Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

Забота о теле, о здоровье



Вопрос:  Где можно найти описание упражнений (дыхание, поза, ... и т.д.) для повышения эффективновти исихастской практики?

Ответ: Для повышения эффективности исихастской практики можно заниматься физкультурой.




Цитата: Вот вопрос. Если человек занимается, скажем, Тай Цзи Цюань или какой-то такой гимнастикой и при этом не хочет прерывать свою молитву? 

Ответ: Соединение техник, выхваченных из разных религиозных систем, всегда проблематично... как бы "Франкенштейн" не появился из этого опыта. Сознательное же отношение к любым занятиям (в т.ч. гимнастике) с внутренней молитвой, думаю, совсем не плохо.


Вопрос: Может ли боевое искусство помочь в стяжании Иисусовой молитвы?

Ответ: Когда-то разговор о боевых искусствах - в православном обличье - поднимался на форуме. Проблема распадается на три связанных части. 1. Нужна ли физическая культура (для молитвенника)?  2. Нужно ли (сознательное) обращение к скрытым природным (тварным) силам во время физических упражнений? 3. Можно ли заниматься "православным" боевым искусством?


Уже на первый вопрос - в рамках православной традиции - давался отрицательный ответ. Соответственно отрицательным был ответ и на два последующие вопроса. Однако  отрицание, ставшее традиционным, вошло в очевидное противоречие с серьезными реалиями современности. Современный человек стал более слабым физически, у него снижен иммунитет, и он заражен многими болезнями - в вялотекущей форме. Грубая аскетика - как своеобразная физическая культура прошлого - для современного человека стала откровенно разрушительной, и для поддержания должного состояния тела, чтобы оно не было съедено гиподинамией и болезнями, теперь требуется физический уход за ним. Посему ответ на первый вопрос в наше время следует дать положительный.

Ответ на второй вопрос будет достаточно очевидным, если мы поймем, что в любом случае, будь то аскетика, физ.упражнения или боевые искусства, происходит обращение к скрытым тварным силам. Человек должен решить сам, оставаться ли ему в неведении или понять, как эти силы действуют.

Ответ на третий вопрос достаточно сложен. Если рассматривать боевые искусства как часть физической культуры при сознательном их исполнении, то ответ положительный. Однако существуют серьезные проблемы, связанные с утерей духовного опыта и духовного преемства, при том что боевых искусств в православии не было. Очевидно, что для развития таких практик потребуются большие заимствования - и не будет никакой духовной поверки, поскольку нет тех, кто мог бы с духовной силой и авторитетно поверять. Посему велика опасность быстрого вырождения боевых искусств, когда они будут поверяться не с духовной позиции, а с оккультной, идеологической и государственно-патриотической.


Цитата: Игорь, а зачем  православному заниматься Кунг-фу? Это как-то поможет в деле спасения души?

Ответ: Можно слегка расширить вопрос: а зачем православному человеку жить, это как-то поможет в деле спасения души? Не лучше ли: родился-крестился  - и сразу помер, а душа - спасенная - на небеса? Жить же будешь - только согрешишь больше, с тем же кунг-фу...


Вопрос: Подскажите пожалуйста молитву при остеохондрозе. Буду очень благодарен.

Ответ: Не молиться в неудобном положении. Научиться расслаблению зажатых мест. При молитве не напрягаться физически.



Вопрос:Какое место в вашей жизни занимает спорт, включая разнообразные физические нагрузки. Мешает он молитве, умному деланию или же помогает вам быть собранным с мыслями?

Ответ: Эта тема поднималась раньше, возможно, в другой вариации, типа боевых искусств.


Цитата: Вот  получается так , что духовно  опираемся на Православие , а телесно ... на медицину,  йогу, тай цзы и пр...

Ответ: Кстати, обратил внимание, что некоторые православные, еще недавно упертые в вопросах лечения (мол, вообще лечится не надо: Господь исцелит...), сейчас свободно обращаются в различные нетрадиционные центры медицины. Терпели-терпели - и дотерпелись. А куда еще обращаться? 


Вопрос: А как же "Обожение"? Или это совсем фантастика ?!...

Ответ: Путь к обожению лежит через проблемы со здоровьем.


Вопрос: «Путь к обожению лежит через проблемы со здоровцем.»
- А можно об этом поподробнее?

Ответ: В Новом Завете мы находим ровное и взвешенное отношение к аскезе и посту... без фанатизма. Именно усиленный пост и неумеренная аскеза разрушают физическое и душевное здоровье.

Цель жизни христианина - приятие Духа. Прорыв к Духу - через физическое и душевное. А если тело одебенело и душа в страстях? Значит, к Духу, умерщвляя плоть и страсти. Лишь бы спастись. Прими дух - отдай кровь... На этом пути спасения тело уже помеха и душа - поле битвы. Ну какое здесь будет здоровье... Ломая преграды, сжигая мосты, шел подвижник к высочайшей цели. А когда достигал ее, порой уже не мог вернуться в разрушенную долину душевного мира и физического здоровья. 

Чем больше терялся смысл внутреннего делания, тем большее упование было на грубую внешнюю аскезу. Но это путь немногих. А многие?.. Они выбрали внешний путь материально-церковного стяжания. Угасал огонь подвижничества - расширялся путь стяжания материальных и душевных благ. И менялось отношение к здоровью, которое становилось важнейшей составляющей этого стяжания. 

Цель жизни христианина - приятие Духа. И одухотворение души и тела - преображение тварного состава человека. Приятие Духа -путь восхождения. Одухотворение души и тела - путь низвождения полученной благодати. И на пути восхождения неизбежны потери и поломки, лишь бы они не были критическими, лишь бы не была потеряна возможность вернуться назад. И на пути нисхождения и низвождения благодати происходят сбои, ибо несет путник преображающую силу благодати в самом себе, и вбирает в себя грехи, страдания и скорби мира, чтобы были они растворены, очищены и преображены. Чем ниже спуск, тем больше скрежет. Если на пути восхождения здоровье было утеряно безвозвратно, если на пути нисхождения не поддерживать душу и тело, то произойдет критический сбой. Если не ждать терпеливо, пока крохи благодати, обглоданной и оболганной, не будут усвоены миром, рухнет мир... 


Цитата:… Вон и описание Александр дал, про восхождение и нисхождение - прям Супраментальная йога Шри Ауробиндо, причем, не только в терминах, но и по сути.

Ответ: Ну, о мистической лестнице восхождения-нисхождения у св.отцов говорится много. Подборку можно посмотреть здесь: Прот. Александр Геронимус "Богословие священнобезмолвия" 

По сути интересно другое: как Ауробиндо смог выявить ценнейшее в православии (исихазме и паламизме), не зная о нем?


Кстати, да, использование цигуна для укрепления тела мне кажется перспективным направлением. Через неизбежное отрицание в начале, но это отрицание - его сила - сейчас уже спадает. К примеру, мои знакомые - бизнесмены, в недавнем прошлом дюже православные  - ныне безо всяких комплексов ходят поправлять здоровье в центр тибетской медицины.


Цитата: Цигун представляется весьма сомнительным сочетанием с УД – совершенно разная "тайная антропология" в основе УД и цигуна…

Ответ:прозелит, можно есть индийские бананы и пить индийский кофе, для этого необязательно становиться йогом Также можно воспользоваться наработками, направленными на оздоровление, взятыми из цигуна или той же хатхи-йоги, но не становится даосистом или индуистом. Взять необходимое, отклонить ненужное, и заниматься главным.

Одна из проблем вот в чем. При большом схождении силы Духа тела и души многих людей не выдерживают. Чтобы душа могла воспринять, телом и его энергетикой заниматься не обязательно, нужно лишь (а это долгий и трудный процесс) очистить душу и воспринять добродетели, проходя через многие соблазны и искушения. А когда Дух касается тела? Когда начинают отзываться телесные силы, которые крайне инертны и зашуганы? Тело часто не выдерживает, и начинаются серьезные заболевания. Мню, тот же цигун может подготовить тело, хотя и опыта занятий им не имею, а вот энергии, которыми он оперирует, чувствую весьма.

Цитата: не настаиваю, а только мое мнение таково – НЕТ в цигуне, и практически НЕТ в тайцзи отдельной внешней формы от внутренней. Начиная осваивать внешнюю форму, все равно воздействуешь на внутреннюю антропологию. А вот что ты с ней делаешь, полезное для УД или вредное – это еще большой вопрос...
Ответ: Юрий, а в чем проблема (в данном случае - понимаю, что вещь в ином не беспроблемная)? Цигун обращен к тварным невидимым силам, в частности, регулирующим жизнедеятельность организма. У этих сил много и других функций. Но суть в том, что они не распространяются на ту же исихастскую молитвенную практику, которая находится совсем в иной плоскости - "вертикальной" по отношению к их "горизонтальности".

Полагаю, некоторые попадают в известную умственную ловушку. Разговор идет не о духовном пути посредством того же цигуна, а о регуляции и настройке тела.

Пример. Вином можно упиться, его можно использовать как средство для "духовного" пути, и можно даже поклоняться Бахусу - такое было и есть, что, однако, не мешает использовать вино для поддержания тела и души, находясь на молитвенной стезе. Меняем вино на цигун, и что меняется? Да только задевается очередное клише, которое "молчит" в случае употребления вина, потому что успокоено давным-давно другим клише.
Цитата: «и можно даже поклоняться Бахусу»
- Общаться можно! Поклоняться, в смысле религиозного поклонения, языческим богам, рождённому свыше, нельзя. У него только один Бог для поклонения - Троица в единице.
Ответ: я говорил в том смысле, что вином можно злоупотреблять (в частности, поклоняться силам, за ним стоящим), но можно к нему относиться и должным образом, тогда вино - в подспорье.
 Разговор идет о цигуне, которой во всем мире имеет рекомендацию укрепляющего здоровье. Так и используется.
Цитата: «но можно к нему относиться и должным образом, тогда вино - в подспорье.»
- У меня давно в уме вериться лукавый вопрос. Не к Вам Александр, а вообще. Должный образ это сколько, в смысле 100, 200, 300 грамм?
Ответ: пока у человека вертятся такие лукавые вопросы, ему надо заниматься очисткой того места, где они вертятся...

О цигун

Сначала о наблюдении. В умственной сети (напомню, она многослойна) есть важные узлы, определяющие работу той или иной части сети. Эти узлы связаны с подсознательными разрешающими и запрещающими установками. Если затронуть такой узел (а через него установку), то можно наблюдать интересный эффект. Происходит временная дестабилизации и раскачка ума. Открываются нижние шлюзы (проходы в подсознание). И вверх начинают бить эмоции, текут животные страсти, вываливается страх и резкое неприятие. Рацио и логика начинают сбоить. К примеру, нечто подобное произошло с нашим парламентом, принявшим антимагнитский закон. Ну, его уже плющит давно...
Подсознательная установка была затронута и на форуме упоминанием о цигуне - потенциальной возможности его использования для регуляции телесных функций и оздоровления. Дернули за веревочку, а сколько колокольчиков, привязанных к табу, отозвалось! И стали звонить о своем наболевшем О кундалини, о ста граммах, о прохождении сквозь стены, об опасности крайностей и пр. За неадекватностью реакции и прячутся неочищенные и (часто) агрессивные импульсы из подсознания.  Сначала ум сбоит под их воздействием, а затем ищет оправдание - для того, чтобы восстановить стабильность своего состояния.
Я ведь не зря привел пример с винопитием как параллель с использованием цигуна. Жесткий цигун (как любая крайность и вещь, выкатывающаяся за границы) отчасти похож на жестокую пьянку. Чрезмерное употребление алкоголя к хорошему не ведет, и тому множество примеров. Однако, это не означает, что пить - в радость и веселие - нельзя.  Кроме того, у винопития есть явная религиозная, оккультная и мистическая подоплека, за алкоголем (его употреблением и распространением) стоят могущественные невидимые силы. И что? Не будем из-за этого пить или, еще круче, изымем вино из причастия? Острота этой проблемы стерта обыденностью повсеместного употребления алкоголя.  Цигун еще не стал обыденной вещью, но уже становится. И при этом цигун неизмеримо безопаснее вина.
 Употребление вина, очевидно, воздействует на тонкий уровень, причем вполне предсказуемо, поскольку примеров не счесть. А вот дальше?.. Тот, кто злоупотребляет вином, разрушает свое тело и душу. И, в конце концов, становится одержимым бесами пьянства. А тот, кто не злоупотребляет, может восходить к душевной и даже духовной радости. Оказывается, проблема зеленого змия не в вине, а человеке. Нет никакой жесткой привязки, нет никакой абсолютной обусловленности внутреннего внешним. Посему и ап.Павел говорит: все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Суббота для человека, и вино для радости человека, и цигун для здоровья человека. Когда человек ищет Бога, то может использовать цигун для здоровья тела, но цигун (как и вино, как и что-либо иное) не должен обладать человеком. 

 если считаешь, что красить без белил нельзя, значит, нельзя (Тэффи. Маляр.) Ум сконструировал запрет, и запрет стал законом, нарушение которого опасно. Когда скрепы закона расшатаются повсеместным  использованием этой практики, укрепляющей здоровье, тогда и уляжутся страхи. Это вещь известная. 
Есть вещь. Есть системы, ее описывающие. Только не надо впадать в нехороший релятивизм (который проскваживает у Леонида) и считать, что описание вещи определяет ее устроение. Если разные взгляды, разные модели или способы описания, не не разные устроения. Она-то, вещь, едина. Если цигун укрепляет здоровье, то он полезен для тела. И может быть использован. Для укрепления тела, а не для духовного развития. Все очень просто. Можешь еще почитать про идоложертвенное у ап.Павла, хотя цигун на такое и не претендует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий