Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

Внутренняя и внешняя молитва



Вопрос: Дело в том, что многие отцы, умную молитву называют внутренним деланием, молитвословия же обычные-по молитвеннику, характеризуют как внешние… Вопрос - можно ли молится по молитвеннику УМНО?


Ответ: Молитва, переходя во внутренняя, становится частью жизни - она переживается. Молитвы, читаемые по молитвослову, многословны и захватывают огромную сферу нашего бытия. Мы просим в них очень многого, мы называем в них бездну грехов, и нашему внутреннему человеку не "переварить" такого колоссального количества. Ведь и одна молитва - это целый мир покаяния и прошений, а если читается несколько молитв... Нет соответствия между множеством молитв и внутренним опытом, и появись оно, нас просто бы разорвало по причине нашей малости. Посему многими словами молится внешний человек - ему нужно большое количество, потому что нет доступа к силе и смыслу каждого молитвенного слова.

Внимательное чтение для внешнего человека - лучший способ погружения в молитву, но и тогда уже много молитв не прочитаешь, потому что переполняешься их содержанием.

По-моему мнению, вычитка большого правила, конечно, дисциплинирует внешнего человека и развивает его, но развитию внутреннего способствует мало.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg603#msg603

Замечание.
Говоря, что Иисусова молитва произносится от души, мы помним и то, что это не эмоциональное произношение, а внимательное и умное, когда чувства собраны, а ум не блуждает.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg607#msg607

Вопрос: Бесспорно, все индивидуально. Как и на этом форуме приводились слова о том, что и молясь медленно можно впасть в грех сладострастия, и молясь быстро, в горячность.
Но именно для меня не понятно, как можно читать молитву нерассеянно и быстро. Быстро и углубленно у меня несоединимо. Опять же, у меня.

Ответ: Быстро и углубленно...

Это профессиональное чтение. Быстрота (как мне видится) задает направление и ход молитвы. Ум уже не погружается в отдельные слова молитвы, а направляется по ее ходу. Такое возможно только при организованном долгой практикой и молчащем уме, который видит (созерцает) молитву, точнее, прозревает за молитвенной формулировкой неизмеримо большее - то, что она выражает.

Наверно, есть и другие объяснения.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg615#msg615

Вопрос: ***что Вы имеете ввиду под "профессиональным чтением". Монашеское? ИЛи преуспевшего в этом деле мирянина?***

Ответ: Под профессиональностью я подразумевал наработанный навык и большой опыт молитвы вне зависимости статуса (монах или мирянин) молящегося. Такое чтение было названо профессиональным (с некоторой долей условности) еще потому, что оно может не быть благодатным. (Некоторое отступление от темы разговора: можно научиться читать молитву, но благодать не стяжать, потому что молитва - средство, а не цель.)
 
Вопрос: ***То есть - на этом уровне и молитва по молитвеннику и молитва короткой и изусной молитвой являются разновидностью того же самого действа. Вот вопрос был у меня в чем.***  

Ответ: Да. Источник молитвы по молитвослову и молитвы короткой один. Единство и различие можно показать на образе круга. Короткая молитва направлена к центру - она подобна радиусу. Молитва по молитвослову больше "выстраивает" окружность, и эта окружность указывает на единый центр.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=100.msg638#msg638

О соотношении внутренней и внешней молитвы и о благодатном действии было бы более чем актуально поговорить в другой теме, разбирая отличие сердечного центра (о котором говорится во многих практиках) от духовного сердца. (http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=103.msg646#msg646 )
Незнание этого различия, принятие работы сердечного центра за истинную благодать - одна из серьезных ошибок в практике молитвы.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=883.msg8611#msg8611

Вопрос:… архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским)написано: Всякое правило, читаемое по Молитвеннику, лучше заменять умной Иисусовой молитвой.   Прот. Валентин Свенцицкий пишет наоборот: Увлекаясь молитвой Иисусовой, часто заменяют ею установленное утреннее и вечернее келейное правило, а иногда даже и церковные службы.То же у митрополита Сурожского Антония. Или существует период,когда надо оставлять правило (если человек молится умной молитвой).

Ответ: Арх.Антоний больше практик - очень опытный. Прот.Валентин имел опыт и неплохо писал... но в нем сильнее книжное начало. Вообще, две позиции, изложенные выше, не противоречат друг другу и должны рассматриваться вкупе. На каком-то этапе (часто в начале делания) упор - на молитвенное (келейное) правило, затем переход к Иисусовой молитве, при этом келейное правило может уменьшаться, но обычно не теряется. Задача же стоит не в отслеживании количества прочитанных молитв, а в их качестве и дальнейшем переходе к молитве внутренней. При этом связь с внешним миром утончается, но лучше, чтобы она не рвалась. И тем более не должны оставляться церковные службы.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=256.msg1464#msg1464

Вопрос: Как из в чувственности не впасть холодное произношение молитвы?

Ответ: Православная молитва на первых этапах может быть чувственной (напр., эмоциональное покаяние, плач и сокрушение о грехах и пр.) и безусловно включает в себя элементы воображения (отриц. пример: молитвенник воображает, что ничего не видит).

Следует четко понимать, что и бесчувственная молитва, и молитва, направленная на покаяние, есть всего лишь разновидность молитвы чувственной.

Вообще, поучения свт.Игнатия весьма и весьма устарели для настоящего времени, поэтому лучше обращаться - это лишь кажущийся парадокс - к святым отцам древней церкви. Тот же, кто строит свою молитвенную практику только на свт.Игнатии (и его "школе"), или вообще боится молиться, или весьма часто впадает в уныние и сопряженное с ним осуждение и борьбу (с еретиками, масонами, кодами, женщинами и прочим глобализмом).

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=883.msg12494#msg12494

Вопрос: После молитвы Иисусовой, внимания и сил остаётся мало на исполнение утр. или вечерн. правила.Соответственно оно очень короткое.Возникает какой то страх и неудовлетворение, что не всё выполнил…

Ответ: проблему соединения Иисусовой молитвы с правилом может решить духовник. А страх... Надо на милость Божию уповать, и страх уйдет, если Вы к Богу обращаетесь в молитве (как понимаю, она у Вас занимает не мало времени). Господь не палач, чтобы наказывать за изменение правила (в лучшую сторону). И возьмите благословение.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=883.msg12801#msg12801

Вопрос: Я имел в виду при прохождении молитвы Иисусовой, старое правило подготовки таким и остаётся?Или же на определённом этапе оно заменяется молитвой Иисусовой?

Ответ: Думаю, такая замена не нужна. Или по благословению.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=883.msg12843#msg12843

Цитата: …Тревожит одно,у Аввы Дорофея, Святой Отец ограничивал монаха в изучении Евангелия, а наставлял больше заниматься внутренним деланием, -или это частный случай.

Ответ: Авва Дорофей говорил конкретному человеку в конкр. обстоятельствах, а не как общее правило. 

Изучение Евангелия в ущерб внутреннему деланию не полезно, но следует немало времени и трудов положить, чтобы знать Св.Писание.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1150.msg11028#msg11028

Прочитал в одном месте слова о молитве замечательного человека и священника, о.Александра Ельчанинова. 

Важна молитва всякая, даже невнимательная. Сила и действие слова независимы от психологии говорящего. Если бранное, грязное слово сквернит и ранит душу произносящего и даже слушающего, то святые слова молитв, даже рассеянно повторяемые, тонкими штрихами покрывает нашу память, ум и сердце и производит над нами благую работу, нам неведомую. 

Ниже привожу несколько уровней понимания этих слов.

1. При обращении внешнего человека к Богу молитвенные слова подобны резцу, что намечают на грубом камне души черты образа Божьего. Это благая работа, творимая снаружи и мало меняющая человека внутреннего.

2. Когда открывается внутренний человек, то кажущаяся независимость силы и действенности слов от психологии говорящего исчезает напрочь, ибо душа перестает быть подобной грубому и инертному камню; она становится подвижной, тонко настроенной и начинает воспринимать слово, чутко отзываясь и проговаривая его сама.

3. Когда внутренность человека очистится, то его душа может гармонично говорить и петь даже без слов на устах. В этом суть умно-сердечной молитвы.

4. Тонким фарисейством и рациональным магизмом становится мнение о том, что "сила и действие молитвы независимы от психологии говорящего", когда камень человеческой души не размягчается, а так и остается камнем с нанесенными на него штрихами - се сосуд, полный нечистот и ухоженный снаружи. Словесная молитва такого человека - магия, и не слышит ее Господь, и тогда изгнивает душа изнутри, потому что запечатана снаружи.

Можно учиться динамическому постижению смысла молитвы, когда мы не выбрасываем крупички чужого опыта, а находим им соответственное место - предваряющее, если рассматривать вышеприведенное мнение о.Александра, и вводящее в святоотеческое наследие и молитвенный опыт свв отцов. Войдя в опыт свв отцов, мнение о важности невнимательной молитвы следует оставить как уже негодное

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1150.msg11038#msg11038

Суть в том, что "молитва без внимания" - обычная молитва для "обычного", т.е. внешнего, человека. И основная проблема, которой озадачены многие, - как пройти от внешнего, чем являются, к внутреннему, которого не знают. И ответ: стучите, и отворят вам. В этом смысле невнимательная молитва подобна сбивчатому стуку, на который когда-то откликнутся. И вот здесь должно случиться самое главное: пройдет ли человек через открывшийся проход или будет молотить словами молитвы дальше, сотрясая воздух и по "невнимательности" не входя, пока дверь снова не закроется, м.б. навсегда.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1163.msg11417#msg11417

У ап.Павла есть слова: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.

Искренность (искренняя вера) - ответ человека на предузнание его Богом. Это проблеск  света искры Божией в сердце - проблеск, должный стать огненным излиянием. Так и искренняя молитва - она зажжена горением сердца. 

Формальная молитва инициирована установленными правилами и поддерживается навыком, посему и преследует промежуточный результат: получить удовлетворение от молитвенной работы и исполнения предписаний. Формальная молитва подобна толстому слою пепла на былых пожарищах Божественной любви, горевшей в сердцах праведников и излившейся в молитвенных словах. Бродят невразумительные фигуры словесных молитвенников по попелищам и ворошат головешки чужих слов в надежде отыскать искорку огня... И посыпают голову пеплом покаяния - се смиренные хранители пепелищ, не предузнанные Богом.

А искра света, подхваченная ветром-дыханием на былом пожарище, летит в новые пространства, зажигая чистые сердца - по сродству предузнанных...


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1163.msg11440#msg11440

Об искренности и вере (в молитве) сказано мало. Самое важное (вкратце) то, что искренность в молитве подобна путеводной звезде, ведущей к Младенцу в сердце, а вера - путь к Нему (верою совершается путь).

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1576.msg23510#msg23510

Вопрос: Столкнулся с проблемой молитвы вне домашнего правила, то есть «на всяком, месте и во всякое время». Например, выполняя простой физический труд, казалось бы почему бы не молиться? Какое то время мне казалось, что это у меня получается. Сейчас постоянно мысли куда то улетают, не могу контролировать молитву…

Ответ: Выполняя простой физический труд, молиться не так просто, если молиться осмысленно.

Полезно еще входить в любую работу и начинать дело с молитвой, и выходить с молитвой и благодарностью.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1627.msg39675#msg39675

Цитата: Вот то-то и скверно!
Механически произносим без покаяния и слёз. Ждем-пождем, когда Он соизволит снизойти. 
Иисусова молитва должна стать в нас воплем предельного отчаяния, а отнюдь не просьбой.

Ответ: Молитвы построены на прошении (обычно) и на слове, но суть молитвы выше прошения и глубже слова. Молитва и больше безмолвного вопля, когда бывает услышана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий