Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

Формулировка молитвы, правила



Вопрос: "Господи, помилуй!" и Иисусова молитва - есть ли между ними связь?

Ответ: "Господи, помилуй!" - сокращенный вариант Иисусовой молитвы. Вообще, молитвенная формулировка может претерпевать значительные изменения.
Вопрос: Можно ли достичь молитвой из двух слов Господи помилуй тех же результатов ,что и И ИСУСОВОЙ молитвой полным текстом?

Ответ: Подвижники прошлого говорят о допустимости различных молитвенных формулировок.

Вопрос: можно ли использовать молитву мытаря, или же упоминание имени иисуса обязательно?

Ответ: Можно использовать ту молитву, которая ближе сердцу.

Вопрос: В Новом Завете упоминается одна молитва, которую непосредственно Иисус оставил людям - Отче Наш. Сейчас молитв существует столько, что никто их и пересчитать не возьмется… Может быть лучше ограничиться тем, что было заповедовано, а уже на следующих ступенях своего развития находить свои слова?

Ответ: Ответ простой. Жизнь, посвященная Богу, есть непрестанное молитвословие, и тогда дела - молитва, слова общения - молитва, помышления - молитва, трепет сердца, распахнутого Богу, - молитва, созерцание - молитва. И молитва Отче наш - способ отношения с Богом - нашим Отцом.

Чем меньше посвящение - об истинном посвящении говорю, чем шире пропасть между человеком и Богом, тем больше слов кричит, поет и шепчет человек, надеясь быть услышанным.

Вопрос: Мне сейчас посещения Храма помогают не забывать о каждодневных попытках собственных молитв, иначе постоянные дела и делишки с успехом все остальное из головы "выметают".

Ответ: Многословие протестантских проповедников с "успехом" заменяет малословие протестантских молитв. Да и реформы надо проводить внутри себя. 

Ответ дан в умном делании - я уже говорил: пока пропасть глубока и широка, кричим, зовем Господа на помощь, как можем, в словесной, мысленной форме, чужими молитвами, своими словами, воздыханиями... Чем ближе Он, тем более чуткими должны быть мы, прислушиваясь, вглядываясь, постигая и умолкая. Если же Господь живет в святых Своих, что они ни делают - молятся.

Вопрос: Подскажите является ли прелестью следующий тип молитвы,когда утренние молитвы читаешь наизусть около часа по времени а вечерние полтара стараясь произнести в уме слова молитвы?

Ответ: Митр.Антоний Сурожский говорит, ссылаясь на Феофана Затворника:

Говоря сначала в порядке как бы внешней техники вопроса, есть замечательный совет в сочинениях епископа Феофана Затворника. Он указывает, что для того, чтобы молитва могла быть глубокая, неспешная, спокойная, внимательная, благоговейная, надо ее определять не количеством молитв, которые предполагаешь прочесть, а временем, которым ты располагаешь, и в это время молиться предложенными нам молитвословом или другими богослужебными книгами молитвами, не заботясь о том, закончишь ты свое правило или нет, дочитаешь или нет (здесь, конечно, речь идет о частной молитве отдельного христианина). Он указывает, например, что если у человека полчаса времени по ходу его дел, пусть он становится на молитву и с крайним, предельным вниманием, собирая в себе все благоговение, на которое он способен, приносит каждое слово молитвенное, каждое молитвенное предложение Богу, не заботясь о том, что будет. И он указывает в этом письме, что если за все время, которым ты располагаешь, ты прочтешь какую-нибудь четверть или половину вечерни или другого правила, которое ты себе назначил, но прочел это всем умом, всем сердцем, всем твоим естеством, ты исполнил правило, тогда как если ты “вычитал” все, проходя мимо каждой молитвы, ради того чтобы дойти до следующей (и это бывает), ты не исполнил правило, хотя и вычитал все. Потому что Богу нужно наше сердце, наше сознание, Богу нужна, так же как и нам, встреча, а вовсе не повторение молитв, которые были сложены другими и которые мы можем принести как свои, только если вложим в них наш ум, наше сердце, нашу волю, весь порыв всего нашего естества, включая и тело наше.

Имеет смысл прочитать эту беседу (в МДА, 1968 г.) полностью. А еще лучше познакомиться с его книгой "Может ли еще молиться современный человек". Вот еще отрывок из нее:

Заведи будильник и молись, не думая о времени, не заботясь ни о чем, кроме того, чтобы произносить слова молитвы со всем трепетом, со всем благоговением, со всей убежденностью, на которые ты способен. И сколько бы ты ни прочитал молитв, пока не прозвонит будильник, считай, что ты выполнил утреннее или вечернее правило, потому что единственное, что важно, это чтобы слова молитвы, мысль, которая в них содержится, чувство, которое она пробуждает, дошли до самых глубин нашего сознания. Очень важно научить свой ум быть совершенно устойчивым и собранным.

Есть другой вариант (полной вычитки), когда в молитвенное правило входишь как в многоводную реку и уже не вникаешь в смысл каждого слова, ибо их много, но река молитвы окутывает своим смысловым потоком и быстро несет. Здесь важно поймать и не терять молитвенный настрой.

Cледует отличать небрежение молитвой (по духу мирского многостяжания) от полноты (объема) произнесения молитв. Ибо погоня за соблюдением всевозможных правил (идущее, увы, также от духа мирского многостяжания) часто ведет к небрежению внутренним строем молитвы.

Опираясь на свой опыт, скажу, что благодать дается не за аскезу. Аскеза формирует душевное тело - это область оккультного строительства, для которого важна безошибочность формулировки, ритм и количество. Хочу подчеркнуть: аскеза - оккультная практика и дает она оккультные способности! Важнее милость сердца - его искренность и чистота - что, скорее, ломает ритм и как бы нарушает заведенное правило ради большего. Думаю, притча о добром самарянине, "сломавшем" темп своего (молитвенного) пути ради помощи, подчеркивает важность трепетного и не формального исполнения правил, ибо формальное следование (в лице левита и священника из притчи) Господом не принимается.

Вопрос: где то у Отцов прочитал, что молитву следует творить без сокращений, а именно так:
Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя грешнаго!

Ответ: Мы уже говорили раньше, что формулу молитвы не следует делать жесткой. Вообще привязка к словам в некотором смысле относительна, поскольку цель молитвы глубже слов. Иное - "догматизация" Иисусовой молитвы, которая в этой области ведет только к молитвенному магизму. Магическое отношение к словесной формуле (и языку, на котором она произносится), надо сказать, весьма распространено в практике богослужения. Распространено и обосновано - именно на магическом и оккультном уровне. Мы же имеем большую цель - обращение к Богу, а не к магическим силам.

Цитата: формула выражающая евангельский смысл и покаяние, не была незыблемой вначале, пример чего я обнаружил помоему у Никодима Святогорца, который писал что временами он использовал для умной молитвы иные формулы.....(поправьте меня если не прав, давно читал)

Ответ: О разных молитвенных формулировках - начиная с Иоанна Кассиана Римлянина. Говорит об этом и Никодим Святогорец.

Вопрос: в православии весьма "популярны" обращения к различным святым "на всякую потребу". Допустим, к Николаю Чудотворцу. Означают ли такие молитвы ( и их исполнение) обращение всего лишь к миру оккультных сил и этого же мира ответное действие?

Ответ: Такие молитвы могут означать и обращение к миру оккультных сил (напр., к стихиям и пр.), и к ангельскому миру, и к святым (а через них к Богу). Иногда это может быть и обращение к бесам, когда уста молятся святому, а сердце - нечистому.

Цитата: Зачем искать понимания если есть Вера? 

Ответ: Искать понимания - это еще и искать Бога...

И в ветке обсуждения, касающейся сочетания молитвенного пения и умной молитвы, и здесь, касаемо сочетания правил с умной молитвой, проблема надуманная. Умная молитва не привязана к конкретным словам, умная молитва может пользоваться словами Иисусовой молитвы, а может пользоваться и другими молитвами, в т.ч. утренним и вечерним правилом. Умная молитва - это молитвенное состояние ума и чувств прежде всего, а затем уже слова. Умная молитва может твориться и без слов, умная молитва может твориться и при разговоре с другим человеком, ибо, повторю, это соответствующее состояние ума и души.

Цитата: Но это,имхо,у продвинутых...А у меня молитва трудовая.

Ответ: А здесь и выручает послушание. Как сказали, так и и молись. Искать же все равно внутреннюю молитву надо.

Вопрос: Скорее всего я должен был сформулировать свой вопрос иначе: достаточно ли для вхождения в названное состояние ежедневного моления по молитвослову?

Ответ: Скорее всего, недостаточно. Вообще, ежедневные моления по молитвослову очень быстро превращаются в некий маленький формальный обряд. Можно не оставлять общее (обязательное) правило и молиться по четкам, например. Со временем будет найден должный вариант. Главное же – устремление.

Цитата: Еще где-то слышал, что когда читаешь псалмы на ЦСЯ, даже не понимая языка, бесы трепещут и уходят вон.

Ответ: Какие-то уходят, какие-то остаются, а какие-то могут и придти...

Вопрос: Даже не знаю, кого спросить о следующем: почему у с.о. не упоминается о молитве на иных языках?

Ответ: Смысл молитвы - не в (ином) языке, и одна из ее начальных вершин уже бессловесная... 

Цитата: У меня благодать от И.м. как-то плохо приходит. В основном неприятные ощущения на физическом уровне возникают. Попробовал сегодня в перерыве между И.м. почитать "Царю небесный", наполнился Духом и ощущения ослабли.

Ответ: Благодать приходит не от И.м., а от Бога. Благодать может прийти через Иисусову молитву, если Господь увидит чистое устремление Вашего сердца. А может прийти и не через Иисусову молитву... Важно же устремление сердечное. Если от смены типа молитвы Вы наполняетесь чем-то, то вряд ли это Дух, скорее какая-нибудь чувственная сила.

Цитата: Вы это поймете - попрактикуете так как практикуете и поймете. 
Прочитайте утренние правило, кафизму, главу Евангелия, сделайте 200 Иисусовы молитв с поклонами а после 1-н час в темноте с закрытыми глазами иисусову молитву. Держите в уме в течении дня Иисусову молитву. В обед 1-час проведите в темноте с закрытимы глазами с Иисусовй молитвой, вечером Две главы Апостола, вечерние молитвы 100 Иисусовых молитв с поклонами и 1 -2 часа в темноет с закрытыми глазами Иисусову молитву. Если причащаетесь то ко всему этому добавте все последование ко причастию.

Ответ: Оговорюсь сразу: не считаю, что правила не нужны. 

Я видел много добрых и искренних людей, которые формальным молитвенным правилом пренебрегают. И много таких, которые правила, в т.ч. и молитвенные, соблюдают, а сердца их далеки от Господа и умы не чисты.

Прозелит (ответ #433) верно отметил, что келью  с ее формальными правилами пропихивать в мир - глупейшее занятие. Но каждый волен обустраивать свой распорядок жизни и молитвы. Не забывая заповеданного Господом:  молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. 

Господь взирает на молитву сердца, которая бессловесна. А кто взирает на количество молитв утренннего и вечернего правил с последованием ко причастию? А ведь кто-то взирает, и это никак не Господь...

И как можно читать формально одну главу Евангелия и две - Апостола, когда порой хватает двух строчек, чтобы окунуться в непостижимую глубину Писания? И ведь и за формальным чтением, а оно и не может быть иным, если брать за правило количественное чтение, кто-то надзирает. И этот кто-то явно не Господь. Буква убивает, дух животворит...

Желая разобраться с каким-либо вопросом, полагаю, лучше вначале обратиться к словам Господа и Его учеников, затем - к мнению со, и лишь потом - к старцам. Чтобы мнение человеческое и предания старцев не подменили заповеди и слово Божие.

И обращаясь к словах Господа, мы узнаем, что молиться следует втайне, а не напоказ. И не следует молиться многими словами, как это делают фарисеи, которые лицемерно долго молятся. Еще мы узнаем из Евангелия, что Господа упрекали за то, что ученики Его пьют и едят в то время, как ученики Иоанна много постятся и молитвы творят. И еще знаем от ап.Павла, что молиться надо непрестанно.

А ныне? И ныне Господь не прошел бы проверку на благонадежность, устроенную ревнителями благочестия. Которые молиться непрестанно не разрешают. И устраивают молитвы напоказ. И заставляют молиться многими словами, думая, что в многословии своем будут услышаны.

Правило ведь простое, если убрать все финтифлюшки. Надо молиться на любом месте и в любое время сообразно положению. Кому-то вычитывать правило, а кому-то ухаживать за детьми. Только молиться, вычитывая правило, а не делать это формально. И в молитвенном настрое ухаживать за детьми.

Цитата: Для молитвенного настроя помагает также богомыслие. Зацепила, к примеру, фраза из Евангелия, или из с.о., - возгрелось в душе особое чувство молитвенное, - толи благоговения, толи сокрушения или еще какое, - за нее и нужно дежаться. Уходит ум в помыслы, остывает сердце, - вспомнил ту особую фразу, - молитвенное чувство и взыгралось. А держать себя постоянно в молитвенном настрое помогает каждому разное, соглашусь с Сашей, как кому, - по устроению да по обстоятельствам жизни...

Ответ: Это и важно, чтобы чтение Евангелия перестало быть обязаловкой, а стало радостью встречи со словом Божиим. Если ум будет погружаться в слова Писания и находить в них духовное звучание, то и достигнута главная цель. Вычитка правила не является целью, обязательное прочтение глав лишь вспоможение на пути к главной цели... источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий