Ярлыки

пятница, 25 ноября 2016 г.

О молитве за другого

Я выскажу мнение, которое, возможно, отличается от распространенного.
Вы знаете, когда мы молитвенно привлекаем Божию благодать в дела мира, то должны дать согласие на любой результат. Мы желаем по ветхости своей одно, а Господь дает другое. Защита диссертации не суперценность, а небольшая и проходная вещь в нашей жизни - ее можно сделать потихоньку, не заморачиваясь, ее можно отложить на время, ее можно забыть навсегда. Через вещь и наше отношение к ней Господь делает нас.


Есть такой способ действенной молитвы за родственника - его надо внутренне отпустить, не пытаться навязать свое правильное мнение, оставить страхи и при этом не прекращать молиться за него, вверяя судьбу близкого человека в руки Божии.

Вопрос: подскажите малоопытной, за кого молиться на утреннем правиле кроме кaк за себя,  за родных, за близких, за благодетелей... а за малознакомых, но когда-то встреченных можно? …уже такой список имён длинный да не знаю всё ли правильно делаю и молиться-то толком ещё не умею. спасибо!

Ответ: Можно список имен составлять. 

Только надо помнить, что молиться за людей - кровь проливать. Длинные списки становятся формальными.

Вопрос: Дело не в длине списков,а в искренности молитвы.

Ответ: Для длинного пути одной искренности мало. Чтобы не надорваться, нужно уметь рассчитывать свои силы.

Когда мы нелицемерно молимся за других, берем на себя часть их проблем и даже болезней. Конечно, так молиться можно только за ближних наших. И вместе с ближними начинаем исправляться.

Надо помнить, что не только на утреннем или вечернем правиле мы молимся за других людей, но добрая мысль о человеке, отклик сердца, милостыня рук тоже являются молитвой.

Вопрос: нужно ли себя списком тем сдерживать *по принципу имя прочитал загорелся, вот и помолился*
 или каждый раз всех заново в памяти перебирать, на прозволение Божие уповая?.. 

Ответ: Важен дух молитвы, а буква этот дух выражает. Имен тех, за кого молимся, в памяти нашей или в записочке может быть много, но не за всех мы молимся одинаково. И молитва может быть разной: вспомнил о человеке - помолился, или перебирая имена в памяти, только, как уже говорили, не формально. Называя имена людей на молитве, мы мысленно встречаемся с ними и даже можем пережить в некоторой степени их состояние.

Вопрос: Может ли немощь болящего сказыватся на человеке который за него молится?
 Есть ли описание этому в Святых Отцов? Спасения!

Ответ: Да,  может сказываться эта немощь, и должна сказываться, и об этом у отцов говорится немало.

Вопрос: От нее надо пытатся избавлятся? К примеру в молитве  возносить ее на крест.

Ответ: Это означает, что мы не можем молиться "за всех". Молитва (и за здравие) соединяет нас с этим человеком, и мы начинаем нести его тяготы. Избавляться же от такой немощи - так же, как и от собственных грехов (и немощи). Чужая немощь стала нашей, нам от нее и избавляться, как от своей.

Вопрос:Alexander ,А Вы не могли бы указать хоть одно место, где говорится об этом, чтобы сразу почитать? Ко мне сейчас переехали жить мои родители, до переезда у мамы было две попытки суицида, которые она объясняет то так, то эдак. Мне сейчас очень непросто быть рядом с ней, очень сильное напряжение возникает порой и по пустякам. Я молюсь за неё конечно, в последнее время у меня тоже начались нервные срывы и сильная слабость…

Ответ: Я не помню развернутых поучений. Упоминания встречаются в жизнеописаниях, а сам факт непростоты молитвы за другого закреплен в лапидарном: молиться за людей - кровь проливать (напр., у прп.Силуана Афонского).

То, что Вы описываете (из жизни с мамой), очень узнаваемо. Вообще, молитва повышает чувствительность и утончает восприятие. Когда рядом появляется неочищенный человек, особенно родственник, можно испытать немало неприятных и болезненных ощущений. Есть одно правило, которого лучше придерживаться в этой ситуации: не надо брать на себя задачу исправить человека, поскольку пытаемся сделать это исправление от своего ветхого естества. Надо учиться разрешать эту ситуацию - в себе. Родовые зависимости очень сильны, и влияние мамы на Вас велико по одной очевидной причине: часть Вашей мамы присутствует в Вас, и пока Вы эту часть (в себе) не изменили и не очистили, будете как Ваша мама. Вообще, с годами люди часто обнаруживают в себе те же проблемы (измененные в какой-то степени), которые видели у своих родителей и восставали на них. 

…нет пропасти между молитвой и жизнью, сама жизнь должна стать молитвенной, а молитва жизненной. Так и в жизни, если человек возьмется помогать всем без разбора, ничего хорошего не получится. Сохраняя же сострадание ко всей твари, следует делать свое дело. Пример: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. Мы молимся о тех, кого нам дал Бог. Мы заботимся о наших ближних - тех, кого нам дал Господь... И наши молитвы и заботы о ближних (если они ради Бога) затрагивают весь мир.

Вопрос: Так все таки , что надо делать  когда начинаешь чувствовать после молитвы  на себе симптомы болезни другого человека?

Ответ: Да, нести тяготы, соразделять... и выздоравливать

Вопрос: У Софрония Сахарова много сказано о «молитве за весь мир», разве это молитва не «за всех»? Понятно, что этой молитвы достигают очень не многие, что ее дает сам Господь, но отрицать, что мы можем так молиться, я бы не стал.

Ответ: У нас уже был разговор об известной формуле прп.Силуана: Держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы говорили, что нельзя делать из нее схему для всех, но должны видеть в ней этап духовного становления (и духовной брани). Нельзя себя втискивать специально в состояние умственного ада!

Также и с молитвой за весь мир. Действенная молитва за весь мир (за всех) открывается тем, кто прошел через ад своей души. А кто не прошел... конечно же, он может желать - и в молитве - мир всему миру. Однако, напомню, что тот же прп.Силуан говорил: молиться за людей - это кровь проливать.Действенность молитвы начинается с невидимого (иногда и видимого) пролития собственной крови. Молитвенник за весь мир - мученик (в самом чистом - христианском - смысле). 

Есть молитва личная, есть молитва соборная - и между ними нет противоречия. Также нет и противоречия между молитвой за себя (и своих близких) и молитвой за весь мир. Противоречия нет, но молитвы это разные. Как в соборной молитве, так и в молитве за весь мир не каждый может быть предстоятелем.

Вопрос: Alexander, являются ли молитвы «Отче наш» и «Господи, помилуй нас грешных» - молитвами за всех? Мне кажется, тут что-то другое. Нет противопоставления «я – мир», это не личная молитва о человечестве. Молишься сам, но со всеми.

Ответ: Теперь о молитве "Отче наш". Эта молитва - прекрасный образец соединения молитвы за себя, за нас и за весь мир. В первой части молитвы мы просим Отца излить свою благодать (данную в Его Имени) на весь мир, земной и небесный, и утвердить в мире волей Своей Царство Божие. Мы просим Бога освятить небо и землю. Участие человека в этой просьбе еще как бы пассивно. Вторая часть "Отче наш" о духовном жизнеустройстве человека в его единстве с другими людьми, насколько это единство существует и насколько человек его осознает и принимает. Молитва "Отче наш" - молитва за весь мир!

Однако, в строгом смысле молитва за весь мир предполагает активное участие человека в несении тягот других людей - в отличие от пассивного. (Эти слова - активное и пассивное - использую условно, понимая под активным - сыновнее и действенное, а под пассивным - еще непроявленное, но стремящееся к проявлению, еще отчасти рабское и наемническое.) 

Можно указать на метафизическое место и точку, отделяющее пассивное участие в молитве от активного. Это Голгофа и сораспятие. Активно молиться за весь мир могут только сораспятые со Христом. И подводит к мистическому кресту и возводит на него только Господь, и только Господь дает молитву за весь мир тому, кто проливает свою кровь за других людей.

И еще. Молитва за весь мир может твориться и в уединении, но на вершину такой молитвы указывает Господь и Его жизнь - сама жизнь должна стать молитвой, в гуще людей и событий, в земных делах и тревогах.

Вопрос: …И еще тут у православного брата сестра окончила жизнь самоубийством. Думаю, опасно ли молиться мч. Уару или он как-бы все берет на себя? За самоубийц читал опасно молиться.
Хотел еще спросить совета, за некрещеных молиться, об обращении ко Христу, это опасный подвиг? (и кому действенно обращаться?

Ответ: Начните с того, чтобы меньше думать и больше на Бога уповать. Займитесь собой.

Цитата: да я вот и стараюсь не думать – спросил

Ответ: Вот и ответ: ищите большего. И это большее начинается с покаяния, собственного покаяния. Если человек не может помочь самому себе, что дергает его молитвенно помогать другим? 
Если же Ваше сердце "болит" за других, то это и есть молитва за них... и за себя. 

И последнее. Ваши вопросы находятся полностью в компетенции любого духовника. И отвечают на такие вопросы духовники обычно так: лишнего на себя не брать, за некрещеных сродников келейно молиться (а как же иначе?).

Цитата: да вот духовники постоянно поразному говорят. моли за родителей - кому? - Фоме. читать акафист раз в неделю Николаю... Фома наверно не тот случай, Николаю не знаю... самому это точно не моё дело за богоборцев молить. с Киприаном вообще не понятно, стоит ли к нему обращаться или прекращать, память о грехах часто вгоняет в тоску

Ответ: Вы ведь не на святого дяденьку имярек молитесь, а через него к Богу обращаетесь...
А у Вас получается, что имена святых подменяют Божье Имя, и молитва (к кому-то конкретному) превращается в самоценность.

Память о грехах должна сорастворяться памятью о Божьем величии... о том, как чудесно устроен Им мир.

Цитата: А можно попробовать помолиться за них и помочь им очиститься ...

Ответ: Молитва за других возможна, только надо помнить, что 1) помочь очиститься другим без собственного очищения - большой соблазн (и часто самообман). 2) Если очищен сам, то и очищается атмосфера вокруг без всякого искусственного усилия "помолиться за других". 3) Целенаправленная молитва за другого предполагает, что берется на себя ноша другого.

Вопрос: Вопрос по 1-му пункту, какова мера личного очищения, чтобы была возможна молитва за другого?

Ответ: Думаю, нет такой меры. Будучи неочищенными, мы можем - из глубины сердца - вопить о помощи ближнему. Мера в другом: не утонуть в формализме пустых молитв и пустых записочек о здравии, не возомнить себя молитвенными спасителями ближних..

Вопрос: Кстати а насколько "этично" молитвенное обращение за другого без просьбы самого этого другого?  И не будет ли это судейскими полномочиями, на себя взятыми?

Ответ: Очень хорошо, что затронут этот момент. Очень часто молитва за другого - навязывание ему своих эгоистических желаний.

Цитата: Бог не исполняет наших прошений, если это во вред ближнему. Он-то знает последствия. А иначе магия получается...

Ответ: Бог не исполняет, а небог исполняет. И это верно: такая молитва магична и оккультна - и составляет на бытовом церковном уровне 99% всей молитвы.

"- Для чего ты молился за удавившегося? Самая теперешняя болезнь твоя - наказание тебе за молитвы, которыми ты огорчал вели­честно Божие и нимало не доставлял утешения отверженнику, для которого нет уже ни жертвы искупления, ни помилования вовеки."
Кто как думает, может ли Бог за такое такое попускать? Или корень там же, в гордыне - "я молюсь, моими молитвами...".

Ответ: Ну так говорили-то ему бесы, верить которым нельзя. Возможно, это были стражи, которые охраняют законы нашего падшего мира и ужесточают их. Чтобы молиться за самоубийц, надо превозмочь эти законы - в любви Божией.


Комментариев нет:

Отправить комментарий