Ярлыки

пятница, 25 ноября 2016 г.

Непристанная молитва

Непрестанная молитва предполагает наличие молитвенного состояния, которое возможно в любых обстоятельствах. Внешняя деятельность (работа, общение, еда и пр.) должна строится на трезвенном, собранном и молитвенном состоянии, которое становится незыблемым основанием.

почему методы созерцания, описанные Плотином, Ареопагитом (его комментатором) и св. патр. Каллистом (возможно, Каллистом Ангеликудом), в значительной степени совпадают. На этот вопрос, по сути дела, отвечает сам Каллист в гл. 7, рассуждая о трех способах созерцания и упоминая эллинов, а может и прямо имея ввиду Плотина:


"Тремя способами восходит ум к созерцанию Бога: самодвижно, инодвижно и средним способом. Самодвижный способ осуществляется только природой ума по собственному желанию при помощи воображения. Пределом его бывает созерцание вещей божественных (того, что около Бога). Об этом некоторым образом мечтали и сыны эллинов. Второй способ сверхъестественный, происходящий от хотения и просвещения одного только Бога, поэтому ум в таком случае находится всецело под божественным влиянием, и восхищается до божественных откровений, и вкущает неизреченные тайны Божии, и видит исходы будущего. Средний способ отчасти соприкасается с обеими. Именно там, где действие совершается по собственному желанию и воображению, он является согласным с самодвижным. С инодвижным же он имеет общее постольку, поскольку ум соединяется с самим собою при божественном освещении и неизреченно видит Бога за пределами собственного духовного единения. Ибо тогда ум становится вне всех этих божественных вещей, видимых и сказываемых, не видя ни благоначалия, ни обожения, ни мудрости, ни державы, ни промысла, ни чего бы то ни было из божественного (того, что вокруг Бога), всего более наполняясь духовным светом, а также радостью, производимой божественным огнем, растворяемым любовью".

Заметим, что Каллист не отрицает за первым способом (то есть за эллинами), хотя и совершаемым по собственному желанию и при помощи воображения, способности видеть божественное, то есть то, что "вокруг Бога", Божественные Имена, Благо, Красоту и пр. А Плотин, кажется, ни на что иное и не претендует.

Из всего этого, как кажется, следует один важный вывод. Во всех религиях, придерживающихся единобожия (м. б., в которых существует понятие Единого) и правильной аскетики, подобной описанной выше, существует и общий предмет для созерцания, а это именно то, что "вокруг Бога", Божественные Имена или божественные энергии в терминах восточного христианства. А значит, возможен и "духовный экуменизм", то есть некая форма общения, основанная на общем предмете созерцания. Хотя, конечно, не возможен экуменизм догматический и экклесиологический.


О трех способах восхождения ума к созерцанию Бога: самодвижном, инодвижном и среднем - по Каллисту.
Хочу отметить, что между самодвижным и инодвижным способами нет бездонной пропасти, а то, что есть, - кажимость разрыва, через которую перекидывают мостик среднего способа. Господь говорит: без Меня не можете делать ничего. Как только в самодвижном способе открывается присутствие силы Божией, скрытой доселе, пропасть исчезает. Евгений говорит о "духовном экуменизме" (о котором немало слов и у митр.Антония Сурожского), как о форме общения, основанной на общем предмете созерцания. Я хочу добавить, что есть еще и общность восхождения, которая находит свое выражение в схожести аскетических путей. Такая схожесть перестает быть формальным совпадением, когда открывается истинная сила, побуждающая на аскезу. Это своеобразный "аскетический экуменизм". Хотя, конечно, не возможен экуменизм догматический и экклесиологический

Или другой образ: Вы нащупываете некие предметы, ощупываете их - и через туманные слои ассоциаций выплывают смутные догадки-минипрозрения, что эти предметы (как и зеркала) лишь искаженно доносят что-то большее, иное. 

Как поиск приветствуется...

Когда рассудочный ум подходит к своему пределу и осознает его -  все, за что берется он, рассыпается. Так рождается мудрость умирающего ума: меня нет - и на этой мудрости он будет умирать вечно

Ответ: Это уже за пределом, а не в зеркальной комнате, имитирующей беспредельность осовобожденного ума.

Вопрос: « Кто-нибудь уже получил непрестанную молитву?» - Я думаю тот у кого получилось не станет об этом рассказывать. Разве только с глазу на глаз. Да и вообще всё реже и реже будет здесь появляться.

Ответ: Куда Господь пошлет, там и будет появляться.

Хочу напомнить, что непрестанная молитва вообще-то не является главной целью. Да и направлена она может быть к Богу только на словах.

Цитата: Но, вот, что мне всегда казалось стрёмным, так это психологическая установка на автоматическое проговаривание умом ИМ, в результате которой появляется то, что многие зовут "самодвижной молитвой", каковая, на самом деле, есть ещё одно навязчивое состояние ума. Но люди думают, что они достигли небывалой высоты подвижничества. Обман тонок и результативен в негативном смысле.

Ответ: Обман не так уж и тонок, но некоторые попадаются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий