Ярлыки

среда, 23 ноября 2016 г.

Теплота в сердце

В связи с периодически возникающим вопросом о теплоте в районе сердца при молитве: является ли она признаком благодати или прелести - несколько замечаний.

1. Теплота в сердце носит психосоматический характер, т.е. она является следствием или кровяного разгорячения, или проявлением более тонких душевных подвижек, возникающих при сосредоточении и сосредоточенной молитве.


2. По теплоте в сердце нельзя судить ни о благодатности, ни о прелестности сердечной молитвы.

3. Теплота в сердце может сопровождать благодатную молитву - как проявление духовной радости и силы на душевном и физическом уровне, но сама духовная радость в сердце может не иметь следствием сердечную теплоту, а быть скрытой или проявляться в других более тонких состояниях.

4. Теплота в сердце может быть следствием концентрации и нагнетания душевных сил (энергий) в районе сердца. Благодати (скорее всего) за такой теплотой нет.

5. Существует два типа молитвы и отношения к теплоте в сердце. Одно отношение, выпестованное в  школе свт.Игнатия Брянчанинова (условно), относится сдержано к вызыванию и поддержанию явной теплоты в сердце, предупреждая об опасностях оккультных феноменов, возникающих в этом случае. Другая, афонская школа (также условно) в лице некоторых представителей, направлена на сосредоточение вплоть до приболезненного чувства и явного притока крови.

6. Переживание теплоты в сердце (равно как и отсутствие оной) является прелестью в том случае, когда подменяет истинную цель молитвы ради самого переживания или из-за страха получить такое переживание. В ином случае теплота в сердце может способствовать сердечной молитве, пожалуй, много больше, чем сердечная сухость и холодность при отстраненной "аскетической" молитве.

7. Кроме теплоты в сердце при молитве может быть отмечено множество необычных (для обычного состояния) явлений. Например, давление, ощущение тока, тесноты, некоторой болезненности в районе сердца. Эти ощущения лучше не развивать до уровня неприятных, ибо они по большей мере выражают инертность нашей души и дебелость нашего тела. По мере приобретения опыта неприятные ощущения уходят, и появляются более тонкие душевные переживания: как бы ручейка, текущего в сердце, наполненной чаши, реки, океана, прободенного сердца и др. Это уже мистические переживания, которые (сами по себе) также не есть точный признак благодати, но могут сопровождать ее.

8. Уже при переживании теплоты в сердце ее могут сопровождать слезы, иногда обильные. Могут возникать световые явления и образы, которые - это надо четко усвоить - никакого отношения к Фаворскому Свету не имеют (в подавляющем числе случаев). Ублажение световыми образами и принятие их за благодать легко ведет в прелесть. Вообще ублажение любыми переживаниями (в т.ч. слезами) вгоняет в прелесть. Также вгоняет в прелесть (еще более крутую) ублажение отсутствием переживаний и принятием некой темной пустоты и сухости за истинный молитвенный путь.

9. Мы взыскуем в сердце Господа, а не переживания. Господь же может придти тихо и незаметно, а может подарить знак своего посещения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий