготовление и поиск.
 Молчание  - не брезгливость и не страх потерять.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=267.msg10090#msg10090

Вопрос: Можно будучи мирянином заниматься исихазмом?Или обязательно нужно уйти в монастырь?

Ответ: Для того, чтобы заниматься умным деланием, уходить в монастырь не обязательно. Главное - поиск Бога.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1218.msg12942#msg12942

Цитата: Вообще, целью молитвы может быть только покаяние.

Ответ: Нельзя же доводить до абсурда идею покаяния и откровенно раздваивать молитву, отнимая от нее самое главное. Цель молитвы "прописана" самим смыслом молитвы. Если мы молимся: Господи, помилуй! - то смысл и цель ее в нашем помиловании и спасении. Через изменение нашего ума и чувств (покаяние).

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=19.msg13262#msg13262

Вопрос:  «Инок Всеволод Богообщение. Пять глав о непрестанной молитве» Мне понравился этот труд так как в нем много пояснений практических советов к молитве, и для меня было главным напоминание о том что молитва это покаянне..

Ответ: Да, это неплохая публикация инока Всеволода, она уже давно - в нашей библиотеке, и упоминается в ней о главной цели христианской жизни - стяжании Святого Духа. Но само название "Богообщение" уже мало соответствует содержанию, поскольку богообщение сводится (это не так) к непрестанной молитве, а в непрестанной молитве (которая, кстати, может быть безблагодатной) выделяются только некоторые внешние ее стороны.

В статье потеряна цель молитвенного обращения: это покаяние, а не созерцание - так говорится о назначении молитвы. Главная цель не созерцание и не покаяние, главная цель четко и ясно прописана в самих словах молитвы - об этом автор забывает - наше помилование и спасение, и очень часто - воздание хвалы Творцу.

Вот и мытарь из притчи - он просил в своей молитве не покаяния, а покаянно молил о милости. Милость же Божия не какая-то абстракция, прикладываемая к покаянию, а благодать, преизобильно изливаемая на молитвенника, который изменил свой  ум так (т.е. покаялся), что смог принять эту благодать Святого Духа.

Вообще православные молитвословия очень дерзновенны. В Господней молитве мы обращаемся к Богу, как к нашему Отцу, в молитве Святому Духу просим Его войти в нас..

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1295.msg14548#msg14548

Вопрос: На данный момент я считаюсь членом церкви христиан веры Евангельской, но с некоторых пор нет в душе покоя… что мне делать: Уходить ли из собрания, или же остаться чтобы  и остальным может быть подаказывать путь к Господу в сердце? Надо ли просить благословения на умное деланье у нашего священника православного (терпя перегар может быть)? Как лучше устроить внешнее хождение? С какой книги начать лучше?

Ответ: Лучше, когда уход совершается "органически", без излишнего насилия - ухожу, потому что исчерпал возможности этого места:  без осуждения, без хлопанья дверью на прощание, осознавая недостатки и не принимая их - с благодарностью за все хорошее, что было. 

Брать благословение на молитву и умное делания у священника, который ими не занимается, не разумно. При искреннем поиске Господь откроет в дальнейшем человека, который благословит.

Внешнее хождение. Если есть выбор, то лучше ходить в небольшой храм, где служит хотя бы один священник, к которому есть доверие. Монастырский храм предпочтительнее. По крайней мере, там скорее встретишь благочинные службы. 

Чтение. Узнавать православие лучше из книг и бесед митрополита Антония Сурожского. Об умном делании и монашеском житии-бытии - у архимандрита Софрония (Сахарова) - книга "Старец Силуан". О молитве - у архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Затем познакомиться с творениями свт.Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, а лучше - систематически изучать свв. отцов и почитывать Добротолюбие.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1388.msg17007#msg17007

Вопрос: когда стоит брать чётки в руки, или это неважно можно и без них?
Почитав форум и другую литературу, я понял, что молится Иисусовой молитвой можно под руководством опытного наставника, либо на свой страх, осмотрительно и осторожно, но в последнем случае, всё-таки стоит взять благословение у священника? Ведь так?

Ответ: Можно молиться без четок, лучше - и ответственнее - с четками. Осмотрительно и осторожно - в том смысле, что не надо на себя брать самовольно больших правил. Благословение лучше взять, только не у первого попавшегося священника, а присмотревшись и найдя того, кто молится и отслеживает не только других, но и себя. Молитву личную (с четками) лучше сочетать с молитвой церковной. Вообще, следует обратить большое внимание на церковные службы и не пропускать их. Если становится плохо на службе, занимать место ближе к дверям или к стеночке, чтобы можно было выйти на свежий воздух ненадолго (или опереться). Да и молитва личная вряд ли стронется раньше, чем освоитесь на церковной службе.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1388.msg17072#msg17072

Вопрос: Ох, а как я узнаю, что священник молится? И я ни разу не видел, что бы он кого-нибудь отслеживал. У нас в приходе служит 5 священников, и я с ними кроме как на службе встретится не смогу.
То есть надо сначала хорошо знать церковную службу, а потом приступать в молитве Иисусовой?
Да, на службе так и стою около дверей, когда народу мало всё хорошо, когда много набьется, тогда бывает плохо.

Ответ: 1) Можно ведь увидеть, насколько благоговейно священник служит, узнать, как он исповедует, какая-то и информация просочится... Это дело времени. Кроме того, есть и другие храмы, есть и монастыри.

2) Надо пожить церковной службой, она поможет личную молитву наладить. И личная молитва со своей стороны способствует восприятию службы в церкви. Я считаю, что лучше посещать небольшие храмы, где служат благоговейно (если есть на то возможность). В больших же храмах лучше выбирать ранние службы, когда меньше захожан. Когда народу набьется много, то плохо становится по вполне понятным причинам, и перемучивать себя, полагаю, не надо.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1498.msg20805#msg20805

Вопрос: В Иисусовой молитве говорится "Господи... помилуй мя грешнаго". Что мне неясно, так это то, зачем просить вселюбящего и всеблагого Господа о Его милости, если из самого факта его любви следует, что милость эта присутствует постоянно…Прошу разъяснить.

Ответ: Господь дает все, что нужно, и Он же дает нам молитву, в которой мы обращаемся к Нему. 

Просьба о милости - призыв к благодати, которая может приходить по-разному, чтобы она была явлена нам именно как Милость Божия. 

Господь дает все, что нужно, и при этом мы должны совершать встречное движение: жаждать, алкать, просить и пр. 


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1163.msg11480#msg11480

Цитата: Кто творит молитву не должен забывать о необходимости внешних дел добродетели. Поэтому следующий камень основания молитвы - любовь к ближнему, но не на словах, а на деле…

Ответ: Любовь к ближнему не основание молитвы, а одна из ее вершин. Любовь к Богу, которая вкупе с любовью к ближнему, - цель молитвы.  Исполнение любви - ее плоды - мы видим в делах. И, одновременно, дела являются молитвой в действии - восхождения и обращения человека к Богу.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1741.msg45373#msg45373

Цитата: «Я знаю, что преобразовывать что-то во внешнем можно лишь одним путём - через себя, через собственное внутреннее изменение и т.д.»
- Сложилось впечатление, что что-то в этом есть, есть зерно.

Ответ: Это суть. И это неоспоримый факт. Когда получаешь такой опыт вначале, то удивляешься и даже думаешь, что он может быть случайным. А затем жизнь становится сшитой из таких опытов: совершенная работа внутри себя распространяется на других людей и и на дела. Живя внутренней молитвенной жизнью, строишь и жизнь внешнюю: и личную, и семейную, и в обществе.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2096.msg52716#msg52716

Я минимально отслеживаю эту тему. Посему поправка только такая. Цель молитвы четко и ясно изложена в словах молитвы - в даровании милости. Если бы целью молитвы было покаяние, так бы и звучало: дай мне покаяние.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2206.msg59167#msg59167

Цитата: …Примем, что в основе исихии есть одиночество, уединение…

Ответ: Не уединение, а единство.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2441.msg72168#msg72168

Вопрос:… Не приводят ли упражнения в безмолвии в сочетании с заботой о себе и семье к обнажению ума к самообольщению и самопричислению себя к избранным, ведь «Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним» (там же)
Появляется ли и расширяется ли «возможность монашеского ( по сути своей) делания вне монастырской ограды (словами Александра)?

Ответ: Умное делание антиномично ( для обычного чел.ума).

Жизнь и вера христианина проявляется в его делах. Он в постоянном делании (даже находясь в "бездеятельном" созерцании). Если он не занят умным деланием, то его делание неумное. Вот такой выбор: кто не строит свои дела умно, тот строит их глупо. Посему всем христианам полагает умно и с молитвой восходить к Богу. Но участие и степень восхождения у всех разные. Хотя все должны стремиться к полному посвящению себя и трудов своих Богу. 

Немногим дано обрести истинное безмолвие - единицам из избранных, - но начатки безмолвия необходимо приобретать при любых условиях. 

Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним, - верные слова. Однако мы знаем из Евангелия кого избрал наш Господь на служение: некоторые из них имели семью - прежде всего, Мать Его и муж Ее - и служили только перед Ним. И первые три века - до начала монашества - такое служение продолжалось, и во времена монашества такое служение было, только за монашеством скрылось оно.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2441.msg72193#msg72193

Вопрос: Алексндр, я спрашивал об исихазме, как о безмолвии без оставления всего. А вы говорите об умном делании. Правильно ли я понимаю, что смирение, чистота сердца, умное делание и оставление всего, в том числе и монашеской кеновии, являются ступенями для перехода к безмолвию?

Ответ: Я говорю и о безмолвии. Безмолвие - начало пути ума, а священнобезмолвие - вершина. Путь для всех, а до вершины доходят немногие.

Такой пример. Суфизм - от арабского "суф" - шерсть. Но никто же не будет утверждать, что суфизм - наука ношения шерстяных плащей. Так и исихазм не есть буквальное молчальничество и абсолютное отшельничество. 

И где ныне - в монашеском миру - найдешь полное отшельничество? И какого монаха сразу допустят до молчания и ничегонеделания? До священнобезмолвия дорасти надо. Суть же в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Ведь забот в монастыре, которые отвлекают, никак не меньше, чем в миру. А в миру что мешает человеку устроить келью из своей квартиры? Если же он семейный, в семье видеть церковь, а келью устраивать в своей душе? И это начало пути, а дальше ведет Господь, если человек ищет Его. Если же не ищет, то и монастырь не поможет, и отшельничество не спасет.

Слова прп.Исаака Сирина надо понимать, прежде всего, в духовном смысле. Исихаст - в душе отшельник, а в жизни - делатель на том месте, где его Господь поставил. Когда нужно говорит, где нужно промолчит, и земную келью обустроит, и детей воспитает. Лишь бы волю Божию искал исполнить, а не свои представления о ней.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3075.msg125225#msg125225

Цитата: Мой опыт - что молитва (Иисусова, углубленная) - к ней каждый человек особо призывается лично от Бога. Для меня долго эта область была закрыта. И открылась не потому, что меня кто-то снаружи подтолкнул молиться. Это был внутренний опыт.

Ответ: Elena, христианин призывается к жизни во Христе. Эта жизнь может быть выражена, в частности, и через Иисусову молитву.Или не через Иисусову молитву, а как-то иначе. Главное же в том, что жизнь обязательно должна иметь внутреннюю составляющую - духовный поиск Бога внутри себя.  Сознательный духовный поиск мы и называем умным деланием.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=21.msg126685#msg126685

Вопрос: Я хотела задать вопрос, чем отличается "просто молиться Иисусовой молитвой с очищением души исполнением заповедей", от "умного делания". На мой взгляд, одно другому тождественно.

Ответ: Молиться только Иисусовой молитвой не обязательно, можно молиться и как-то иначе (напр, используя другие словесные формулировки или, на более высокой ступени, молиться бессловесно). 

Умное делание предполагает (требует) сознательное отношение - во всех аспектах и во все моменты жизни. Не только в техническое время молитвы по какому-то правилу. Умное делание ведет и к исполнению заповедей. Кстати, умное не означает рациональное, хотя рациональный ум также задействуется (больше с целью приучить его к молчанию). Только надо помнить, что тот, кто стяжал благодать, тот и исполнил заповеди, ибо не всякий исполняющий (как ему кажется) заповеди стяжевает благодать.

Тождества нет.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3115.msg129684#msg129684

Вопрос: Я недавно пришёл к вере, толком то и не начал ещё даже простого делать (правила читать, в храм ходить), а уже порываюсь творить Иисусову молитву. Но есть сильное желание это делать…Прочитал несколько книг на эту тему, но нигде не нашёл, а что конкретно нужно для начала? Что понять? Что почувствовать? Что сделать?

Ответ: Кирилл, если угодно, это и есть начало - в поиске и вопрошании.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3212.msg141040#msg141040

Вопрос: Уважаемые форумчане! Почитал все здесь написанное и задался одним вопросом -  за что же это мирянину дается сразу же дар такой? Все таки нам надо больше обращаться к св.отцам. Вот что пишет святитель Игнатий Брянчанинов: 
"Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме, тем более воспрещается оно мирянам…»

Ответ: Виктор Шипилов, извиняюсь, но у Вас все в кучу свалено. 

1. Надо четко помнить, что есть известный феномен - яркое действие Святого Духа в новоначальных. Для него и термин существует: призывающая благодать. Такое действие Духа и призывает человека искать Бога, в т.с. и через молитву. Опыт Раисы и некоторых других участников форума об этом. Что ни в коей мере не исключает, а наоборот, требует многих трудов, плача, покаяния и всего остального, о чем, в частности, пишет свт.Игнатий. 

2. Если Вы давно в церкви и долгое время (много лет) занимаетесь молитвой, то и должны знать, что у отцов существует два мнения по поводу молитвы и чтения отеческой литературы для мирян. Если же не знаете, то узнайте. Одно озвучено свт.Игнатием и приводится в Вашем сообщении, другое, скажем, у столпа православия, свт.Григория Паламы, который говорит, что должно непрестанно молиться всем: и инокам и мирянам. А уж запрет на чтение отеческой литературы в настоящее время. вообще, выглядит анахронизмом. Во времена же свт.Игнатия мирянам и Евангелие держать было нельзя - их от Христа вельми отгородили. 

Полагаю, мнение свт.Паламы все же ближе к евангельскому (молитесь - обращенному ко всем) и апостольскому (непрестанно молитесь - обращенному ко всем), хотя и мнение свт.Игнатия, в силу исторических условий 18-19 вв., имело место быть.


Комментариев нет:

Отправить комментарий