Ярлыки

среда, 23 ноября 2016 г.

Логос и энергия

+++Из комментариев Епифановича С.Л. на МИ становится очевидным то, что МИ не делает различия между логосом и энергией. В его понимании идеи или малые логосы (энергии) есть проявления единого Божественного Логоса. Но я думаю, что не следует отождествлять понятия логоса и энергии. Энергия есть проявление логоса вещи. Логос же есть нечто статичное по отношению к энергии, но движимое в самом себе. 


Не совсем понятное различение логоса и энергии. Если логос не энергия, и так же, очевидно, логос -- это не сущность, значит, в Боге существует нечто помимо сущности и энергии, что невозможно.

Нужно (вообще говоря) различать энергию и воление. Энергия -- это нечто не определенное в смысле результата и способа действия. Например, мыслить -- это энергия человеческой природы. А мыслить что-либо определенное -- это мысль, результат мышления. Просто хотеть -- это энергия, а хотеть что-либо определенное -- это окачествованное хотение, воление. В человеке, в силу ограниченности и сложности его естества, мышеление и мысль, хотение и воление не совпадают. Не так в Боге. В силу Его простоты и неограниченности в Нем совпадают мышление и мысль, хотение и воление, энергия и ее результат. Логос -- это воление, замысел Божий о какой-нибудь вещи. В силу указанной простоты оно совпадает с энергией, поэтому логос обычно называется энергией-волением Божиим.

***Внешние формы и буквы составляют Его одежды, под которыми таинственно скрываются Его идеи, а в них и Сам Логос. По таинственным озарениям Логоса достойные могут созерцать под этими символами Его идеи.*** 

+++Что есть таинственные озарения? Это тоже действующие энергии Логоса?

Думаю, да. Во всяком случае, я бы так истолковал это место. Таинственные озарения -- это логосы, но отражающиеся в уме у подвижника. Логосы присутствуют в вещах, как замыслы о них, и в уме у подвижника, поскольку Бог ему открывает эти замыслы. Поэтому они и могут быть названы таинственными озарениями.


***Если логос не энергия, и так же, очевидно, логос -- это не сущность, значит, в Боге существует нечто помимо сущности и энергии, что невозможно.***

Такой разделяющий подход без понимания единства вряд ли годится. На известном примере: если мы говорим об океане (как собирательном образе), то рыба, плавающая в нем (его воде), не тождественна океану. 
Так и логос не отождествляется с энергией. Очень грубо можно сказать, что логос - (умная) структура энергии. Божественные логосы и нетварные энергии - одно (едины), но не тождественны.  Логосы вещей и тварные энергии такое единства не имеют. Может, потому что наложен искажающий эффект наблюдателя?

Для понимания лучше сказать: в Боге - сущность и умные энергии. Сущность от нас "убегает" (непостижима), и Бог умно (логосно) раскрывается в нетварных энергиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий