Ярлыки

пятница, 25 ноября 2016 г.

Световые явления при молитве

Вопрос о световых явлениях, возникающих при молитве, был задан в частной переписке. Поскольку эта тема интересна и другим участникам форума, выношу ее на открытое обсуждение.

Вкратце, отношение к световым явлениям при молитве подпадает под золотое святоотеческое правило: не принимать и не отвергать.

Помню разговор с юным подвижником из одной общинки подвизающихся (под Петрозаводском). Он сказал с таинственным придыханием, что некто из его общинки достиг большой молитвенной высоты: он видит свет с закрытыми глазами. Это классический пример ошибочного отношения (то бишь прелести) к световым явлениям. Другая ошибка - страх перед такими явлениями.

Природа световых явлений, возникающих с закрытыми глазами, разнообразна. Достаточно надавить на глазное яблоко или сильно зажмурить веки, чтобы вспыхнул свет. Многие наблюдают вспышки яркого света в момент резкого пробуждения (напр., при вечернем засыпании). 

При молитве происходит погружение во внутренний мир, и первый свет, который открывается, чувственный или мысленный. И он облечен по обыкновению, в причудливые образы. Исихастская молитва направлена на отведение и растворение образов - для того, чтобы пройти, не повредившись, через фантазийный внутренний мир и превзойти его. Поэтому-то при попытке молиться безвидно и могут выйти на первое место не образы (как это обычно бывает), а различные света, т.е. (тварная) энергийная подоплека образов. Эти света подобны лучам прожекторов, которые рисуют картинки на стене, и вот стена, на которой рисуются картинки, убирается, остается же свет прожекторов.

Убирается стена образа (а таких стен много), и распахивается новый чувственный или мысленный мир, который обладает собственным (отраженным) свечением и заполнен сознательными существами. 

Свет благодати несут и ангелы - тварные существа, свой свет имеют и бесы. Посмотрите, даже цветы и растения... иногда можно увидеть физическими глазами их тонкоэфирное свечение. Но у нас разговор не об аурах...

По православному учению, кроме тварного света есть - и первичен! - свет Фаворский - нетварная божественная энергия. Иногда этот свет посещает молитвенника, он может приходить непосредственно или опосредовано - через ангелов. Этот свет может быть такой мощи, что он вторгается в физический мир, и обычные глаза ослепляются его величием. Этот свет может приходить тихо и незаметно... как бы невидимо, преображая ум, душу и тело человека. Когда этот свет посещает молитвенное место - храм во время богослужения, - то внутреннее храмовое пространство наполняется интенсивным свечением: воздухи проясняются, иконы и лица некоторых людей почти светятся, пение на клиросе становится ангельским, стены как бы раздвигаются, и благодатный покров почиет на головах молящихся. Жаль, редки эти минуты...

Уже многие тварные силы несут с собой мир и упокоение. Именно это состояние мы находим при созерцании восходов и закатов... цветов... играющих животных... И при благодатных посещениях в молитве совершенно не важно, наблюдаются световые явления или нет, важно привнесение этим (обычно невидимым) светом мира, ясности, спокойствия, тихой радости и любви. И еще этот свет приносит сокровенное знание и побуждающую силу к поиску и обретению Господа... И этот свет нетерпим к любой лжи, он беспощадно высвечивает все темные закоулки души.

Вопрос: Хотелось бы спросить ...А если свет или не свет даже, воспринимается как просветление в душе, в груди, т.е. всё время было темно а тут один раз было, как бы светлее стало...Причём в течение дня в понедельник после причастия заметил...И сам факт что стало чуть светлее, не был так важен, как то расположение в душе, мирное и сопровождающееся новым осмыслением многих событий и действий...И чувствовалось что это состояние легко разрушимо и тонко(так подумалось), не было радости, скорее тихо так, и очень не хотелось что бы это ушло...И это виделось не глазами а чем то другим...Я вспомнил что с.о. писали о душевном зрении...Пару месяцев назад мне показалось, что  бес тёмной тучей накрыл меня(длилось пару секунд)...

Ответ: Это начинает проявляться различение внутренних состояний. Это различение можно назвать и внутренним видением (частью внутреннего видения).

Цитата: «Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения».

Ответ: Одна из самых важных фраз, описывающих обретение умной сердечной благодати. 

Это видение не чувственное (и не образное). Воздух посреди сердца - открывшееся внутреннее пространство (простор) души. Себя самого - свой ум-сознание. Ум-сознание получает посредством Духа просвещение, становится ясным, светлым, тихим и приобретает познание истины. 

У этого познания много степеней. Вначале приходит только опытное познание того, что истина есть. Это познание кардинально отличается от ментального (абстрактного, холодного, догматического) представления об истине, отличается оно и от чувственного суррогата веры (радостного умиления, эмоционального восторга, набожного поклонения и пр.) Когда свет духовного просвещения все больше и больше охватывает ум, стоящий в сердце, начинается перестройка-созидание внутреннего человека и его становление-развитие. По мере этого становления приходит духовное рассуждение и трезвость.

Невозможно духовное становление личности человека без обретения (явной) благодати. И такое обретение благодати описывает прп.Симеон Новый Богослов. Способы (технические приемы) могут быть и другими, важен результат - появление духовной личности: себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения.

Цитата: У этих световых эффектов есть некоторые признаки, которые им предшествуют.

Ответ: Здесь следует уточнить (напомнить). "Эти" световые эффекты, о которых Вы говорите, имеют обычно тварную природу. Дрожание левой икры Наполеона, которое, как известно, было великим признаком... Физическое и душевное тело откликаются на (энергийное) воздействие невидимых сил. При большей чувствительности (у многих людей эта чувствительность почти на нуле, точнее, за гранью обычного сознания) или при большем воздействии этих сил появляются различные эффекты и ощущения. В некоторых случаях это может быть физическое напряжение и дрожь. Естественно, при частой повторяемости таких явлений страх, весьма заметный вначале, как правило, уходит. Световые явления могут сопровождать такой накат невидимых сил. Вообще, могут проявить себя любые чувства, как внешние, так и внутренние.

И еще. Если человек не ощущает ничего подобного, это никак не означает, что невидимые силы на него не влияют. Влияют - и чаще как на марионетку. 

Цитата: Но тут встает интерес - а нужно ли чувствуя присутствие (или приближение чегото)
дать ему работать, или всетаки удержать в "рамках". И еще есть подозрение что эти силы личностны. 

Ответ: Здесь ведь однозначного ответа не дашь. Нужно стяжать дар различения духов.

Цитата: Имхо,не надо "пускать"… Вот сразу ставлю им забор:  н е т
Ответ: Забор под именем "нет"... У этого забора тож есть свой невидимый хозяин, да и многим силам наплевать на такие заборы. Зато создается очень "православная" иллюзия собственной изолированности. 

Цитата: Кстати, никогда не понимал почему это должно считаться плюсом? В смысле - изолированность.

Ответ: Не плюс. Вопрос не простой. Упирается и в необходимость стабильного существования человека или группы людей, и в эгоизм, индивидуальный и групповой. У Шьямалана есть фильм The Village (у нас перевели как "Таинственный лес"). Он хорошо показывает причины создания изолированного поселения... и последствия. И две главные силы, на которых строится поселение (этим-то силам всякие заборы не страшны): страх перед миром и его осуждение

Цитата: И тем не менее, эта "православная" иллюзия является для многих желанной.

Ответ: Самоизоляция создает иллюзию самосвечения (если возвращаться к теме световых явлений), а при встрече с миром оказывается, что принимаемое за свет вовсе и не свет, а даже тьма.

Вопрос: Александр, у тех кто познает сердцем нет вопросов.....Любой ответ включает и задействует логическое мышление, а оно сразу закрывает то что открылось сердцу.. Вы так не считаете?

Ответ: Вопросы есть и у сердца, только они не облачены в рац.форму. В сердце открывается свет и знание истины по мере очищения. Сердце может уже чувствовать истинный свет, но не будет различать его нюансы. 

Вопрос: не мудрствуя лукаво, хочу  испросить совета  относительно следующего момента - последнее время во время молитвенного внутрь пребывания,  после прохождении нескольких слоев внутреннего пространства,  с недвусмысленной явственностью обретается некая внутренняя сокровенная область…
…однако при распространении самосознания/энергии  во вне, происходит соприкосновение с некой проблемной (что-ли) областью,  которая свидетельствует о своем наличии и в то же время остается закрытой для общения, взаимодействия и т.д. – непонятно что это, что с этим делать, тогда, как ощущения подсказывают, что делать что-то надо.. но ответа внутри себя пока не нахожу..

Ответ: Когда мы входим в более сокровенную (и чистую) область внутри себя, то обнаруживаем свой душевный мир как охватывающий сокровенную область. Он (душевный мир) воспринимается неоднородным, и словно темными ремнями стягивающим сокровенную область. Эти ремни - грехи, они воспринимаются мучительными и удавляющими. Стоит только выйти из сокровенной области, это ощущение теряется. По мере очищения душевного пространства и расширения сокровенной области меняется и ощущение. Образно говоря, в очищаемое душевное пространство вкладывается духовная закваска, под воздействием которой душа начинает меняться, проходя через ряд умираний (ветхого состава) и воскрешений (нового)

Свет собственного ума д.б. виден не по видениям (поскольку видения часто показывают то, что человек хочет увидеть, пока человек не очищен), а по состоянию - плодам ума. Если нет ясности, трезвости, мирности и обширности ума, значит, ум мутен и не излучает чистый свет...

Вопрос: в тибетском буддизме есть понятие сияющей пустоты. Видение этого света достигается практиками после очищения ума от негативности, замутнённости, после чего ум обретает ясность. Но ведь буддисты не могут без Христа видеть тот же свет, что и исихасты. Или я не прав ?

Ответ:  добавлю следующее (о чем говорил неоднократно): у человеческого ума много ступеней восхождения. И уже на определенных ступенях ум может восприниматься как свет. И будет ясным (по человеческим меркам). И останется зараженным гордостью. Тонкие искажения в уме находятся в настолько высокой духовной области, что в нее вхожи не многие (святые).  Напомню известное изречение: святых много, мало бесстрастных.

Вопрос: «Свет собственного ума д.б. виден не по видениям (поскольку видения часто показывают то, что человек хочет увидеть, пока человек не очищен), а по состоянию - плодам ума. Если нет ясности, трезвости, мирности и обширности ума, значит, ум мутен и не излучает чистый свет...»
- Спасибо, все точно подмечено в совокупности , особенно удачное слово – "обширность". Ясность и трезвость – понятно, и несомненна их важность, но непонятна ситуация, когда опьянение (elm вот иначе называет – "эйфория") перекрывает и не дает воссиять в полной мере им обоим.

Ответ: Повторяемость и увеличивающаяся интенсивность опыта - без какой-либо попытки ублажения им - снимает чувство эйфории.  И еще: есть духовное, божественное опьянение и есть послевкусие - на душевном уровне - после него. Смакование этого послевкусия приводит к потере трезвенности.

свет, о котором говорит Симеон, и видения света/светов - это не одно и тоже.  Видения света может быть обманным, и часто бывает таким. Но это не означает, что все видения - обман. Принятие помысла-страха перед видениями хуже самого видения. Если же вспомнить Библию и жития святых, то в них немало повествуется об истинных видениях и откровениях. И об обманках говорится. Говорится про видения, как о почти обыденной вещи, которая сама собой разумеется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий