Ярлыки

четверг, 24 ноября 2016 г.

Словарь

Аскеза (подвиг) (аскезис). Так называется устремление человека к духовной жизни и тот метод, который он использует для прохождения трех ее этапов: очищения сердца, просвещения ума и обожения. Поскольку это достигается через заповеди Христовы, то подвиг - это стремление человека исполнить эти заповеди. Подвиг, таким образом, связан с соблюдением заповедей Христовых и исцелением человека. 

Безмолвие (исихия). Это мир в сердце, спокойствие ума, освобождение сердца от помыслов, от страстей и воздействия окружающего мира, пребывание в Боге. Безмолвие есть единственный путь для достижения обожения. Безмолвие телесное помогает человеку достичь умного безмолвия. Безмолвник - это тот, кто особыми способами борется за водворение ума в сердце. 
Бесстрастие (апатеия). Это не умерщвление страстной силы души, то есть вожделевательной (желание) и раздражительной (гнев), но ее преобразование. У души есть три силы: разумная, вожделевательная и раздражительная. Две последние (вожделевательная и раздражительная) составляют страстную часть души. Когда все силы души обращаются и направляются на служение Богу, то это состояние души называется бесстрастием. 
Богословие - богослов (теология-теологос). Богословие - это познание Бога. Это не плод изучения книг и упражнения рассудка, но, с одной стороны, плод познания Бога и личный опыт в этом, а с другой - это путь, который ведет к исцелению человека и познанию Бога. Богослов - тот, кто прошел путь от очищения сердца к просвещению ума и обожению. Так он приобрел познание Бога и получил право говорить о Боге. Богословом может быть назван и тот, кто, не имея личного опыта, воспринимает опыт святых. 
Ведение (гносис). Это не рассуждение о Боге и не рассудочное знание о Боге, но личный опыт общения с Богом. Познание Бога тесно связано с созерцанием нетварного Света. Это знание несравненно выше рассудочного знания и достигается через обожение человека. Человек через обожение приходит к видению нетварного Света. Обожение есть общение и единение человека с Богом. Это единение приносит истинное знание Бога, которое отличается от знания, полученного из книг и научения. 
Воображение (фантасиа). Чешуя, "кожаная риза" разумной части души, которая покрывает ум и помрачает его. Это следствие грехопадения. Аскетическая брань состоит в очищении ума от действия воображения. 
Грех (амартиа). На языке богословия грех - это помрачение ума. Когда ум бежит из сердца, он более не имеет памяти Божией. Он распыляется через чувства на окружающее, и тогда совершаются грехи. Поскольку это распыление происходит через дела, то и такие дела называются грехом. Грех начинается с так называемого сосложения и проходит этапы желания, действия и страсти. 
Делание - деятельный (практис-практикос). Делание - это опыт очищения сердца, который является первым этапом духовной жизни. Деятельный человек - тот, кто подвизается, чтобы очистить свое сердце. В святоотеческом богословии деятельный человек определяется как пастырь, смотрящий за животными - страстными силами души и стремящийся приручить их. 
Наслаждение (гдои). Удовольствие, которое испытывает человек от обладания какой-либо вещью, идеей и т.д. Сообразно с тем, что существуют душа и тело, различают наслаждение духовное и телесное. Наслаждение, имеющее своей причиной Бога, умиротворяет, тогда как наслаждение от греха и диавола приносит беспокойство. Наслаждение, вызывающее боль и смятение, также происходит от диавола и связано со страстями. 
Нетварный Свет (актистон Фос) - энергия Божия, которая много раз наблюдалась как Свет. Эта энергия Божия есть вечная слава Божества. Она называется нетварным Светом, ибо он не сотворен, но есть сияние Божественной природы. 
Обожение (феосис). Это причастность нетварной обоживающей благодати Божией. Обожение отождествляется и связано с созерцанием нетварного Света. Оно называется обожением по благодати, ибо достигается действием благодати Божией. Это совместное действие Бога и человека, потому что Бог является действующим, а человек - содействующим. 
Очищение (катарсис). Очищение относится, главным образом, к душе. В святоотеческом богословии понятие "очищение" употребляется для определения трех состояний. Первое - это отметание от сердца всех помыслов. Помыслы называются так потому, что они должны находиться в рассудке. Второе - это стремление к подвигу, чтобы силы души (разумная, вожделевательная, раздражительная) действовали согласно естеству и сверх естества (т.е. чтобы они обратились к Богу), но не противестества. Третье - это аскетический метод, посредством которого человек от любви корыстной приходит к любви бескорыстной. 
Памятование о Боге (мнеми Феон). Это непрестанное призывание имени Божия. Это памятование осуществляется не просто рассудком, но чистым умом. Достигается и выражается умной молитвой. 
Память смертная (мнеми фанатон). Это не только и не столько ощущение, что когда-нибудь придет конец биологическому существованию, но, главным образом, ощущение смертности, "кожаных риз", в которые облекся человек после грехопадения. Память смертная возникает по благодати Божией и вызывает стремление к покаянию. Кроме того, память смертная - это глубокое переживание потери благодати Божией. 
Печаль (липи). Внутренняя душевная боль. Бывает печаль по Боге и печаль по мире. Первая способствует духовному росту, так как руководствуется упованием на Бога и побуждает человека к духовным подвигам. Она обладает большой силой и энергией. Вторая же приводит человека к отчаянию и душевно-телесному расслаблению. 
Помыслы (логисмои). Так называются мысли, которые соединяются с образами и различными раздражениями, происходящими от чувств и воображения. Из помысла проистекает грех, то есть возникают желание, действие и страсть. Они называются помыслами, потому что действуют прежде всего в рассудке. 
Послушник (ипотактикос). В узком смысле слова - монах, который находится на послушании у какого-нибудь старца с целью исцелиться и обрести обожение по благодати, усыновление. В широком смысле слова - это всякий христианин, который живет под духовным руководством своего духовного отца. 
Просвещение (фотисмос). После устранения из сердца всех помыслов в него возвращается ум и молитва становится непрестанной. Это называется просвещением ума. Поэтому просвещение ума тесно связано с умной молитвой. 
Рассудительность (диакрисис). Речь идет не о способности мозга к размышлению, но об энергии благодати Божией, о даре, который проявляется в чистом уме. Рассудительность - это прежде всего способность отличать тварное от нетварного, энергию Божию от энергии диавола, и в то же время способность отличать энергии Божии от душевно-телесных энергий человека. Благодаря этому дарованию, человек может определить, какие состояния являются чувственными, какие энергии - бесовскими, а что есть проявление духовной жизни. 
Рассудок (логикон). Это сила души, через которую мы осознаем окружающий мир и входим в соприкосновение с ним. С помощью ума мы обретаем опыт познания Бога, а с помощью рассудка, когда есть необходимость, излагаем, насколько возможно, результаты этого опыта. 
Сердце (кардиа). Это средоточие духовной жизни человека. Это то место, которое открывается путем подвига в благодати и в котором открывается Сам Бог. Кроме того, оно называется средоточием душевных сил - действий души (разумной, вожделевательной и раздражительной). 
Скорбь (пенфос). Сильная душевная печаль. Скорбь по Боге - это действие благодати Божией; она тесно связана с покаянием, плачем, слезами. Она называется радостотворной скорбью, ибо не вызывает психологических аномалий, но порождает в душе внутренний мир и стремление жить по заповедям Христовым. 
Созерцание - созерцательный (феориа - феоритикос). Созерцание есть зрение, видение славы Божией. Созерцание отождествляется с видением нетварного Света, нетварной энергии Божией, с единением человека с Богом, с обожением человека. Таким образом, созерцание, видение и обожение тесно связаны между собой. Созерцание имеет различные ступени: озарение, зрение, непрестанное зрение (в течение часов, дней, недель, месяцев). Умная молитва есть первый этап созерцания. Созерцатель - человек, пребывающий на этой стадии. В святоотеческом богословии подвижник, достигший созерцания, именуется пастырем овец. 
Старец (герон, геронтас). Клирик или монах, который посредством благодати Божией помогает послушникам исцеляться, то есть проходить путь от очищения сердца к просвещению ума и обожению. Страсть (пафос). Последний этап в развитии греха. Этапы развития греха следующие: нападение через помыслы (прилог), сочетание, сосложение, желание, действие, страсть. Страсть - это повторяющееся действие, при котором она набирает силу и завладевает человеком. В аскетическом богословии страсть определяется как противоестественное движение сил души. 
Трезвение (инпсис). Духовное бдение, постоянное внимание к тому, чтобы помысел не покинул рассудок и не вошел в сердце. В сердце должен находиться именно ум, а не помыслы. Это духовное бдение и называется трезвением. 
Ум (нус). Это слово в святоотеческом учении употребляется в различных значениях. Иногда оно обозначает душу, иногда - сердце, иногда - энергию души. Однако ум - это, в первую очередь, око души, самая чистая ее часть, высшее внимание. Умом называется и умное делание, ум не отождествляется с рассудком. 
Умная молитва (ноера просенксн). Это молитва, творимая умом. Когда ум освободится от порабощения рассудку, страстям, окружающему миру и сосредоточится в сердце, тогда возникает умная молитва. Таким образом, умная молитва творится умом в сердце, в то время как рассудочная молитва творится рассудком. 
Уныние (акидиа). Духовное расслабление сил души, состояние, в котором налицо полное безразличие к молитве, посту и вообще бездействие в отношении исполнения Евангельских заповедей. Поскольку человек - существо душевно-телесное, это означает, что душевное уныние отражается и на теле. Это душевно-телесное бессилие и отупение, душевно-телесное расслабление. 
Экстаз (экстасис). Это не исступление души из тела, но удаление ума от рассудка и окружающего мира и обращение его в сердце. При этом не приостанавливается действие психических и мыслительных способностей подвижника, но происходит сдерживание телесной деятельности (сна, еды и т.д.). 

1 комментарий: