Ярлыки

среда, 23 ноября 2016 г.

БезОбразная молитва

Можно видеть, что в мистическом православии кроме практики безОбразной молитвы, исторически существовали и существуют сейчас (в латентном или подчиненном виде) другие типы духовных практик (молитв). У самой безОбразной молитвы есть несколько ступеней: на высшей - это молитва сверхобразная, на низшей - всего лишь образ (представление, фантазия) безОбразной молитвы.



Также недопустимо отделять исихастскую безОбразную молитву от молитвы церковной (соборной, храмовой, литургической), которая образна аж до телесности.
 
Цитата: энергия -- движение сущности…

Ответ: Почему только движение, а покой? ибо почил Бог в седьмой день...
 

Цитата: Божественная сущность движется, покоясь, и покоится в движении.

Ответ: Это очень важное положение для созерцательной молитвы. Ибо созерцание осуществляется не только и не просто в покое (телесном, душевном, духовном), но и в движении (как восхождения-низхождения, так и интенсивного охвата) - для человека почти невыносимом напряжении, готовом взорваться при любой малой неуспокоенности...

Вопрос: иногда вспоминаю вас и ваш рассказ о святящихся буквах «Иисус Христос я тебя люблю». Я думала, чтО бы все это знАчило и пришла к выводу, что это и есть, наверное, образ правильной молитвы в исихазме. То есть концентрироваться на словах Иисусовой молитвы как на икону, чтобы цеплять за них ум.

Ответ: Нет, не очень правильно - в том смысле, что не никак светящихся букв (и пр.) специально при исихастской молитве видеть не надо.
 
Цитата: …воображение всеравно рисует образ. Хоть и неясный.Так же и относительно других слов молитвы.  Не будем же мы читать молитву  произнося плоские, сухие слова?
 И другой вопрос. Неоднократно на форуме я читал, что в результате умного делания происходит перестройка ума…Я например начал за собой замечать, что я забываю название слов при разговоре.

Ответ: Ioan, Вы правы - и в этом сила практики, а не заумных представлений - слова дают образы, слова и являются образами, а молитва - словесная икона. У молитвы есть много этапов - ступеней молитвенной лестницы, - и на первых ступенях образное восприятие, конечно же, задействовано. И уже здесь появляется две боковые ветви, которые отводят в сторону от истинной молитвы. Первая  - используется, к примеру, в католическом розарии, когда упор делается на эмоционально-образное обращение к Богу. Вторая - чрезмерная сухость, иногда пропагандируемая в православном варианте молитвы, которая только утомляет человека и не приносит достойных плодов. 

Пройти же надо посередке - между эмоциональностью, сопряженной с генерированием ярких образов, и сухим воображением безОбразного моления. Это сложно, поэтому и должна произойти перестройка ума. При перестройке могут наблюдаться разные, порой неприятные, явления типа кажущейся потери памяти. Когда будет обретен более глубокий (высокий) ум, неприятности исчезнут. На это могут понадобиться годы. В это время полезно ум тренировать понемногу - чтением книг, размышлениями...

Вопрос: А как же памятование своих грехов и представление их Богу в молитве, к чему сейчас так призывает нас Андрей Критсткий в Великом каноне? Разве это не пища для чувств и эмоций покаянных? Отчего же обязательно сухость молитвы?

Ответ: Alex-Rus, именно так: чрезмерная сухость, которая иногда насаждается чрез меру, есть отклонение от царского пути в молитве.

Когда мы читаем непредвзято отцов, что видим? А видим многоэтапность и постепенность молитвенного пути: от молитвы устной и словесной к молитве умной и сердечной. И на первых этапах приветствуется и проявление чувств, и сдержанное воображение. И быть по другому не может, если вспомним про теорию образа. Богослужебная практика, церковная молитва, иконопись, почитание святынь, архитектура... они построены на выражении небесного в земных формах-символах. И личная молитва никак не должна противопоставляться молитве церковной и заведомо образной. Молитва может (и должна) быть и умиленной, и покаянной, и слезной, и... радостной - т.е. чувственной. И когда вместо покаянного или умиленного строя молитвы насаждается сухость, то и происходит конфуз - ум и душа человека вместо очищения и обновления становятся сухими и заскорузлыми. Когда же эмоциональная сфера очищена, ум успокоен и просветлен, тогда следует большее внимание уделять научению молитве безОбразной. Научение же безОбразной молитве сопряжено с (кажущейся) сухостью, поскольку за сухостью - глубже нее - находится огненное устремление, которое выжигает страсти.

Повторяю: до тех пор, пока ум и страсти не очищены и не успокоены, безОбразная молитва - ловушка воображения, ум воображает отсутствие образов, а сам переполнен всяческими стереотипами.
Вопрос: 1)Важный пункт – «зреть присутствие Божие в себе».

2)«вглядывайся в начертание слов» или  «слова не облекай в буквы». Противоречие во мнениях?

Ответ: Думаю, это разные этапы единой молитвенной практики. Слова молитвы (как и икона) - это окно, через которое мы зрим умный свет. Мы смотрим в окно, вглядываясь и пытаясь вначале увидеть само окно (начертание букв), но зрение окна (рамы, стекла и пр.) не цель, через окно мы зрим новый светлый мир. Зрим, но не воображаем. Это уже духовное зрение. 

Ошибкой будет застрять около окна, сосредоточив внимание на его элементы, второй ошибкой будет рассматривать мир через окно (образного и чувственного восприятия). Надо как бы пройти через окно, распахнув его (в безОбразной молитве). И это путь не в черный и безвидный мир, а в мир сверхобразный - духовного видения. (Самая грубая ошибка - отказаться от окна.)

Цитата: Просто сделать ум безвидным, куда проще, чем достигнуть мало-мальского продвижения в молитве

Ответ: Безвидность безвидности рознь. При обретении более высокого ума опять встает эта проблема.

Вопрос: Простите, Алексанер, я не поняла. Прошу разверните мисль…

Ответ: iunija, сделать ум безвидным много сложнее, чем Вы думаете, поскольку у ума много уровней.

Цитата:  Может быть. Например, поставить барьер для приходящих помыслов проще, чем избавиться от надоедливых образов. Или отделить ум от сознания - т.е. смотреть как бы со стороны на свой ум, как будто он не ваш…Мне правильнее было сказать - безмолствующий ум.

Ответ: Верно, безмолвие ума никак не безвидность ума.

Вопрос: Александр, а можно об отличии безмолвного ума от безвидного поподробнее? Я так понимаю безвидный это уже следующая ступень? Допустим кратковременного безмолвия(я не уверен что правильного, у меня это больше похоже на отупение) удаеться достигнуть...Как выйти на следующую ступень - на безвидный???

Ответ: У св.Каллиста Катафигиота:
Свыше своей собственной природы ум становится тогда, когда он вполне достигнет сущего превыше ума, ставши безвидным, безoбразным и вообще боговдохновенно невоображаемым, безначальным, бесконечным и, так сказать, превыше своего собственного единства. 

Т.е. безвидность ума есть уже выход его за собственные границы - "превыше собственного единства".

Безмолвие ума - его молчание, которое позволяет отслеживать помыслы (мыслеобразы), не принимать их, пожалуй, видеть свои пределы, но ум при этом не выходит за собственные границы.

Некоторое отупение ума при попытке остановить его верчение - вещь обычная. Это проявление его дебелости (инертности), которая не замечается при умственной суетливости.


Цитата: , это конечно очень прогресивная точка зрения про интерпретации. Только я вот не могу никак понять, разве она может уживаться с христианством? Где там место Христа среди интерпретаций? Ведь без интерпретации всё "безформенное", "никакое".

Ответ: Так в этом и состоит высочайшая цель православной (все-таки православной, а не католической - образной, - и не протестантской - приземленной) молитвы. Молитва безОбразная и должна поднимать молящегося выше любого образа-интерпретации, только вот для такой молитвы-созерцания нужно уметь отрешиться от всех предпочтений...

Комментариев нет:

Отправить комментарий