Ярлыки

вторник, 29 ноября 2016 г.

Созависимость

Недавно я была на семинаре, посвященном социальной работе с детьми из «семей алкоголиков». В рамках семинара поднимался вопрос о созависимости.
Хочу поделиться некоторыми соображениями, возникшими после обсуждения. 


По одному из определений, созависимый человек - тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на себя и при этом пытается это поведение контролировать. В результате влияния в созависимом развиваются определенные эмоциональные состояния, которые в православной аскетической традиции называются страстями. Вопрос о страстях в аскетике православия подробно освещен. Но, когда я пыталась найти аналог слову созависимость, то оказалось, что его нет. 

Единственное, я слышала, что нужно терпеть своего ближнего и смиряться перед ним. Но о целой области возникновения душевных связей – молчание. Я хорошо вижу, что в терпении может происходить не очищение страстей, а их подавление. 

Получается - вопрос о том, как строить отношения с ближним своим, в аскетике мало разработан?

Тема интересная. Православная аскетика была несколько равнодушна к проблемам общества и особо не вторгалась в семейные отношения. Хочешь подвизаться - становись монахом. Мы же начинаем (на своей шкуре) понимать, что семья - малая церковь, и достижение начатков духовной гармонии в семье (расширительно - в общине, братстве - там где собираются двое или трое во имя Господа, не покидая мира) - одна из сверхзадач нашего времени.


Я хорошо вижу, что в терпении может происходить не очищение страстей, а их подавление.


Человек не может сам очиститься от страстей. Он может только подавлять страсти, а очистительная функция принадлежит Господу.  Также и в созависимости: терпеть друг друга, нести тяготы друг друга можно только в Господе. Знаю множество примеров созависимости супругов, родителей и детей, братьев или сестер, где лютая ненависть соседствует с духовной, душевной и соматической влекомостью обеих сторон.
  А разговор об этой влекомости нужно начать «от Адама и Евы», то есть зависимость человеков друг от друга произошла в грехопадении: «и к мужу твоему влечение твое... и он будет господствовать над тобою». Затем созависимость детей от матери (родителей) и т.д.  
Как-то в небольшом женском монастыре в разговоре с монахиней отметил  неповерхностные мирные полюбовные отношения в сестричестве. Она весело отреагировала на это : «Ой, да без Господа мы бы давно уже друг с дружкой перегрызлись». И в этом правда. Как часто в близких отношениях две стороны так тесно «слипаются», что не оставляют между собой хоть немножко пространства для присутствия Духа. Так люди задыхаются друг от друга. Не говоря о том, что кто-то в этих отношениях «кровь сосет», а кто-то оказывается безвольной жертвой, не способной на самостоятельные решения.


Не стал бы только проводить знак равенства между созависимостью и страстями, есть несоответствия...


В созависимости образуется сложный комплекс страстей. Один и тот же индивид может вести себя в созависимости и вне ее совершенно по-разному. Да, здесь и не только поведение - человек думает по-разному.

Необходимо различать созависимые и взаимозависимые отношения.

   Созависимые отношения.


Вынужденность 

Партнёры словно связаны невидимой верёвкой – малейшее движение одного, вызывает реакцию другого, жёсткая фиксация, контроль.

Личностная идентичность под угрозой. 
У созависимых иллюзия: чем ближе я к тебе, тем яснее моя идентичность. Каждый стремиться получить от партнёра ясное представление о себе. Если один из партнёров отходит, то часть идентичности второго уходит вместе с ним.
Иллюзия силы. 
Часто созависимый думает, что получает свою силу от другого человека или от их отношений. На самом деле отношения высасывают энергию на подавление гнева (он есть всегда) и отрицание. 
Мелодрама.
Характерны драматические расставания и примирения. Их личности сливаются, это чревато неприязнью и насилием. Время вдвоём становится несчастьем.
Собственничество.
Отношения не обходятся без ревности, которая возникает из-за неуверенности в себе. 

Узость


Созависимый одержим каким-то главным аспектом своей жизни. Он тратит огромное количество времени на 1 человека, у него не остаётся силы на что-то другое. При развитии созависимых отношений первыми приносятся в жертву друзья, потом церковь. Проблемные отношения вытесняют из его жизни все здоровые, которые могли бы принести в его жизнь равновесие и богатство эмоций.

Самооценка—курс акций

«Я завишу от твоего настроения. Любая твоя проблема, выдуманная или реальная, приводит меня в уныние.» Созависимые несчастны, когда кто-то из их окружения не доволен. Они не действуют сами, а только реагируют на других. Человек теряет контроль над собственными чувствами, т.к. не может изменить другого. Возникает разочарование и раздражение. 
Навязчивое повотрение.
Неразрешённые проблемы детства, связанные с насилием и отсутствием заботы, обрекают человека на попытки воссоздать и пережить события детства. 
Потребность усиливается отрицанием: если чел. отрицает проблему, он не может её проработать. Вместо Бога, движущей силой становится навязчивое повторение прошлого. Человек не сможет выполнить Божью волю, если останется в прошлом. 
Потребность в контроле. 
В дисфункциональной семье царит полный контрль или его полное отсутствие. Часто бывает и то и другое одновременно: когда один родитель оказывается нестабильным и бесконтрольным, второй становится полной его противоположностью. Многие факторы подпитывают созависимость – контроль важнейший из них. Например: человек с неконтролируемыми вспышками гнева пытается таким образом установить контроль над окружающими. 
Страх быть покинутым
Если чел.  решает ограничить контакты, созависимый воспринимает это как отвержение, решение его покинуть. «Если тебя покинут, всё будет кончено – ты умрёшь». Страх быть покинутыми толкает чел. на всё, лишь бы сохранить отношения. Главное – желание  перестроить свой брак, перенести изменения и боль. 

Взаимозависимые отношения.


Выбор

В отношениях присутствует желание, но нет непреодолимой потребности. В них любовь – всегда выбор. Каждый растёт без ущерба для их союза. «Я могу жить без тебя, но я хочу жить с тобой». 
Сохранение самоидентичности. 
По мере личностного роста их отношения дают всё больше пространства. У каждого из партнёров есть свобода, чтобы реализовать свой личностный потенциал. Бог ценит уникальность каждого из нас. Ценность личности не зависит от его отношений с другими людьми. Если отношения прекращаются, человек не теряет себя.
Реальная сила.
Истинная сила, когда двое рядом, но раздельно выполняют общую роль.
Постоянство.
В какие-то периоды жизни партнёры могут сосредоточиться на разных её аспектах: карьере, детях, образовании и т.д. Личности остаются неприкосновенными и не расходятся. 
Доверие.
Истинная близость предполагает спокойное доверие. Даже хорошие отношения не свободны от подозрений, но здесь партнёр сначала верит, потом подозревает.
Широта.
Если человека в жизни поддерживает одна всепоглощающая страсть, то он упадёт, если она исчезнет. Необходимо иметь много систем поддержки.
Стабильная самооценка.
При здровых взаимотношениях, вы не становитесь чёрствыми и равнодушными, но ваше счастье и спокойствие не зависят целиком от этого человека. Ключ к здоровым отношениям – нормальная самооценка, то есть уверенность в себе. 
Открытость будущему.
Здоровые взаимозависимые отношения предполагают открытость человека для  будущего. Динамичные, живые отношения свободные для роста. Через год после медового месяца брак стал ещё лучше. Через 10 лет он изменился и развился: дружба укрепилась, родственные отношения стали более зрелыми.   
Готовность уступить.
Человек с низкой созависимостью использует контроль, но не нуждается в нём. Готовность уступить – не отсутствие «силы характера», а признак здоровых взаимоотношений.  
Вера в Бога. 
Полная противоположность страху быть покинутым – вера. Только Бог наша вечная опора, только Он не покинет никогда, всё остальное должно опираться на это.

1. Созависимые отношения характерны для неразвитого и "зажатого" эгоизма.
2. Взаимозависимые - для развитого и "широкого"  эгоизма. И даже последний пункт - вера в Бога - здесь лишь приложение для законного эгоистического восхождения. Основание такого пути в словах ветхой заповеди: 
любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

3. Посвящение себя Богу. Отношения строятся в свете этого посвящения на основе новой заповеди: 
да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

Задача психотерапии - перевод человека из созависимого состояния (отношения) во взаимозависимое. И эта одна из важных задач православной аскетики. Но центральная задача аскетики иная - подготовка человека к принятию новой заповеди, перевод человеческого руководства (которое всегда несовершенно и ограниченно) в руки Божии, когда человек становится Его инструментом. И не только инструментом - цель поставлена еще более высокая - стать сынами Божиими по благодати. Только дети Божии могут исполнить новую заповедь: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

В этом смысле христианство (его вершина) - вера и путь сынов Божиих. Путь рабов Божиих - исход из созависимости в взаимозависимость. Путь наемников - посвятить себя Богу, стать Его инструментом.

А что будет с теми, кто не захочет становится инструментом, кто захочет не взаимозависимости (кстати ведь зависимость только снизу вверх, а не сверху вниз), а свободы? Что будет с теми кто скажет нет?

У меня банальный ответ получается. Свободу можно обрести в Боге. Если искать не в Боге, то пасть вслед за титанами.

Очень сильно смущает "любовь из-под палки" и "свобода строем", не хочется быть рабом и инструментом. Лучше вообще не жить, чем жить так, но ведь оказалось, что и этого не дано. Думал человек как птица, а оказалось как растение, которое без садовника ничто. Даже самого себя у него нет. Человек конечно свободен, только судьбу свою может определить в строго заданных направлениях, да еще и горько поплатиться если не туда пойдет. Небытие непреодолимо запрещено. Свободно люби и будь любимым... Больно все это.

действительно, больно все это, и «не хочется быть рабом и инструментом». Не хочется быть подвластным «глухим» законам природы или необходимости, или неведомому Провидению. Не хочется ощущать гнет генетической, космической, национальной, социальной зависимости... И в то же время, наше «не хочу» оказывается восстанием, бунтом души против Господа. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь»? (Ис.45,9)

В этом препирании с Создателем человек восстает против своего рабства и начинает желать своей личной свободы. Происходит чудо: желание человека совпадает с волей Создателя! В сопротивлении Господу (в самом эпицентре сопротивления) возникает богообщение!

Меня поразила давно ещё такая истина: прийти в семью можно тремя способами (брак, родиться в семье и усыновление/удочерение), а вот уйти из семьи нельзя (ни развод, ни смерть, ни разлука) никак. Почему? Некоторые целостности, вероятно, становятся трансцендентными, т.е. выходят за границы жизни, смерти, расстояния, укореняясь в вечности.
 В психологии есть понятие "родственники по крови" и "родственники по генам". Вторые отличаются от первых тем, что хоть они и не связаны в пределах родового генетического древа (кровное родство), но имеют похожие между собой наборы генетического материала, что притягивает их друг к другу, они группируются. Эта идея находит отличное подтверждение в феномене "ассортативности браков" - выбор партнера происходит подсознательно "по сродству" (но не обязательно по похожести!) генетических структур. Этим как раз объясняется доказанный факт упреждения (т.е. более раннего начала и более тяжелого течения) психической патологии в нисходящих поколениях. Короче, "рыбак рыбака видит издалека"...


В психологии есть понятие "родственники по крови" и "родственники по генам". Вторые отличаются от первых тем, что хоть они и не связаны в пределах родового генетического древа (кровное родство), но имеют похожие между собой наборы генетического материала, что притягивает их друг к другу, они группируются.


Интересное рассуждение можно найти у св. Климента Александрийского:

Человек образуется в соответствии с идеей, заложенного в него от природы духа. Он творится не безвидным и не безформенным в мастерской (лаборатории) природы, откуда и вообще таинственным образом происходит все человечество. Способ происхождения и сущность роднят его с остальным творением, однако всякий человек отличается (характеризуется) тем, что по врожденному ему свойству из множества вещей избирает любезное его душе.


"По врожденному ему свойству". А дословнее (и более развернуто) - по тому отпечатку, который человек получает во внутриутробной жизни. Отпечаток - это некая общая "печать духа". Определенного духа. По этой печати геннитора и узнает человек близких ему и  "из множества вещей избирает любезное его душе".

Из рассуждения св. Климента можно сделать определенные выводы. 

Какой  можно  сделать  вывод из всего того, что было сказано здесь?

Язык  православной  аскетики направлен на описание личного внутреннего опыта  борьбы  со  страстями.  Когда  же  заходит речь об отношениях в обществе  и семье, то аскетический опыт становиться не востребованным. Язык,  на  котором «говорит» православная аскетика не может охватить и описать  всей  той  области  психологических  отношений  между  людьми, которая затрагивается современной психологией.


Позволю себе с этим не согласиться.  Говоря о прочности воцерковленных семей,  аскетический опыт именно и нужен в семейной жизни. Помню, одному моему знакомому отец Николай Залитский говорил, что в семье больше подвижничества, чем в монашеской жизни. В монастыре можно кемарить, не неся никакой ответственности, в семейном же монастыре требуется постоянная самоотдача. 
А язык... да не в нем же дело. Назовем мы, например,  отпечатление повседневных ментальных и чувственных образов в душе «вложением, «энграммированием» или «импринтингом», - от этого же смысл процесса не убавится и не прибавится. Кстати, психология множество понятий позаимствовала из христианской аскетики. Но оперируя этими понятиями, психология не приносит тех плодов, которых от нее ожидают. По сути своей, психоанализ можно сравнить с разобранной детской игрушкой: психолог разберет и рассмотрит каждую деталь психического механизма своего клиента, но... не более того. А нужно еще учесть, что психоанализ приправляется соусом под названием «libertinage d’esprit» - распущенность духа. Сам Юнг, все более и более убеждаясь в безрезультатности психоанализа, стал поговаривать о психосинтезе, плохо, правда, представляя с чего он начинается.  А душевное врачевание – это очищение души, и психотерапия здесь бессильна. Более того, христианину на своем пути к Богу необходимо избавиться от всякого психизма, психологизма. Прав А. Позов: антропософия, теософия, всякого рода гностицизм ( рационалистический - «интеллигентский»  - гностицизм Юнга) являются антиподами христианства. Зачастую они используют тот же понятийный инструментарий, но искажая при этом его смысл (нередко, тонко и незаметно для неискушенного). 

Очищение души – это каждодневное делание. Свв. Отцы называли его «психургией». Умное делание – это костяк психургии.



Мы говорили, что в современной православной семье аскетический опыт святых отцов не востребован. И я  соглашусь, поскольку практически не вижу православных семей, которые строили бы плодотворно и гармонично свою жизнь, опираясь на православную аскетику. Наоборот, семьи, где пытаются нелицемерно и последовательно применять аскетический опыт, очень часто не гармоничны и разваливаются. Есть удачные семьи, опирающиеся на православную традицию организации семейной жизни. Хотя дети, выросшие в таких семьях, часто сбегают из них, как появляется возможность. 

И второе, что говорит Irina: язык православной аскетики не охватывает ту область душевных отношений между людьми (в семьях), которую затрагивает современная психология. Разве не так? Отношения между людьми не статичны, наоборот, они развиваются очень быстро - в последние десятилетия это похоже на психический взрыв. А язык православной аскетики и традиционная область ее интересов сформированы давно - они направлены на решение вечных вопросов спасения, но применительно проблем своего времени (когда шло развитие аскетики), поэтому проблемы нашего времени просто не охвачены, и адекватный язык не сформирован. 


тогда почему у воцерковленных людей такие прочные, часто многодетные и счастливые семьи?


Сейчас очень не много воцерковленных семей, а многодетных среди них еще меньше. Вообще, воцерковление одного члена семьи часто ведет к ее развалу. Поэтому многие воцерковленные люди живут без супружеской пары. Если под воцерковлением понимать хождение в храмы на праздники и по выходным... это уже не относится к православному подвизанию ради Христа. Да и семьи эти, воцерковившись лишь внешне, легко разваливаются, или - я говорил об этом выше - дети, повзрослев, стараются из таких семей сбежать.

Вообще, намного более прочными семьями являются мусульманские. Это общеизвестно.тогда почему у людей, исповедующих ислам, такие прочные, часто многодетные и счастливые семьи?.. Ответ на этот вопрос многое поставит по местам.



я вот тут собрался разнести в пух и прах...


Мой пост был посвящен никак не мусульманским семьям, а "чему-то" другому, не услышанному в упор (по секрету скажу: я говорил о проблемах становления православных семей)...

И вот предлагается прием - назову его избитым - дается сравнение "наших" идеалов с "их" среднестатистическим состоянием. Ура! Наши идеалы, как всегда, выиграли - мы победители. Пусть наши среднестатистические православные семьи разваливаются, среднестатистические деревни вымирают, а среднестатистические крещеные мужики спиваются, зато  наши православные идеалы высоки - куда до них Средне-статистической Азии и Афганистану. А то, что на свободолюбивом постхристианском  западе на ислам начинают заглядывать, так это их мужчины властвовать захотели, и их женщины - о плетке на своих спинах мечтают. И обсуждать тут нечего, - см. свод законов шариата. А Вы, Time, почитайте наш Домострой, священником писанный, - по православной книжице сей свою жизнь еще в 19 в. многие строили.


а Вы хотели бы, чтобы все люди на Земле стали исихастами?

Разве не знаете Божией заповеди, данной всем людям на Земле, исповедующим Его: будьте святы, потому что Я свят.



А где Дух Христов, оттуда дети не сбегают.

Не все так просто. Арх.Софроний говорит, что порой очень не легко находиться ветхому человеку рядом с духоносным. А дети не вешица, которую можно в карман положить даже из-за самых лучших побуждений


Вообще, намного более прочными семьями являются мусульманские. Это общеизвестно. Time, тогда почему у людей, исповедующих ислам, такие прочные, часто многодетные и счастливые семьи?.. Ответ на этот вопрос многое поставит по местам.


А дело в том, что у них свой общинно-родовой строй. Семья крепка в своем клане, «домострое», «кагале». Так евреи захватывали в свое время Европу, так же они захватили и Россию – «всем кагалом». Нутром своим проницательный Розанов совершенно верно заметил, что «кагал» есть естественно-социальная форма жизни всех людей. Также и прочность православных сил отмечается там, где есть своя «общинка» (не номинальная община), свой «домострой», а в нем - свое «гнездышко».  По той же схеме захватывается сейчас Европа мусульманами. «Всем кагалом» выбирается место для своего «птичьего поселения», а затем каждый строит свое «гнездышко» и находит «кормушку» - традиционная лавка всех семитов (начиная еще с финикийцев). Так создается гетто. Внутри этого гетто живут своим законом, своими предписаниями. У них все четко и дифференцировано. Женщины живут четко по «своему лунному календарю», зная время омовений и очищений. У евреев своя преблагословенная суббота, у мусульман – своя пятница, а эти святые дни посвящены полностью Богу, благословляющему их «гнездышки», их кровь, их семя, их потомство.

А каково их видение христианской цивилизации? Да они видят «закат Европы». Они, может быть, не видят, что в Европе "уже ушли от закона, но еще не пришли к любви", но они видят деструкцию внутренней ( в первую очередь, семейной) жизни европейцев. Они видят, что любовь в Европе выродилась в голый секс. Они – предвозвестники "заката". Они - бич Божий.  В этом новом эоне они чуют, что пришла их пора. Да, об этом и Коран говорит: 

"Никакой народ не ускорит наступления назначенной для него поры, и не отсрочит ее". (айят 5. Сура "ал-Хиджр")

Хорошим комментарием к строчкам Корана является, на мой взгляд, вот такое «всматривание» Розанова:


...Они правы против Европы, цивилизации и цивилизаций. Европейская цивилизация раздвинулась по периферии, исполнилась пустотами изнутри, стала воистину «опустошенною» и от этого погибает. Кому она нужна? Кого греет? Самые молитвы ее пусты, эти «протестантские молитвы», эти «католические молитвы». Эти «православные молитвы». Слишком обширно. А где обширно, там и холодно.


Тогда Розанов имел ввиду евреев. Мусульман никто не вспоминал. Но наступает их час.
...
Вот вам и вся взаимозависимость..


я согласен. Надо видеть еще три процесса: два в Европе - это нарастающее осознание невосполнимой потери из-за разрушения общиной жизни, которое происходит отчасти под воздействием некоторых видимых преимуществ обустроения семьи в исламе, и противодействие на разных уровнях (пока еще слабое) просачиванию ислама (исламизации) в европейские страны. Мусульманский восток - это третий процесс - заражается бациллой европейского свобомыслия, и эффект такого заражения уже значителен. Взять хотя бы вхождение Турции в Евросоюз, что, впрочем, чревато и для Европы.

В России общинно-родовой строй подорван. Православная церковь также отказалась от общинности, заменив ее "приходностью", и строится (на этом уровне) только как родовая религия почти в лубочном варианте. Не будет общины, не будет и сильной православной семьи, и все окончательно скатится на "западные" рельсы в отечественном исполнении: крещение - венчание - отпевание, а больше от церкви ничего не ждут, да она и дать не сможет.


М.б., говорить остается о личном спасении?

Личное и общественное (так и в церкви) сливаются воедино. Это легко показать. Вот человек озабочен личным спасением - мир и семья ему мешают,  и он уходит в монастырь. В монастыре находит новую семью и мир, и опять личное переплетается с общественным. Кто-то уходит в леса и горы, но и там мир их находит. Так, к примеру, уходят подвижники в горы Кавказа, а потом всем миром для них собирают деньги и посылочки. И даже в уединении (как правило, временмом) человек, жаждущий спасения и вкусивший благодать, молится о других, о мире всем. А если молитва творится дома, когда есть семья и работа, то такое подвизание, если остается бесплодным, то и не верное. Плод же настоящей молитвы будет виден в семейных делах и воплотиться в делах общественных.


...что народы Европы не видя этого!!!
Презирают и мусульманский мир, и Вост. Европу с ее православием, где еще хоть как-то, но сохранилась семья, как отсталых.
Упиваясь материальным достатком, отупев от сытости,  идут ко дну и вымирают! Больно за них!

Я живу в германии, в турецком квартале, вернее сказать здесь нет таких кварталлов, где живут только турецкие эммигранты. Они содержат пиццерии и другие разновидности бистро, кафе, парикмахерские. но рядом с турецкими, тут же китайские, африканские, индийские. В доме где живу я, живут из македонии, югославии, турции, немцы коренные, и какие-то другие. И ни кто ни кого не презирает. Турецкие мужчины встречаются и женятся на женщинах и русских, и немках, и на польских. А турецкие девушки приспокойно гуляют с европейцами. 
Сами немцы живут очень-очень скромно и в быту своем, и в одежде,
они ходят в скромной обуви, многие себе отказывают иметь машины.
и хенди. они не зажрались! не отупели от сытости! и не идут ко дну!
Лица у них скромные и уважительные, к приезжим не относятся с ненавистью. Женщина в паранже дружит с женщиной , которая ходит с открытым животом с пирсингом на пупке.
церкви не отдалены от проблем народа, они действенно помогают в различных ситуациях. Если придет турецкая женщина, которую бьет
муж... ее уже не вернут домой, ей дают новые документы. сокрытое жилье от мужа и вступает в действие организации по защите прав
матери и ребенка. наши русские отличаются своим невежественным
поведением и дорогими вещами. Я ходила на курсы и у меня было подавленное настроение, я не демонстрировала свое настроение...но
тем не менее, каждый преподаватель посчитал для себя необходимым
спросить в чем причина моего настроения и снабдил каждый из них своими конкретными напутствиями. Своими личными адресами и телефонами, списками организаций и лиц к кому обращаться. языка я еще не знаю, а это значит бесплатное сопровождение переводчиков.
Я записывала в школу ребенка, преподаватель увидел, что я еще не говорю, и сразу же , рука поднимает телефон и вызывают человека. который отводит меня на курсы. Подготовительные занятия к школе
начинаются в феврале, и преподаватель считает долгом побеспокоится
о ребенке, звонит в садик, что бы ребенка взяли до июля, и сразу же приходит из садика письмо, хотя в том садике не было мест.
Немка соседка пришла предложила мне учиться с ней языку. 
а когда я вселилась в квартиру- хозяин дома привез ребенку кучу игрушек. Сами немцы идут в русские протестанские церкви. И охотно
идут в гости, и добровольно предлагают ту помощь, которую считают нужным предложить, и зовут в гости к себе.
в любом месте где бы мы не жили, будет и хорошее и плохое, не возможно всех подмести под одну гребенку- типа гибнут, жаль их...


Спасибо за живое свидетельство. 
Подлинно вымираем и достойны сожаления, как раз-таки мы, заплутавшие среди собственных химер.
Одна из которых - это миф о святых Отцах, которые всё написали. Или самомнение особой русской душевности, а то и присвоение себе, чтобы не сказать узурпация ответственности за судьбу мира. 
Эй, кто там шагает левой...


Одна из которых - это миф о святых Отцах, которые всё написали.
.

Святые Отцы, которые все написали, как раз не миф, а миф то, что
прикрывается трудами и подвигами, и святостью Богоносных людей,
приманивая души Святостью Отцов, а сами ее не имеют...
Как не странно Вам покажется мне тяжело жить в достатке, потому, что только я пересекла границу с украины в германию-для всех моих друзей я уже зажралась, не смотря на то, что там они живут материально лучше чем я здесь. там одни трудности, а здесь другие трудности.







Комментариев нет:

Отправить комментарий