Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

Борьба с помыслами



Вопрос:  Здравствуйте.  Считаю исключительно важной частью православной практики борьбу с помыслами во время дня…К каким методам и средствам вы прибегаете в своей жизни для отражения греховного помысла.


Ответ: Здравствуйте!

Вы правы, отслеживание помыслов в дневное время, когда приходится вести активной образ жизни, является очень важным элементом исихастской практики. Требуется сочетание уединенной молитвы в специально выделенные для этого часы и молитвенного трезвения днем: при общении с другими людьми, в транспорте, на работе. Нужен большой навык для умелого перехода от уединения, когда зарождается огонек сердечной молитвы, к активной деятельности с неизбежной суетой и ослаблением внимания. Приходится вырабатывать состояние "незаинтересованного" наблюдателя - внутреннего человека, который не вовлекается в активный процесс внешней деятельности и не поглощается им. 

Здесь я назвал два приема, способствующие отражению греховных помыслов. Это сочетание молитвы в уединении с трезвением при внешней активности и  отстраненность внутренннего наблюдателя, который отслеживает внешнего человека и, по мере приобретения опыта, может контролировать и направлять его. Другой прием - нахождение свободных минут (даже секунд) днем, когда можно углубиться в себя и постараться найти тонкую нить связи с сердцем.  Также вечером перед сном впечатления, накопленные днем, должны быть сняты, ум очищен и чувства освобождены от дневных волнений.

Вопрос: Подскажите когда следишь за помыслами и стараешься им противостать что нужно в таком духовном состоянии.

Ответ: Нужна практика и постоянство. Конечно, краткая повторяющаяся молитва помогает удержать ум.

Вначале надо постараться увидеть приходящие помыслы. Предварительно: 
1) найти тихое место и удобное время; 
2) утишить ум и чувства, успокоить тело (иногда вечером после трудового дня можно поспать 15-20 минут);
3) во время же сосредоточения и  отслеживания помыслов стараться не уснуть и не уплыть в бессознательное состояние, т.е. быть трезвенным;
4) наблюдать.

Если ничего "не видно", наблюдать дальше, в следующий раз возвращаясь к такому наблюдению и т.д. Если мучает умственная лихорадка, постараться уменьшить объем дневных впечатлений: поменьше общаться, поменьше размышлять и читать, не смотреть TV...

Помыслы приходят со стороны или поднимаются изнутри. Обычно их вторжение в начале практики проходит незаметно, но можно поймать (мысленно) их хвост. Поймав, отвести от себя, ни в коей мере не воюя, не споря с ними, не рассматривая, и не прослеживая их дальнейшую дорогу. Это все зацепки, которые увлекают наше внимание. Отвел помысел в сторону и остался на горе своего внимания.

Это начальный этап, на который уйдет кое-какое время. Этот этап совершенно безопасен при одном условии: нельзя терять трезвенного состояния.

Вопрос: есть нагрузки психические, которые частенько наваливаются на меня после "дневного зноя". Тут бы, придя домой, встать на молитву... Но ум уже такой одебелый, что молитва тонет в трясине дневных энграмм. Невозможно лечь и поспать - голова возбуждена. Для меня это состояние очень опасное - потеряна трезвость ума.
Что можно тут посоветовать?

Ответ: Тяжесть психических нагрузок можно уменьшить несколькими способами. 
1) Очевидный и действенный способ, бьющий в лоб: облегчить ментальную работу, уменьшить словесное и эмоциональное общение с другими людьми. 
2) Более тонкий подход: снизить значимость выполняемой работы или общения. 
3) Регулирующий способ: умение создавать и находить небольшие паузы в работе, когда можно отдохнуть и успокоиться. При общении можно чуток  отключиться от собеседника, слушая его краем уха, проверять (как бы сканировать) свое растрепанное эмоциональное состояние и внутренне налаживать его. Кстати, так и ненужная беседа скорее иссякнет.
4) Можно научиться умело выходить из-под пресса нагрузок по окончанию рабочего дня. В это время всегда есть небольшая свободная пауза, которую лучше не забивать никаким чтением, ни просматриванием и прослушиванием новостей, ни общением с друзьями и пр. Просто бесстрашно смотрим внутрь себя и видим хаос, который взрывается от внимательного прикосновения ума. И фиг с ним - пусть взрывается, а мы смотрим только с одной целью, чтобы нас далеко не снесло и не слишком закрутило. Ежели снесло, упорно возвращаемся на место пассивного (это важно!) рассматривания. Постепенно хаотическое мельтешение мыслей и эмоций стихает. Тут можно и поспать, о чем и Евгений говорил.
5) Вечерний сон (он не обязателен) должен быть легким и коротким. Я уже где-то на форуме говорил, что лежать надо на спине и входить в сон в молитвенном состоянии. Вначале "молитвенное" состояние действует, выбрасывая из сна, затем, наоборот, вгоняет в беспробудный сон, и, наконец, вводит в тонкий сон, после которого встаешь отдохнувшим со свежими силами.
Я пропускаю некоторые промежуточные этапы, которые проходятся по мере практики очищения, успокоения и подъема ума (именно подъема, который возможен после спуска в сердце). Когда созерцающий ум находится на (относительной) вершине, то он может дать разрешение более низкому уму совершать свою работу, будучи не затрагиваемым ею. Также и эмоции, если обретена душевная глубина, могут развиваться наподобие плаща на ветру, но душевное тело будет непоколебимо.

Вопрос: Здравствуйте. Вот такой вопрос у меня.
Я недавно начал воцерковляться, св.Отцов и литературы прочитал мало, тем более по практике молитвы. Как я уяснил себе из Лествицы Иоанна и "Трех образов молитвы" Симеона, на первом этапе от молящегося не требуется созерцания, безмолвия и проч., даже не требуется отсекать помыслы - этого новоначальным людям просто не удается достичь. Первый этап - это смирение и борьба с греховными действиями - то есть - ничего мистического, ничего того, о чем говорит исихазм. Человек еще не может творить Иисусову молитву всем сердцем, он способен лишь повторять ее, фактически как мантру (у меня по крайней мере так получается). Я не могу работать, общаться и молиться одновременно. 
Я вот поступаю так - все время молитву в голове не держу, но стараюсь настроить ум так, чтобы несколько раз в час проконтролировать свои мысли и, если сваливаюсь в мечтательность - повторяю Иисусову молитву и переключаюсь на другие мысли. Также начинаю ее твердить, когда есть искушения гнева, тщеславия, блуда и проч. Правильна ли такая практика?
Спасибо.

Ответ: Здравствуйте!

Я думаю, Вы верно делаете для начала. Требуется некоторая настойчивость и время, которое исчисляется месяцами и годами, прежде чем станут явными результаты молитвы. Впрочем, правил здесь нет. Искренний отклик сердца - одна из целей молитвы - может прозвучать и в самом начале практики или даже дать толчок к умному деланию.

Безмолвие - результат долгой работы, и вряд ли оно возможно на первых порах, но учиться утишать мысли, успокаивать их и отслеживать следует уже в начале. Есть несколько ключевых моментов времени, когда это делать лучше: утром, просыпаясь, вечером, засыпая, днем в промежутках-переходах между делами и при смене видов деятельности.

Неизмеримо убыстряется работа над собой при совместной (соборной) молитве. Самый известный вариант, который, как ни парадоксально, мало используется, - церковная молитва. При должном отношении и верно выбранном храме (где создана молитвенная атмосфера или служит священник с мистическим даром проникновения в службу) иногда даже не важны личные усилия - служба как бы сама поднимает и очищает человека. К сожалению, найти такие храмы не всегда легко.

Также помогает сосредоточенное чтение духовных книг, на которые тонко отзывается сердце. "Поймав" этот зов, надо стараться удержать его, чуть отстраняясь от чтения. Когда ниточка, связывающая с сердцем, начинает теряться и помыслы будоражат ум, опять приступать к чтению.

Существуют и другие приемы, которые действенны уже в начале пути. Но главное - искренность и устремленность.

Лучший путь - объединяющий молитву ночную и дневную, уединенную и в присутствии людей, личную и соборную. В зависимости от склада характера, опыта и обстоятельств кому-то легче начинать с чего-то одного и при определенных условиях, но при этом не забывать о получении молитвенного опыта в "противоположной" области своей жизни. Благодать и Божия помощь, вообще, "странная" штука  - приходит тогда, когда не ожидаешь, и уходит оттуда, где, по нашим представлениям, должна быть.

Вопрос: У меня иногда получается отогнать все помыслы. Но дело в том, что то, что происходит при этом меня как минимум смущает. Бывает, внутри воцаряется пустота, в которой как бы плавают слова, но смысл их ускользает, и они как будто пустые. …бывают у меня и другие странности.

Ответ: Это не странности. Это этап внутренней отстраненности от мыслей, которые видны как внешние.
 Вопрос: Я недавно решила попробовать так молиться,но примерно на 400ом повторении я начала думать не о том и сбилась,потому что привыкла постоянно говорить про себя,размышляя над своими действиями, и потеряла концентрацию..


Ответ: Молиться нерассеяно надо учиться. Привычка болтать и размышлять про себя уходит не сразу. Кстати, способность размышлять не атрофируется по мере обретения молитвенного опыта, но развивается и переходит на более высокий уровень, питаясь интуицией
 

Вопрос: Появилось ясное видения приходящих помыслов. Некоторые рождаются в уме, некоторые более «духовные,неоформленные, наполненные определенной атмосферой» приходят изнутри. Наверно сердце открыто бесам так как и мозг.

Ответ: Это хорошо, хотя ясное видение - нечто больше.

Вопрос: Пытаюсь внимание заключать в слова Иисусовой молитвы сводя это в сердце. Плохо получается, не могу охватить всю молитву. Появляются мысли –формы относительно смысла  слов. Воображение пытается рисовать Христа или Его величия. Незнаю как к этому относится. Смысл рисует образ.

Ответ: Возможно, тут ошибка? Не надо охватывать всю молитву в стремлении ее удержать, а дать возможность ей течь, слово за словом, не уходя вниманием от молитвенного течения. Так меньше будет расталкиваться воображение. Смыслы слов молитвы не удерживаются,  они идут как бы в связке, и тогда образы не успевают созреть и оформиться.


Вопрос: Есть практический вопрос - знает ли кто-то способы (техники) достижения второго уровня глубины тишины ума? Под вторым уровнем я имею в виду состояние, в котором ум не только перестает создавать поток мыслей и образов, но и перестает следить за тем, чтобы их не создавать. То есть если мыслей нет и внутри вроде как пустота, но разум то в это время очень даже бдителен и следит за тем, чтобы мыслей не было. И получается, что разум в это время занят ДЕЛАНИЕМ БЕЗМЫСЛИЯ! А вот как полностью остановить его активность, чтобы он и впрямь перестал вообще что-либо делать, включая и делание безмыслия и убрал свой контроль полностью?

Ответ: Ум - как пустой сосуд, и силы уходят на поддержание этой пустоты. Чтобы силы ума не уходили на "делание безмыслия", он должен наполниться Духом Святым (о чем и в молитве просим). Когда приходит Его благодать, усилия удерживать мысли на расстоянии не нужны; Он отводит и растворяет мысли Сам. В этом состоянии появляется другая проблема - человек в дебелости в своей не может понести долгого присутствия Духа, и ум его - вспомним слова ап.Петра - возвращается к мыслям как пес на свою блевотину...


О сборе брусники и остальной ягоды лесной - делателям Иисусовой молитвы посвящается 

Собирая морошку в лесах-болотах, как-то - дело было в начале 90-х - встретил я двух женщин, уже не молодых. Проходя мимо одной, вижу: наклоняется она за ягодой - и слышу, что шепчет: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. 

Монотонный повтор: наклон, рука берет ягоду, срывает или отщипывает ее и кладет в корзину... Интересно соединение молитвы и повторяющегося физического действия. Советую всем, кто пробует молиться, испытать на себе этот эффект повторения (можно собирать, пилить, рубить, винтить, подметать...) - в соединении с молитвой. 

При простом монотонном действии освобождаются низовые мысли - такие же простые, пустые и повторяющиеся. Наверно, всем знакомы навязчивые мотивчики, слова давно спетых песен, сказанные кем-то фразы, которые крутятся в голове, в у кого-то и на языке - тупо повторяясь, завязая в мозгах и зубах. Это освобождение тупых мыслей подобно мощному мутному потоку, которому тяжело противостоять. Помню, в детстве, когда часто хаживал в лес за разной ягодой, я не мог противостоять таким мыслям; они мешали - и тогда я на их потоке строил мир детских фантазий, убегая в него от скучности болотных испарений, комаров и паутины. 

А если утишить и изменить коловращение мыслей при повторяющемся физическом действии с помощью молитвы, что произойдет? Произойдет организация ближайшего физического пространства - на внешнем плане, поскольку молитва осуществляется в действии, организация бытового ума - это очень хорошее достижение - и прорыв к другому, более глубокому уму.


Обычно человек отмечает то, что уже "на выходе", - слова на языке или, в лучшем случае, мысли в голове. Остановка мысленной молотилки и перенос внимания глубже требует, ес-но, усилий. Это путь к истоку слова (и действия) - помыслу.

Вопрос: Александр, правильно ли я понимаю, что лучше на помыслы просто не обращать внимания? Я просто не знаю, что правильнее, и считаю равноценными оба способа их одоления - как удалением внимания, так и "перекрытием", сокрушением силой имени Господа, есть еще третий - самый лучший - остановка мыслей, но он более сложный, требует весьма серьезной подготовки...

Ответ: Не обращать на помыслы внимания означает не сопрягаться с ними, не расссматривать, отодвигать. И конечно, внимание должно быть направлено на достойный объект.


Когда мы обращаемся к образам Ветхого Завета, нужно быть вдвойне осторожным. С одной стороны, их следует понимать в прообразовательном и переносном смысле, чтобы не попасться на буквализме объяснений, а с другой стороны, нужно и не забывать, что у этих образов есть (и никуда не делся) буквальный смысл. И в этот буквальный смысл вложена и ненависть, и жажда мщения, и желание убийств, и проклятия врагов.

Видеть в "вавилонских младенцах" помыслы, которые должны быть разбиты о камень имени Христова, верно - в прообразовательном смысле и на уровне привычных представлений о православной аскетике и борьбе с помыслами. Если же вспомнить, что аскетическая борьба в своем высоком долженствовании - это не борьба в обычном смысле (как сталкивание и битва), а очищение, превосхождение и усвоение, то и "младенцы-помыслы" не должны быть убиты "головой" о "камень", а отведены в сторону, утишены и - внимание! - обращены к Богу в своей основе (это дщерь Вавилонская). (Образно говоря, Вавилон души не разрушается, а преображается - в нем строится Христова церковь - как у ап.Петра в 1Пет.5,13.) Господь пришел не губить, а спасти!


По поводу голосов в голове. Надо учиться проходить мимо их. Мимо бесовских голосов и мимо голосов ангельских (голосов святых). Хотя бы в том смысле, что эти голоса не должны вести за собой.

Это актуально и для нас всех. Вообще (говорю не первый раз - на основании своего опыта) наслушаться можно чего угодно и кого угодно. Даже "собственную" мысль-формацию легко принять за глас с небес или из ада, если нет трезвенности и не развит дар различения.

Вопрос:  как это проходить мимо помыслов и гласов?

Ответ: Это известное святоотеческое правило. 

Вкратце. Ангельские гласы практически не вербализируются, человеческое ухо им не внемлет. Ангелы разговаривают другим языком, не через голоса в голове. И им нет нужды спорить с бесами. Под ангельскими именами любят приходить другие существа... Ангелы и бесы не вычисляются рационально - по тому, что и как сказано. Хульные, тщеславные, осуждающие, блудные помыслы и пр. - от бесов, но и, казалось бы, добрые помыслы далеко не всегда от ангелов.

Чтобы услышать ангелов, надо пройти школу смирения, очиститься и утоньшиться, вначале же надо научиться не внимать помыслам: не вслушиваться в них и не воевать с ними, а отводить в сторону.

Пример с птицами и животными - хороший. Также и "голос" деревьев, цветов... духов стихий. Это мы оформляем его в слова и узнаваемые образы.

Мостом общения являются, скорее, не образы, а (тварные) энергии, которые выражаются через образы.


Говоря о помыслах, нельзя утверждать, что есть только плохие помыслы, что помыслам нельзя доверять. Помыслы есть и нейтральные (простые), есть и добрые, есть и благие. Отличие огромное, когда мы говорим, что "нельзя доверять помыслам" - и больше ничего, и когда говорим, что есть разные помыслы, и благим мы должны доверять. И, в конце концов, помысел не доверять помыслам, остается помыслом 

Макарий Ег. немало говорит о благих помыслах. Напр., так:

Иной входит преклонить колено, - и сердце его исполняется Божественной действенности, душа веселится с Господом, как невеста с женихом, по слову Пророка Исаии, который говорит якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе (Исаии 62, 5). И иногда во весь день чем-нибудь занятый на один час посвящает себя молитве, - и внутренний его человек с великим услаждением восхищается в молитвенное состояние, в бесконечную глубину оного века, так что всецело устремляется туда парящий и восхищенный ум. На это время происходит в помыслах забвение о земном мудровании; потому что помыслы насыщены и пленены Божественным небесным, беспредельным, непостижимым, и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час человек молится и говорит: "о, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!"
 

Цитата: …с  тем, что отцы различали помыслы на благие, естественные и лукавые я согласен, это действительно так, однако говоря о благих помыслах, тем не менее, не утверждалось (насколько я понимаю), что  сами помыслы приходят от Бога…

Ответ: Ну, кроме Бога есть еще и ангелы Его - и их сонм. Они также могут всевать благие помыслы и даже разговаривать, да и святые общаются с людьми. 

Верно то, что помыслы оформляются самим человеком, поэтому отчасти он их порождает. И порождает сообразно своему уму, его чистоте, силе, навыку, способности воображения и пр., доводя до мысленного и образного восприятия. Но само-то касание извне - от невидимой силы - также есть, и это касание несет в себе и некое знание-смысл, и энергию, и состояние того, кто его передает.

Еще несколько цитат из Макария - о помыслах:

Святые души носятся и путеводствуются Духом Христовым, Который правит, куда Ему угодно. И когда угодно Ему, - носятся в небесных помыслах; а когда угодно, - и в теле. Где угодно Ему, там и служат Ему. Как птице ногами служат крылья; так небесный свет Духа восприемлет крыла достойных души помыслов, путеводствуя и правя, куда Ему известно.

А посему, если плотская любовь так отрешает от всякой любви: то кольми паче те, которые действительно сподобились вступить в общение с оным небесным и вожделенным Святым Духом, отрешатся от всякой любви к миру, и все будет казаться для них излишним; потому что препобеждены они небесным желанием, и в тесной от него зависимости; там желания, там помышления их, там они живут, там ходят их помыслы, там имеет всегда пребывание свое ум, препобежденный божественною и небесною любовию и духовным желанием.

Приступающие ко Господу должны совершать молитвы в безмолвии и мире и в великом благодушии, и внимать Господу не с воплями непристойными и смешанными, но с томлением сердца и трезвенными помыслами.


Когда ум научится перемещаться в сердце, помыслы будут быстро утихать, а голова станет пустой. Тогда и бороться с помыслами практически не надо, если молиться келейно. При соборной молитве так сделать сложнее, поскольку будут сильнее приражаться помыслы других людей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий