Ярлыки

пятница, 25 ноября 2016 г.

Созерцание

Пару раз со мной происходило что-то необычное.Как будто начинаешь видить мир со стороны, между небом и землёй, замолкаешь внутренне от  величия Божия. Люди суетятся, ругаются и думаешь зачем они это делают?  Знаешь,что Бог над всеми один и Он благ. И ощущения были другими - к примеру я знала что думают люди перед тем как  мне позвонят, о чём будут говорить...где лежит давно потерянная вещь и другие странности.. Случалось ли вам испытывать похожее ?


Вопрос: Александр, возможно ли постоянно находиться в таком естественном состоянии? Что нужно делать? Почему оно проходит?

Ответ: Постоянно, полагаю, невозможно. Хотя бы по той причине, что мы находимся в противоестественном мире, а это значит, что сами подвержены греху и легко заражаемся. На практике, получив какое-то чистое и светлое переживание - из мира горнего, - мы неизбежно входим с ним в мир дольний. А ведь чистота и свет делают грязь и грех, на которые мы наталкиваемся в мире дольнем (в бытовой жизни), невыносимыми. Ангелы от этой грязи отворачиваются, а нам надо в эту грязь входить. И свет утрачивается, и память о нем начинает гаснуть.

И дальше два варианта: бегство от грязи, направленное на поиск утраченных переживаний, либо работа в грязи с взыванием к свету. Первый вариант несовершенный, легко ведущий в прелесть, второй - тяжелый...  

То переживание, о котором говорите Вы в заглавном сообщении, восстанавливается достаточно легко (но ненадолго ) , стоит лишь чуть замолчать и углубиться в себя или - через грязь - соприкоснуться со скрытой красотой, которой проникнут мир. И опять-таки... такой побочный феномен, как предугадывающее знание (как у Вас: "к примеру я знала что думают люди перед тем как  мне позвонят, о чём будут говорить..."). Это же не просто знание, а знание-переживание. А если они плохо подумали и плохо сделали? Тогда и Вам будет плохо. Готовы ли Вы?

Иисусова молитва - в технической своей части - инструмент. Формулировка может быть изменена на другую - центральное ядро (смысл и направленность) молитвы останутся прежними, но поменяется форма, а значит, и изменяться какие-то нюансы действия молитвы.

Осознание себя в присутствии Божьем (это памятование Бога - по с.о., так у Игнатия Брянчанинова: Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога) - другая сторона единого молитвенного делания. По мере вхождения в глубины сердца деятельная (словесная) часть молитвы утихает, и на первое место выходит созерцание - очищенное от человеческих наслоений - без опосредования - памятование Бога. Чтобы войти в глубину предстояние, должно быть совершено действие. Словесная (умная) молитва позволяет совершить это действие, но, в принципе, это действие (энергия для него) может быть найдено и помимо слов. Однако, такая бессловесная молитва-предстояние более сложная для воплощения по понятным причинам.

Вопрос: Можно ли использовать непрестанное осознание себя в присутствии Божьем (как альтернативу ИМ) для тех, 
кто пока не вошел в сердечное место?

Ответ: Иисусова молитва - проторенный путь. Можно идти и не проторенными путями. Кстати, на проторенных путях легче прячутся ловушки... 

Присутствие Божие... это ведь состояние Его присутствия, т.е. происходит - пусть и на каком-то микроуровне - явление Бога. И есть множество других присутствий и переживаний, которые могут быть приняты на Божии посещения. Посему перефразирую и расширяю Ваш вопрос: можно ли молиться в измененном состоянии сознания? В принципе, можно. Но велика опасность того, что эти состояния уведут в сторону от главной цели.

Непрестанное осознание себя в присутствии Божьем нельзя придумывать, вот в чем соль.  Присутствие надо получить, а это Его милость. 

Об умной молитве. Молитва словами  относится к начальным стадиям умной молитвы. Выше - молитва безсловесная.

Вопрос: а что за ловушки?
Ответ: Как охотники расставляют ловушки на тропах, по которым ходят звери на водопой, так и бесы...

Вопрос: Кого вы рекомендуете почитать о созерцании? Кто более един в изложении опыта созерцания?

Ответ: Единство не в самом созерцании (изложении опыта созерцания), ведь это только путь наверх, а в введении полученного опыта созерцания в действие (соединении созерцания и действия) по изменению себя, других и всего мира. То, что делал Господь

Вопрос: Господь действовал в самой гуще мира. Но для монаха или для того, кто оставил все мирское, "введением опыта созерцания в действие"  может являться, например, молитва за весь мир, как у Силуана Афонского. Она и изменяет "себя, других и весь мир". Так?

Ответ: Если бы молитва за весь мир, как у Силуана Афонского, была "введением опыта созерцания в действие", то зачем понадобилась деятельность арх.Софрония (Сахарова)?

Тандем "Силуан-Софроний", пожалуй, лучший пример из 20-го века  "введения опыта созерцания в действие".  Жизнь митр.Антония (Сурожского) тоже может быть примером соединения созерцания и действия с бОльшим уклоном в действие. В прошлом - Гр.Палама и, наверно, Максим Исповедник. Это крупные примеры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий