Ярлыки

воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Гордость, тщеславие

Гордость , гордыня, тщеславие:

Цитата: У меня нет гордыни и самолюбия, понимаете- ее нет!!!! А есть другие недостатки…

Ответ: Вы говорите искренне... Дело в том, что гордость - главенствующая страсть, и Вы действительно можете ее не видеть до тех пор, пока есть другие грехи и страсти. Уныние и депрессия, которые Вас преследуют, уже не далеко отстоят от гордыни. Гордость бывает разная, у нее очень много обличий, которые она принимает в душевном обустроении человека. Если у Вас нет религиозного тщеславия и напыщенности гордецов, довольных выбором правильной веры, то есть другое - такое обличие тщеславия и самомнения, которые еще предстоит открыть в себе...


Цитата: Александр , это почти. как со случаем Иова- у меня нет ни какого самомнения и гордыни, у меня есть лень, обжорство, уныние из-за совершенно определенного факта жизни, который мне не нравится и который я не могу исправить.

Ответ: Вы можете не видеть гордости за ленью, обжорством, унынием и прочей прелестью повседневной жизни, но она есть. Я уже говорил, что у гордости много форм, и самая тонкая - духовная. Духовной годостью испытуются величайшие святые на самых высоких ступенях подвижничества.

Тщеславие и самомнение при молитве:

Несколько положений, которые следует помнить тем, кто приступил к молитвенной практике и уже получил какой-то опыт. От участников форума жду дополнений и исправлений.

1. В молитвенной практике существует феномен возрастания самомнения и тщеславия при достижении каких-либо (действительных или кажущихся) результатов. Эти результаты могут представлять из себя необычные переживания или раскрывающиеся способности и дары.

2. Разработаны подвижнические способы борьбы с ростом самомнения и приходящими тщеславными помыслами, среди них: смиренное видение своих недостатков, не приписывание себе никаких заслуг, самоуничижение, исповедь и совет. Иногда, боясь не понести новые дары, у Господа просят отнять их... (Хочу напомнить, что самоуничижение - в подвижническом смысле - это прежде всего не топтание себя ногами, а понижение планки требований, амбиций и претензий.)

3. Самые дурные сценарии при встрече с бесом тщеславия: 1 ) согласиться с ним - и это знак очень быстрого духовного падения, 2) впасть в уныние, отчаяние и вообще отказаться от молитвы под предлогом своего недостоинства - и это также верный знак падения. 

4. Надо сохранять в себе и воспитывать трезвенное отношение. И Господь нам в этом усиленно помогает: или мы оказываемся в ситуации, которая наглядно выявляет наши недостатки, или укрепляющая благодать отступает - и мы с очевидностью понимаем, что сами по себе ничего не стоим. Поражением обернется мнение, что неуспех и ошибка случайны и виноваты другие люди или обстоятельства. И большой ошибкой будет "бегать" за растерянными дарами и благодатью вместо покаянного, трезвенного и беспощадного отношения к себе.

5. Когда начинается борьба с бесом тщеславия, важно избежать ошибки сравнения своих достижений с опытом подвижников, чтобы убеждаться - раз за разом - в какую меру мы достигли. Но и знать о подвижническом опыте молитвы, его этапах и дарах надо! Не должно быть умственного сравнения, т.е мысленного анализа своих результатов, принимаемых за бесспорный успех(!), по отношению к отцам-подвижникам. Такой мысленный анализ - злачное место для беса тщеславия, который разгорячает человеческие страсти. Духовный опыт единства с делателями молитвы - на определенном этапе делания - входит тихо, когда появляется глубинное чувство понимания переживания, о котором повествуется в подвижнической литературе. В этом чувстве есть радость узнавания, и нет никакого превозношения.

6. При сравнении своего опыта с опытом подвижников может появляться еще одна большая ошибка. Подвижники повествуют о высоком духовном опыте, а человек, сравнивающий себя с ними, получает опыт чувственный. Чувственная копирка духовного опыта обманчива - она очень похожа на истинный опыт и при этом является его тенью и даже подменой.

7. Почему дары и переживания часто способствуют развитию самомнения, покажу на примере-притче. Человеческий эгоизм подобен воздушному шарику: когда дыхание жизни наполняет его, он раздувается. Шарик эгоизма раздуется, даже если его наполнит чистейшее дыхание, и рисунок даров (или переживаний) явственнее и выпуклее проступит на его поверхности. Неумение владеть своей самостью приведет к тому, что шарик или лопнет от гордости, или сдуется, потому что чистое дыхание покинет не готовый сосуд. А затем может войти и дыхание нечистое...


Цитата: Я ведь знаю,что меня Бог не может слушать такого грешника..

Ответ: Известная ловушка тщеславия. Откуда Вы знаете, что Бог Вас не слушает? Если Ваше знание от Бога, то Он Вас не только слушает, но и разговаривает, вкладывая истину. Если Ваше знание не от Бога, то и неправильно. 


Цитата:… у меня внутренние такое наваждение. пишу тут, потому что не с кем проконсультироваться, а морлчать насколько я понял уже очень опасно. прошу хэлп кто чем может по теме а главное прошу молитв

Ответ: Иван, Вы допустили грубейшую ошибку по своему тщеславию и неопытности, и были сразу наказаны. Обычное дело. Так и молитва может быть отнята от Вас. Также кроме греха тщеславия "выплыли" и другие грехи: испуг и осуждение. Повторю: начальные плоды молитвы могут быть легко украдены или извращены, если Вы будете трезвонить о них, тщеславиться и пугаться.


За тщеславием скрывается гордость. И тщеславие уже одна из самых тонких страстей. Можно еще сказать, что гордость себя выражает через тщеславие. Посему и эгоистический человек движим тщеславием. 

1, На многих этапах развития (падшего) человека тщеславие позволяет побороть другие, более грубые страсти. Повторю мысль, неоднократно озвученную ранее. Если в основании аскезы лежит устремление (горение) к Богу, то сами аскетические приемы поддерживаются тщеславием. Посему и аскеза позволяет человеку освободиться от грубых страстей, но не от тщеславия (и гордости).

2. Говоря о борьбе со страстью, мы должны всегда помнить, что цель борьбы - преображение страсти, а не ее убийство. Есть ли истина в тщеславии, и в чем это истина извращена? Есть! Это слава человека как образа Божьего. Человек - бог по благодати, а благодать - слава Божества. Тщеславие - слава падшего человека, слава эгоистическая...

Тщеславие - слава падшего человека - побеждается и преображается благодатью. Ничем иным. Повторю, что более грубые страсти могут быть побеждены и усвоены (но не преображены) с помощью тщеславия


Вопрос: Т.о. можно осторожно сказать - сей дух может преобразится при определенных обстоятельствах?

Ответ: За тщеславием стоит гордость. А гордость... Есть ведь духовная гордость, которая много тоньше гордости плотяного и душевного человека. Вот и наивысшая точка на пути преображения. Тщеславие - излучение гордости.

Говорят, что истинное смирение побеждает гордость. Истинное же смирение (вспомним, об этом говорил прп.Силуан) - высокий дар Божий. Мне почему-то кажется, что для преображения гордости нужен не отдельный дар, нужен Сам Господь.


Вопрос: Александр, а почему так получается, что за тщеславием стоит гордость? Ведь на первый вгляд это совсем разные состояния: тщеславие — это когда человек ищет одобрение в глазах окружающих, а гордость — это когда он ищет признания в своих собственных глазах. Получается, наоборот, что по-настояшему гордый человек не будет тщеславным — ему не будет никакого дела до мнения окружающих, так как ему важна только его собственная оценка. Образно говоря, эти состояния скорее противоположны друг другу: гордость направлениа на себя, а тщеславие — наружу, на окружающих.

Ответ: Aniks, гордость глубже тщеславия. Я еще сказал, что тщеславие - излучение гордости. Излучение наружу, а гордость внутрь...


Вопрос:Aleksei B.
tpash спрашивал про гордость, не про гоpдыню. А Вы теперь объясните, пожалуйста, как видите разницу между этими двумя.

Ответ: А столь ли важно (в рамках этой темы), в чем отличие гордости от гордыни? Думаю. нет.


Вопрос: я так понял всеже надо на 
тщеславие в начале опираться...
и нудить себя этим же духом...так?
Ответ: Не совсем так. Это нельзя делать в грубой и явной форме. 
Можно в неявной форме. Например: я - православный христианин, я смогу это сделать.


Вопрос: можно чуть подробнее или пример какой другой...
не совсем я понял... а то домыслю куда нибудь не туда...

Ответ: А когда поймете, то обращение к такой формуле уже будет явным тщеславием 

Смысл такой. Человек обращается к своим волевым качествам, считая себя православным христианином. Реально же таким он не является, только номинально. Т.е. в мнении, что он - православный христианин, и поэтому должен смочь, скрыто тщеславие. И это тщеславие является движущей силой, способной отчасти побороть другие страсти. Другой похожий пример: я - монах, мне блудить нельзя.


Вопрос: В течении практики иногда проиходит "нечто" - то брань какая, то некие озарения, то некия мысли входят (не как результат какого-то мышления, а просто "вмещаюся" в процессе переживания/сопереживания). Сие все "нечто" - своего рода воспринимается и видится как руководство к конкретному действию. Как не впасть в самомнение от таких своего рода научений, не говоря уже о том, что различать природу их?

Ответ: Совершенно верно сказад Антиквар. Сначала надо "выпасть" из самомнения. Это самое сложное! Поскольку самомнение любит прикрываться послушанием, мнением других и прочими очень ценными вещами, которые его тайно развивают. 

И еще. На другом примере. Человек - в подвижничестве своем - не сколько желает стяжания Духа, столько боится совершить на этом пути разные ошибки, впасть в прелесть, впасть в самомнение. Но именно самомнение и порождает такой страх, а затем становится источником внешнего благочестия, прикрывающего внутреннюю нечистоту.


Червь внутри питается гордостью, но этот червь внутри также кушает и самоуничижение человека, которое оборотная - и даже более изысканное как блюдо - сторона гордости.

…Тщеславие - страсть глубокая, которая легко не изгоняется и не преображается. Страсти будут обязательно приражаться при молитве. Они дым от тлеющего костра сердца. Чем ярче пламя, тем меньше дыма...

Хочу еще отметить, что увидеть тщеславие в себе - увидеть грех, а это видение возможно только под действием невидимого света. Мы ведь просим: даруй ми зрети моя прегрешения... Вот зрение на них и открывается.


Цитата: Александр: «Умное делание порой начинается с того, что ум вздрагивает, застывает на мгновение, смотрит на себя как бы со стороны и понимает: ну какую же "благочестивую" ерунду я несу, а ведь ничего по-настоящему не знаю и знать не хочу.»
- А потом смотрит на это новое понимание со стороны и наполняется самодовольством от этого перехода на ступеньку вверх 

Ответ: Гордость, как известно, изживается одним из последних грехов. А игра в смирение свойственна для новоначальных. Посему опыт надувания эгоизма от любых успехов - следующий этап узнавания себя.


Это еще одна из болезней человека с падшим умом и неочищенными страстями - самоутверждение за счет унижения.

Цитата: Изложение моей беседы с архимандритом Тихоном после Литургии во Владимирском скиту Св. Тихоновой пустыни.
О. Тихон: [обращается к моей крёстной дочери] А-а! Вот это и есть твой "американец"?
Я: Ну да, я и есть.
О. Тихон: Ну и где твоя родина? Россия или Америка?
Я: Моя родина - не здесь и не там.
О. Тихон: И что же это за родина у тебя?
Я: Горний Иерусалим!
О. Тихон: Ишь ты! Гордый какой! Небесный Иерусалим, видишь ли, у него родина! [после краткого молчания] Ад - наша родина!!!

Ответ: Ад - родина детей дьявола... не чад же Божиих. Леонид, ошибкой (за которой стоит гордость) было "выпендривание" перед архимандритом. Не следует о духовном граде - по внутреннему смирению своему - говорить перед тем, кто может не услышать.


Цитата: Архимандрит Тихон [наместник Св. Тихоновой Пустыни] с самого первого взгляда показался мне оч. глубоким и сильным молитвенником. 
Надо было бы добавить к моей истории, что его "наезд" [тест] на меня был оч. весёлым и любовным. Я просто ответил ему в его ключе…

Ответ: Леонид, до чего же ты сложный и верткий "Ад - наша родина" - это плохие слова, если сказаны всерьез, и плохие - если в шутку для теста, поскольку давно уже стали смысловым мемом, выражающим "по Фрейду" глубокую немощь современного православия, когда отсутствие истинного либидо - устремления к Духу выдается за некую "духовную" фишку. Тест на отсутствие устремленности к Богу и причастность к оскопившим себя духовно - отрезавшим от себя духовное.


Гордость - один из основополагающих принципов, на которых зиждется самость человека. Рушится этот принцип - человек теряет гордость - и разрушается сам человек, утрачивая уверенность и устремления. У него просто угасает воля к действию и развитию, уходит интерес к самой жизни. Пока человек самостен, ему нужна гордость. В сложном, трудном и долгом процессе преображения самости слой за слоем вычищается и меняется гордость - от грубых и примитивных ее форм, которые у всех на виду, до глубочайших - зарытых в подсознании - и тончайших - уходящих звенящими нитями в духовную область.

Пока человек самостен, ему нужна гордость. Посему вся аскетическая борьба к гордостью на начальных этапах представляет из себя очередной самообман, когда самоуничижение и смирение, в которые играет человек, являются все той же гордостью - ее оборотной стороной. Так высказывание "наша родина - ад" (будь оно неловким или шутливым, это неважно, ибо в таких оговорках и проявляются подсознательные магниты ума) наполнено гордостной силой в оболочке смирения. (Замечу для Леонида, что мы живем отчасти в аду, но не ад наша родина.)  И высказывание  "смирение сродни бесчестию", которое привел Михаил из Симеона Афонского, также строится на гордости в форме борьбы с ним. 

Однако самостному человеку нужен такой самообман - по типу: "считать ад нашей родиной смиреннее чем считать Рай родиной". Повторю, иначе он потеряет ориентиры и сдуется. 

И "идти на базар голым" - это не отсутствие гордости, это переброс ценностей самостного человека из одной самостной системы (мирской) в другую (монашескую или юродскую). А гордость была и остается. 

Вообще, делегирование личной самости в область самости корпоративной весьма меняет и гордостные установки: человек готов на личные уничижения и при этом надувается гордостью от причастности к институту. Ярчайшим признаком такого надувания корпоративной гордостью является признание любой чужой веры худшей, чем собственная.


Цитата: «Однако самостному человеку нужен такой самообман - по типу: "считать ад нашей родиной смиреннее чем считать Рай родиной". Повторю, иначе он потеряет ориентиры и сдуется.»
- Есть Смиреномудрие. Если так не думать то не будет и его. А это один из способов получить смирение.
Конечно можно работать на показуху, быть лукавым. Так и скажи.
Я скажу, да я и такой. 

Ответ:Михаил, это один из способов получить иллюзию смирения безо всякой показухи.


Вопрос: «Михаил, это один из способов получить иллюзию смирения безо всякой показухи.»
- А как ты узнаешь иллюзия это или нет?

Ответ: Когда покров иллюзии спадет, узнаешь.


Вопрос: «Рушится этот принцип - человек теряет гордость - и разрушается сам человек, утрачивая уверенность и устремления. У него просто угасает воля к действию и развитию, уходит интерес к самой жизни.»
- От депрессии это отличается отсутствием подавленности?

Ответ: Здесь говорю об отрицательном - самоедском! - разрушении, которое, в частности, сопровождается и депрессией (унынием).




Комментариев нет:

Отправить комментарий