Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

О технике молитвы



Вопрос: Посоветуйте, братья и сестры, где можно прочитать про саму "технологию" молитвы (дыхание, темп, количество, время...). Видимо, еще не нашла именно про это, но, мне кажется, что это самое главное.

Ответ: При утраченной преемственности и отсутствии учителей технология молитвы не самое важное в умном делании. Технологию молитвы можно сравнить с рельсами, наставника - с локомотивом, ученика - с составом, который  по четкам "отщелкивает" молитвенный путь. Нет локомотива, мало пригодны и рельсы. 
В наши времена (как и всегда) есть наставничество Святого Духа. Поиск такого Наставника во внешнем закрыт, Его руководство не похоже на тягу локомотива, и тонкие "технологии", Им даваемые, совсем не рельсы с их количеством, темпом...

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, - эти слова Господа звучат и для нас. Царство Небесное приблизилось настолько, что оно внутри нас, и мы должны изменить свое отношение, отказаться от иллюзии действенности внешних методов самих по себе. Внешние методы грубы и слепы - они прельщают своей прямолинейностью, они дают надежду на быстрый результат и каждый раз обманывают - горизонт веры убегает в бесконечность, и любовь игнорирует исполненные правила.

Благословен путь внутрь себя. Каждый день этого пути подобен бусине четок, устремленность - связующая нить, дыхание жизни дарит вдох и выдох, и количество - до самой смерти, которая должна быть побеждена. Сама же молитва - посвящение всего себя Господу.

Вопрос: практика исихазма есть суть практика медитации…Я имею в виду схожесть техник. Насколько сильно я заблуждаюсь в своих выводах?

Ответ: Этот вопрос поднимался неоднократно на форуме. Некоторые технические приемы могут быть похожи. Ничего странного и неожиданного здесь нет. Такой пример: техника бега будет похожа и у спортсмена, бегущего на соревновании, и у вора, вырвавшего сумочку у своей жертвы, и у полицейского, бросившегося за ним в погоню... И даже цель близка: быть первым - перегнать или догнать. А вот в более тонком примере найти различие уже сложнее: молитва мытаря в углу храма и молитва фарисея - техника молитвы фарисея, безусловно, будет более отработанной и правильной. Господь же слышит голос сердца, который в технику "загнать" сложнее.

Технические приемы в исихазме имеют вспомогательное, второстепенное значение. Сама же практика исихазма неизмеримо больше распространенных в исихазме технических приемов. Исихазм - это практика жизни.

Вопрос: Здравствуйте братья и сестры!
Попадалась мне на глаза информация о том, что в исихазме чтение молитвы производилось при определенных положениях тела, похожих на йоговские асаны. Очень любопытно узнать, так ли это?
Встречал ли кто подробное описание подобных техник? Использовал ли сам? 

Ответ: В некоторых молитвенных практиках исихазма, действительно, уделяется внимание положению тела при молитве. Это внимание никогда не было основным и определялось оно удобством (не физическим) для собирания (концентрации) ума и чувств. Если мы для удобства читаем книгу, сидя в определенной позе (а не стоя, хотя когда-то именно стоя читали), это не значит, что занимаемся хатха йогой. Также и со чтением молитвы.

Вопрос: А я слышал, что тут нужны какие-то дыхательные упражнения и позы какие-то?

Ответ: Дыхательные упражнения и позы – второстепенное.

По молитвенному пути следует пройти (и проходить неоднократно), поэтому и осваиваются приемы: темп и размах молитвенного "шага", скорость движения, сила и пр. Но молитвенный путь не должен стать колеей для ума - локомотива молитвы, - с которой он уже не может свернуть, отщелкивая количество, задавая темп - догматизируя вспомогательные средства, превращая их в цель и неизменные правила.

Еще один Евангельский образ:
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. 

Cлова молитвы (как освященный образ) подобны поплавкам на поверхности ума-моря. Эти поплавки прикреплены к верхней подборе сети. Перебирая сеть руками, по тяжести опытный рыбак определяет, какая добыча его ждет в глубине, и вытаскивает сеть. Смысл молитвы-ловли не просто в перебирании бусинок четок (подборы сети с поплавками), а улов!

Цитата: Следующий необходимый камень основания молитвы - постоянство, его же также называют порядок. Имеется ввиду, что молитва в начале должна быть в определенное время и необходимо приучить себя творить молитву в это время.

Ответ: Да, постоянство задает ритм молитвенной жизни, и нельзя игнорировать или преуменьшать его значение, чтобы не впасть в лень, и нельзя преувеличивать, чтобы средство достижения цели не подменило саму цель.

Вопрос: Окажите любовь о Христе, подскажите начинающему, а точнее только желающему приступить. Как правильно произносить слова Иисусовой молитвы? С какой скоростью? С какими интервалами? Соразмерять ли с биением сердца? Но по моему это слишком быстро. С уважением.

Ответ: Такие вопросы лучше задавать опытному духовнику, поднаторевшему в молитве, потому что вырабатывается свой "стиль", и нюансы его передать можно только при непосредственном контакте.

В Иисусовой молитве первостепенное значение имеет не техника, а устремление к Богу, искренность, простота, мирность, покаяние... Нет главного - и техника молитвы лишь магический заговор.

Я говорил о более важном в молитве, чем ее техника. "Почему-то" таким основополагающих качествам, как искренность, устремленность, простота, не придают значение, не поддерживают их, не развивают, а сосредотачиваются на грубом и менее существенном: количестве, темпе и пр. - том, что вырабатывается со временем.

Как научиться искренности? Это один из основных вопросов, на который следует искать ответ в практике умного делания и молитвы, но как раз его-то и не задают!..

Вы не одиноки в своих вопросах. Когда-то я сам задавался вопросами техник, духовников, монастырей и не находил удовлетворительных (все разом решающих ) ответов. И понял со временем то, чем пронизаны святоотеческие поучения: искренность, простота, устремленность - вот основа молитвы. Святые отцы много говорят о покаянии и смирении - эти слова подхвачены и распеваются всеми без разбора так громко, что смысл их становится утраченным, поэтому я называю их чуть иначе. Покаяние - как поворот ума и чувств от лживых мыслей, образов и переживаний - это искреннее отношение. Простота - следствие мирности душевной. Устремленность - напор и сила, разжигающая огонь поиска и молитвы. Не высшие предметы, а основа, чистая и сильная.
Ни в коей мере не нравоучение, а подсказка.

Вопрос: Я лишь спросил о правильной соразмерности в произнесении слов Иисусовой молитвы, так как заметил, что некоторые очень спешат, а я же сам,думаю, что слишком растягиваю. Также и об интервале. Насколько одна молитва должна отстоять от другой, чтобы не сливать всё во едино и не растягивать, давая помыслам место. Мне хочется знать Ваш опыт.

Ответ

При быстром произнесении формируется как бы молитвенный поток, в который можно войти, и он поддерживает молитвенное состояние. При медленном произнесении важным становится каждое слово - через него как бы окунаешься вглубь и видишь смысл слова. Здесь важно, переходя к слову последующему, не тянуть "хвосты" слова предыдущего, т.е. погружаясь вглубь, быстро и "выныривать".

Цитата: Благодарю за хорошую ссылку.

Ответ: Вообще, полезно познакомиться с литературой в библиотеке сайта.


Вопрос: «…Здесь важно, переходя к слову последующему, не тянуть "хвосты" слова предыдущего, т.е. погружаясь вглубь, быстро и "выныривать".» - Можно ли это использовать на утреннем и вечернем правиле?

Ответ: Можно, только сложнее.

Вопрос: Пять лет занимаюсь Йогой.  Сейчас очень заинтересовался мистическими направлениями религий, особенно Исихазмом. Теперь вопрос: с чего начать? Есть ли что-то вроде "руководства для начинающих практику" в исихазме?

Ответ: Практика в исихазме определяется целью - стяжанием Святого Духа. Очень часто под практиками (в т.ч. йогическими) понимают развитие различных способностей. Так вот: такое узкое и эгоистическое представление о практике к умному деланию не применимо.

Насчет совместимости. Человек, прошедший через йогические занятия (это, скорее всего, что-то самопальное), в любом случае несет остаточную память о них и в православии, поэтому проблема схожести или совместимости некоторых технических приемов перед ним может стоять - до тех пор пока он будет придавать приемам излишнее значение.

Вопрос: Молитва стала даваться труднее, особенно если в такт с дыханием.

Ответ: Настойчиво увязывать молитву с дыханием не обязательно.

Вопрос: задержки дыхания / пранаяма / как аскетическая практика.  Есть ли у кого-нибудь такой опыт? К чему, по вашему мнению, приводит такая практика? Кто из Святых пользовался такой техникой?

Ответ: О важности правильного дыхания при молитве - в техническом плане - православные подвижники говорят и дают советы, которые в общем сводятся к сдержанности и замедленности дыхания и согласовании его ритма со словами молитвы. Остальное относится к области дыхательной гимнастики или оккультных приемов работы с внутренней энергетикой, что не является целью молитвы. 

Кстати, в приличных йогических книжках говорится о серьезной опасности при занятии пранаямой без опытного руководителя - это ряд возможных физических и психических заболеваний. Полагаю, дальше дыхательной гимнастики идти вряд ли стоит, помня, что это не молитва и не молитвенный путь, а нечто сопутствующее. 

Вопрос: Заметил, что когда начинаешь  ложить  поклоны  появляется мирность в груди, как при чтении молитвы. Сам поклон стал выражением духовного поклонения.

Ответ: Полезный опыт.

Цитата: Святое предстояние в сердце и послушание очищенному сердцу - истинное поклонение Богу. Внешние же поклоны Богу и вовсе не нужны, ибо Он совершенен и самодостаточен.

Ответ:Богу не нужны ни наши брюки, ни юбки, ни платки, однако Вы, Келейник, без брюк в храм не пойдете? Или вообще в храм не пойдете, поскольку - и ни в храме Он? 

Оставим пустые распри и обратимся к опыту. Надеюсь, у всех есть опыт коленопреклоненной молитвы? Замечали ли Вы как меняется ум (сознание) при такой молитве?

Цитата: Мне кажется, положение тела во время молитвы играет свою роль. Молясь на коленях, мне удается глубже уйти умом внутрь себя, если можно так выразится, и проще удерживать его там в молчаливом состоянии, чем когда молюсь сидя.

Ответ: Это простое объяснение я нахожу достаточно верным. Молясь на коленях, мы можем глубже войти в себя умом. И не молясь, просто находясь в этой позе, мы входим вглубь себя, но уже менее сознательно или бессознательно. 

Жест, поза, движение и положение тела - символичны, т.е. сопрягают человека с невидимыми мирами и силами, выражают их действие. Проведем мысленный эксперимент: мы идем по тропинке в поле, заросшем высокой травой. Мы присели "с головой" в траву. Что изменилось в нашем сознании-восприятии? Окружающий мир сузился, стал близким, мы теряем власть взгляда над дальними объектами, зато начинаем видеть подробности маленькой, обычно скрытой жизни, и только небо над головой - как обещание и надежда. Так и молитва на коленях - символ покорности и вхождение в маленькую скрытую жизнь собственного сознания. И остается "небо" молитвы - в сердце.

Если нет молитвы, если нет желания и умения работать над собой, то коленопреклонение сопрягается с рабским опусканием ума в подсознательный, инерционный, нечистый мир скрытых страстей и желаний. Что нередко и происходит в храмах. Если в такой момент встать на колени со всеми, то мутная струя умственной и душевной нечистоты может захлестнуть. Зато молиться стоя становится легче.

Поза "тырчком", которую обличала Полюшка Рязанская, в настоящее время все больше наполняется дурным сексуальным смыслом. Взгляд (и ум) человека переключается с лица на зад. И получается, что человек не на лицо свое падает в молитве, а задирает зад. Ибо уже не молитва преследуется позой, а тупое погружение в подсознание, в котором бродят сексуальные соки, и эти соки находят символическое выражение (и энергетическое истечение) в этой позе. Т.е. в оккультно-символическом плане Полюшка частично права, но она одновременно и утяжеляет и закрепляет своим обличением восприятие греховности такой позы.

Цитата: Отцы предостерегают от практики глубокого дыхания. От этого молящийся рагорячается и молитва бывает тогда "от кровей". Дыхание должно быть сдержанным.

Ответ: Верно! Хотя дыхательные упражнения могут вести и к успокоению. Просто цели пранаямы (йогического дыхания) и исихастской молитвы различны. Пранаяма направлена на накачку и организацию умственных и чувственных сил (энергий). Но! я неоднократно встречал упоминания (читал давно, поэтому источников особо не помню) у людей, серьезно занимавшихся пранаямой, что после этапа умственного просветления и подъема жизненных сил следует длительный период упадка и  болезней. Пранаяма под контролем мастера или в ослабленном и цивильном виде, приспособленным для оздоровительной программы, думаю, может быть полезной - в тварном порядке - для тела и души.

Кстати. Молитвенные поклончики с неизбежной дыхательной регуляцией - один из вариантов практики углубленного дыхания - рекомендованы к безопасному использованию на первых этапах словесной и умственной молитвы. Ну, и мы помним, что о соединении молитвы и дыхания не мало упоминаний в аскетической литературе.

Касательно слов арх.Рафаила: "дыхание йогов предполагает глубокий вдох и выдох, а также выраженное движение диафрагмы, которое будет привлекать внимание к брюшной области, от чего предостерегали Святые Отцы." В них сквозит непонимание. (По моему, вся статья производит впечатление поверхностной апологетики и ругани, построенной на шаблонно-негативных и искаженных представлениях о неправославных практиках молитвы.) 

Подвижники последних времен предупреждают об опасности концентрации ниже сердца - на животе. В основном, из-за возможности блудного разжжения, с которым современным монахам по их немощи трудно справиться. И вот из этого предупреждения, не понимая (или умалчивая) его смысл, начинают делать страшилку и строят очередной запрет. Однако, обращаясь к опыту подвижников времен византийских, мы находим четкое и недвусмысленное указание на то, что они при молитве сосредотачивались именно на животе. Вывод неутешителен: в современном монашеском опыте утрачен важнейший ключ молитвенного подвизания, и эта утрата возводится в закон.

А так логика арх.Рафаила проста: когда мы дышим, то давим на живот, давление на живот привлекает внимание к животу (кстати, не очевидно), а на нем сосредотачиваться нельзя, поэтому нельзя и (углубленно) дышать.

Цитата: это для меня вопрос не праздный. получается что ХРИСТИАНСТВО не полноценно, если возникает желание найти еще где-то, или это все таки желание найти легкий путь, или просто слабость.

Ответ: Не христианство не полноценно, а Ваше представление о том, каким должно быть христианство, никуда не годится. Зачем Вы судите о том, что больше Вас? Встали на свой путь, так и идите своим путем - к Богу, а не к осуждению не понятного.

Вот известный пример. Бананы, как все знают, излюбленная пища йогов и обезьян. Разве не полноценно христианское питание без бананов, этой пищи нехристей и нелюдей? Зачем искать легкие пути, зачем есть бананы? И не надо есть картошку с помидорами - эту пищу язычников-индейцев, и не надо лечиться у врачей, и не надо иметь паспорта и ИНН...  

Теперь меняем бананы на дыхание...

хочу заметить, что к Богу не было и нет проторенных дорог. Тесны врата и узок путь...

Цитата: Я когда обнаруживаю в себе что то новое или узнаю о чём то, то стараюсь соотнести это с тем что читал у с.о...Если прямых совпадений нет, то хотя бы смотрю похоже это на что то из их опыта...Пример простой--дых\гимнастики...Я не встречал упоминания о них у святых ...И что делать?...Пытаюсь понять нет ли противоречия...Ато понасоветую человеку не поимичего...

Ответ: Как же не встречали? О согласовании дыхания и молитвы весьма говорится. На форуме об этом упоминалось неоднократно, и также говорилось всегда, что это не определяющий момент. Это во-первых.

Во-вторых. Та же дыхательная практика может носить оздоровительный эффект. И что в этом плохого? Хотя у святых отцов особо не говорится об оздоровительных приемах, процедурах и гимнастиках, здоровье-то свое Вы отслеживаете?

В-третьих. Подвижники зачастую предлагали аскетические приемы, которые разрушают здоровье. Вы же не используете эти приемы в своей практике?

Вопрос: можно ли петь молитву, т. е. пропевать в уме, или шепотом. Я где - то читал, что святые отцы этого делать не советовали, но где, не помню. Напомните, прошу, дайте ссылку, очень нужно.

Ответ: Ничего крамольного в благоговейном пении (молитвы) нет. Можно говорить, наверно, о разных техниках чтения (быстрой, медленной, с дыханием...) словесной молитвы. В некоторых случаях пение может не соответствовать технике, и тогда оно будет заведомо не советоваться. Это мое предположение, поскольку о запретах на пение не помню.

Главный момент - пение не должно подменять молитву. А так почему бы иногда и не попеть?! 

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать огонь свечей и лампады (церковных) для того чтобы сосредоточить свой ум на молитве Иисусовой?

Ответ: Можно смотреть и на огонь (свет свечи или лампады), можно смотреть и на икону, и на текст молитвы или святоотческих поучений - и молиться. Только не делать из этого какой-то особый прием, не раздувать значимость технического момента.

Смотреть на свет свечи при молитве, как помню, советовал и прп.Серафим Саровский.

Вопрос:скажите, в какой момент делания начинают использовать "художество", чтобы с дыханием вводить ум в сердце и удерживать в нем? Никогда не пользовался этими приемами (не пригодилось), но хотелось бы понять...

Ответ: Мое мнение такое. Лучший вариант, когда дыхание естественным образом соединяется с молитвой. Дыхание само подстраивается под молитву. И это происходит тогда, когда молитва становится сотворчеством. Как бы раскрывается молитвенное пространство, и человек начинает дышать в такт молитвенному взыванию. Из технических моментов для начальных в молитве достаточно знать, что дыхание не надо сбивать, не надо частить, оно должно быть ровным, спокойным и не коротким. На вдох - первая часть молитвенной формулировки, на выдох - вторая. Хотя, думаю, возможны и другие варианты. По крайней мере, дыхание не должно мешать молитве

Вопрос: 1. В течении дня, рабочему человеку с переменными нагрузками не получится иметь спокойное и ровное дыхание. Т.е. это может относиться только к некоторым периодам времени в течении дня. В остальное время что можно выбрать "метрономом"?
2. Тихий и желательный темп молитвы, если привязать его к дыханию, сбивает сердце. Т.е. ему начинает не хватать кислорода. На сколько Вы считаете важным такие привязки? Т.е. тело с его дыханием само по себе, а молитва в уме сама по себе. Есть что-то, чему такое привязывание к дыханию может сильно помочь в будущем?

Ответ: 1. Могу сказать о пускателе такого метронома. Это воспоминание о том, что находишься во внешнем, и сразу же обращение во внутреннее. Происходит резкое изменение состояния ума (сознания). Меняется и ритм дыхания.

2. Мне видится, что привязка дыхания к молитве - это не самое главное. Уже говорил, когда приходит молитва, налаживается и дыхание. Дыхание весьма полезно для регуляции телесных процессов. И еще специфический момент. Когда нисходит большая сила, то психосоматику человека может разнести. Навыки спокойного и размеренного дыхания помогают выдержать. Хотя более важными для регуляции являются утишенный ум и очищенные страсти.

Вопрос:… Как бы всё разумно, но вот правильность этого "Пyсть он не дышит часто и говоpит пpимеpно пять молитв в одно дыхание и больше." может кто-нибудь подтвердить?

Ответ: Одному человеку полезно идти быстро, чтобы прийти вовремя, а другому медленно, чтобы дойти. Так и с техникой молитвы. Нельзя сказать (хоть порой и очень хочется), что всегда правильный именно этот вариант, а тот не верный. Это положение относится и к дыхательному ритму, и к месту сосредоточения при молитве.

Надо приучать свой ум к целокупному видению, чтобы не впадать в когнитивный диссонанс, как это происходит с нецими, не способными вместить возможность многовариантность молитвенной техники.




Комментариев нет:

Отправить комментарий