Ярлыки

понедельник, 14 ноября 2016 г.

Благословение на молитву



Вопрос: как найти границу между молитвой "во всяком месте и во всякое время" и умным деланием, требующим особого благословения?

Ответ: Умное делание начинается там, где кончается несознательное делание и бездельничанье. Очевидно, что у самого умного делания много ступеней, и на высокие восходить могут единицы.




Почему отцы говорили об умном делании, которое требует благословения. Две основные причины: 
1) Благословение вводит (помогает войти) в умное делание - как в специальную практику и сам образ жизни;
2) В обмирщенной церкви ее основную (и внешнюю) часть составляют люди, далекие от духовной жизни, - номинальные христиане, живущие в теплохладстве, которые ничем не отличаются по своей сути от неверующих (даже не могу сказать - язычников, поскольку среди них есть ищущие). На попрание таковым святыня не отдается, чтобы сами не пострадали и святыни не затоптали.

Ну, а теплохладные священники и монахи - выходцы из номинального христианства - уже в корыстных целях (поскольку других целей и нет) и по причине зависти к духовному ревнованию (которого не имеют) пользуются запретами на умное делание и молитву. Это извращение выдается за заповеди святых отцов. Номинальные христиане находят в запретах, исходящих от "духовных" лиц, подтверждение легитимности своего без-умного состояния.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1280.msg14300#msg14300

ВопросAlexander, то можно или нельзя? Ответьте пожалуйста.

Ответ: а какая альтернатива умному деланию? Вот и выбирай...


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1280.msg14315#msg14315

Цитата: … Пускай номинальные священники переживают за их жизни и здоровье. А нам, пережившим Любовь в сердце своем :saint , какое до них дело? Даже и предупреждать их не надо. Пусть отпадут, в петлю или психушку, так им и надо.

Ответ:Evgeny,  не кипятись. Разве не великое кощунство стать номинальным христианином? Это подобно духовному самоубийству!  Ибо о таких говорит Господь: широки врата и пространен путь, идущие в погибель, и многие идут ими.  И вот ты, переживший Любовь в сердце своем, равнодушен к таковым: и пусть идут себе в погибель?

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1280.msg14320#msg14320

Я неустанно повторял и буду повторять на форуме, что умное делание - это прежде всего образ жизни христиан, посвятивших себя Богу, - в отличие от внешних (номинальных) христиан, идущих пространным путем. Приняв крещение, человек уже взял на себя обязательства исполнять заповеди Христовы, т.е встал на узкую стезю. Шествие по Христовой стезе и есть умное созидание себя ради Бога. В глазах же мира такое созидание выглядит опасным и безумным.  

Отнять умное делание от всех христиан в угоду кастовым интересам небольшой изолированной группки - это дьявольское измышление и извращение умным лукавым духом учения Христа. 

Умное делание подобно лестнице, по которой на Небеса восходят святые. Не всем по зубам твердая пища, не многие могут подняться на верхние ступени при жизни, но на первую ступень встает всякий входящий в православие человек. И как в мирской жизни не всем доступно высшее образование, но все получают начатки грамоты, так и в жизни духовной - азбуку восхождения к Богу должны изучать все.

Другая дьявольская подмена и извращение - отнятие действенной силы церковных таинств, когда предлагается лишь номинальное участие в них, что происходит повсеместно при утрате соборности и общинного духа устроения церкви. 

Умное делание позволяет участвовать христианину в богослужениях и таинствах церкви личностно и сознательно и принимать благодать таинств действенно, а не быть невежественным захожанином или номинальным требоисполнителем. Значение имеет внутреннее привитие к чистому церковному древу (и Телу Христову). Умное делание вводит именно внутрь церкви и зовет к внутреннему благочестию вместо внешней, формальной воцерковленности. Если стяжание благодати становится целью жизни христианина, то и участие в церковной жизни наполняется смыслом и созидательной силой.

Специфической частью умного делания (исихазма) является техника молитвы и другие приемы вкупе с орудиями (напр., четки), направленные на организацию психосоматического состояния молитвенника. Когда идут брать благословение на "умное делание", то имеют в виду обычно эту его часть - вообще-то, для всех не обязательную. Умное делание неизмеримо больше количества молитовок и четок в руках и никак не сводится к набору специфических приемов молитвы. 

Я так понимаю, что на общую начальную часть умного делания христианин получает благословение самим актом крещения - и брать особое благословение приходится только из-за потери смысла христианской жизни номинальными христианами. А вот на специфические моменты умного делания благословение взять было бы хорошо - при четком соблюдении одного условия: должно быть доверие к благословляющему лицу. 

Напомню, что при традиционных отношениях "послушник - духовный отец" правила задаются самими отношениями, когда через откровения помыслов (и совместную общинную жизнь) послушник открывает свой внутренний мир и берет соответствующие благословения

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1280.msg14334#msg14334

Цитата: Да, надо непрестанно молиться, но не надо думать, что этим ты лучше тех, кто не молится. Вот и все.

ОтветАнтиквар, безусловно, есть опасность гордости и духовного превозношения, но это проблема как бы другого уровня - она появляется при духовных поисках и при (пусть робком) знакомстве с благодатью. 

Когда же мы говорим о номинальном христианстве, то понимаем (понимаем?), что его характеризует теплохладство, - это "народ" (евангельскими словами), сердце которого далеко отстоит от Господа, и он даже устами Его не чтит. И странно слышать на фоне нетерпимости к другим верам проповедь толерантного отношения к тем, кто предает Христа преданностью духу мира сего. Не только угашение Духа, а служение супротивнику в номинальном христианстве - вот они - плоды антихристовы.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1280.msg14342#msg14342

ЦитатаAlexander, это правда. Но и в своей собственной душе тоже полно этой самой теплохладности. И стремление к непрестанной молитве (какой бы несовершенной она ни была) является в том числе попыткой избавиться от теплохладности…

ОтветАнтиквар, здесь и можно обозначить грань, отделяющую номинальное христианство от не номинального, - искреннее и действенное покаяние - изменение себя, потому что внутри нас близко становится Царство Божие. Процесс сей длится долго - всю жизнь.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1446.msg19539#msg19539

Цитата: Ребят ,нам бы сначала гордыньку то нашу приструнить ,а уж потом и решаться стяжать .а то гордынька то нам глазки так закрывает,что аки слепые около пропасти пока не свалимся .

Ответ: Занятное слово "гордынька", популярное в определенных кругах. В нем есть похлопывание барина по холопскому плечу...

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1446.msg19553#msg19553

Цитата: гордыньку нать попутно и бить ,а на умную молитву хорошо бы благословения духовника испросить .а то ,говорят ,дело опасное могущее в психдиспансер привести .имхо

Ответ: Это и спасает детей века сего, когда они не знают и не желают знать, что живут в большом дурдоме, играют во взрослые игры и берут на них благословения у таких же игрунов... а других - тех, кто желает выйти на свободу, подозревают в страшных грехах и гордыньке, ибо хорошо обывателям в дурдоме своем.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1446.msg19572#msg19572

Цитата: Александр ,во всей литературе о умном делании строго наказываеться ,что заниматься умной молитвой только с благословения опытного духовника .брать не только благословение на чётки ,но и испросить правило на них иначе думая что идём по пути к Высшему ,а окажеться ,что давно увязли внизу .
Гордыня наша и выражаеться в нашем же непослушании и попытке оспорить Его Волю .

Ответ: Виктория, из Вашей реплики опять вылезает неадекват с рожками. Вы спорите с вымышленным(и) оппонентом(ами) и обличаете вымышленные проблемы. Настойчиво рекомендую не воевать со своими бесами, выдавая их за чужих. Умное делание и начинается с того, что приобретается - с кровью и потом - трезвый взгляд, иначе пресловутая "гордынька" так зомбирует ум новоначального, что становится он православнутым не в меру.

Поясняю. Никто и не оспаривал известное положение о важности благословения опытного духовника для занятия умной молитвой. Опытного духовника! Игры в дурдом и начинаются, когда нет опытных, а благословение - по православнутой гордости - взять (и дать) очень хочется.

Кстати, переходя от специфичной умной молитвы к более общему моменту созидания внутреннего человека - умному деланию, - следует спросить риторически: если не умное делание, то какое - безумное?.. или безделие?.. Чтобы жить бездумно и без-умно, благословения православным брать не надо? А чтобы умно - уже берем?

Цитата: Низко кланяюсь вам в ноги ибо знаю теперь  куда я иду.

Ответ: Да не идете, а, склоняясь, пытаетесь укусить снизу. 


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1446.msg19600#msg19600

При потере духовных ориентиров благословение на Иисусову молитву превращено в ритуальное игрище, точнее некий посвящающий момент, отделяющий православного "профана" от продвинутого и посвященного в некую тайну молитвенника. Человек получил правило, и уже может он превозносится над другими - теми, кто не получил. И эти посвящения выстроены в иерархическую школу тщеславия и превозношения. Отсутствие опытных наставников (оговорюсь: отсутствие в привычном облике) придает этой школе тщеславия особый шарм: начинается беготня и поиск старцев, и вместе с активной работой ногами идет создание идолов из оставшихся старчиков и отдаленных мест, где якобы процветает непрестанная молитва.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1887.msg39573#msg39573

Вопрос: Скажите, с чего начать путь умного делания?... лет практиковал бенгальский вайшнавизм (кришнаизм). Сейчас я пытаюсь вернуться в Церковь…Сейчас волнует такой вопрос: возможно ли начать практику исихазма самостоятельно, не имея на это благословения духоносного человека?... может ли человек самостоятельно решить начать исихазм, не спросив благословения и руководства?

Ответ: С чего начинать? С поиска Бога... и начинать, и продолжать.

Когда человек начинает понимать, что алкание Бога  - и есть истинное благословение (как и другие блаженства), - тогда и видит, что любые внешние благословения лишь приложения к главному.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1931.msg43566#msg43566

Получается, что мнение общества - как части мира сего - перекрывает (запрещает)  поиск Бога под предлогом опасности этого поиска. Прельщенные благами мира боятся возможности прельститься, понимая под прелестью выпадение за рамки своего мира прелести

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1931.msg43685#msg43685

Вопрос: Как то раз я все-таки набрался решимости и попросил у священника благословение на творение Иисусовой молитвы. Он ответил, что непрестанную не благословляет, а только в келейном правиле. Но меня это не совсем удовлетворяет. Но я все же творю молитву всегда и везде, стараюсь не забывать. Мотивирую это для себя тем, что святые отцы благословляли всех и даже мирян творить непрестанно молитву. Где можно получить благословение на то, чтоб творить молитву Иисусову непрестанно? И еще важнее вопрос: где найти руководителя в сем не простом деле?

Ответ: Мне не хотелось, чтобы эта тема в очередной раз скатилась к борьбе сторонников "за" и "против".

Будем отличать молитву - как дыхание жизни, как хождение перед Богом - от молитвы-техники. 

На первый - всеобъемлющий и цельный! - образ молитвы дает благословение Господь. Отсутствие такой молитвы - смерть души.   

Молитва-техника есть уже ограниченное выражение в специфических формах первого образа молитвы. Молитва устная и словесная, молитва сердечная, молитва непрестанная, молитва без слов, молитва созерцательная, молитва-размышление, молитва-действие... список специфических форм молитв можно продолжать.  Словесная молитва ближе к узкой технике. Молитва сердечная и молитва-созерцание приближаются к молитве всеобъемлющей, и если к ним подключается молитва-действие, то делается еще один очень важный шаг в сторону всеобъемлющего единства молитвенной жизни.

Традиционно под Иисусовой молитвой понимается молитва по ступеням от устной до сердечной с определенной формулой произнесения. Часто Иисусову молитву вообще ограничивают формулировкой и количеством, т.е. доводят до сугубо технического аспекта. И здесь уже молитва может полностью отрываться от образа жизни - хождения перед Богом.

Вот параллельно (и в очередной раз) обсуждается прелестное мнение профессуры о "Рассказах Странника" http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1935.0

Странник стремился именно к хождению перед Богом. Это стало его образом жизни. И находятся люди, которые этого - самого главного! - не замечают. И видят только техническую сторону молитвы. 

Так вот. Если своей целью не ставить жизнь в Боге, стремление к Нему, хождение перед Ним, то техническая сторона любого дела, будь то молитва, богословие, богослужение и пр., всегда путь от Бога - в прелесть.

Когда образ жизни в Боге и поиск Его находит свое выражение в молитвенной практике, тогда и становится важно, как мы выстраиваем молитву, соблюдаем ли ее этапы, слушаем ли наставления. На этом этапе и важны благословения. Как только техническая (и, в частности, количественная) сторона пересиливает наши устремления, мы начинаем съезжать...

Беда в том, что всячески поддерживается представление о молитве как о технической практике. Форма в очередной раз подменяет содержание, и появляются хранители формы. Хранители формы во все времена и во всех практиках неизбежны. Впрочем, и конец их всегда плачевен: утрачивается самое главное, остается одна оболочка, она сакрализируется, превращается в святыню, на которую можно любоваться, которую можно - с большой осторожностью - изучать, но которой нельзя пользоваться. И сами хранители уже не умеют ей пользоваться, а могут только выставлять для поклонения (и благословения). Сами почитают, но не пользуются, и другим пользоваться не дают, а разрешают лишь почитать. 

В этом состоянии стагнации и охранительства благословение начинает играть запретительную роль. Разрешение дается только при условии выполнения заранее невыполнимого требования, т.е. становится запретом, поданном в традиционно-благочестивой форме якобы разрешения. И заглавный пост этой темы - яркое подтверждение. Молиться опасно без опытного наставника, поэтому молитесь, чтобы Бог послал такого человека. При этом известно, что опытных наставников (в среде дающих такое благословение) сейчас практически нет. Финиш.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3202.msg140428#msg140428

И я в свое время пришел к духовнику, тому, который был, не ища искусного в молитве, и взял благословение на Иисусову молитву, которое было простым: молись, не перетруждаясь, и четки поначалу не используй. Что и сделал поначалу. Только была одна особенность: сердечную теплоту чувствовал еще до начала Иисусовой молитвы - на службе в храмах. Поэтому и пошел за благословением.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3202.msg140473#msg140473

Цитата:… была дана книга по ИМ и совет читай. книгу прочитал и решил пробовать заниматься сам(не чего из этого хорошего не получилась) потом где то услышал что на это надо брать благословение.  за благословением пришлось ехать 600 км (туда и назад)…когда он меня  благословил то дали те чётки…

Ответ: Начинать Иисусову молитву надо с огня устремления в сердце... хотя бы с малейшей ее искры, а не с количества узелков на четках, километров до духовника, часов стояний и количества поклонов. Человек готов обежать весь свет и не может сделать маленький шажок внутрь себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий