Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

О наставниках умного делания



Вопрос: расскажите, если это возможно, каким образом Вы нашли себе наставников молитвенного делания, или же дайте какие-то советы по поиску такого учителя. 
Где сейчас возможно найти таких людей, куда и к кому лучше обратиться, насколько это вообще возможно, что показывает Ваш опыт, а также какие Вам известны наставления по этому вопросу у св. отцов. 

Ответ: Похоже, отсутствие наставников молитвенного делания в наше время нам надо окончательно принять как данность. И не унывать, и не оправдывать свое неделание. Наследие святых отцов оставлено в книгах - мы можем читать и учиться, взирая на подвиги  веры. Но главное, мы можем непосредственно прикоснуться к их опыту, входя в Церковь и внимая сердцем. 


Мы должны быть строги к себе, чтобы не перепутать Церковь с институтом и не погрязнуть в осуждениях и баталиях со всевозможными врагами нашей веры, явными и мнимыми, и не утонуть в соглашательстве, и не стать рабами маммоны.

Входя в Церковь, мы обретаем истинного Наставника. Было время, Он наставлял через старцев. Сейчас старцев нет, но Господь был и есть, и Дух Божий неизменен. Значит, форма водительства изменилась, и следует обратиться не к телесному и чувственному образу Божию в лице старца и наставника, а внутрь себя, ибо Тому, Кто говорил на протяжении столетий с учениками своими через видимых учителей, теперь стало не угодно так разговаривать. Нам надо извлечь из молчания сего правильный урок, ища, прежде всего, Царства Божия, которое внутри нас есть, и тогда все остальное будет приложено.

Хочу еще добавить, что опыт наставлений собирается по крупицам: не только на молитве, но и в мимолетных встречах, в дружеских разговорах, в общении и работе можно находить искры света, можно слышать голос Божий и ощущать Его десницу.

Вопрос: ***Умное делание, оставаясь одним и тем же по сути, меняется по методам передачи.***

Ответ: Чтобы осознать это, мешают (как всегда) сложившиеся стереотипы, когда ставка делается не на традицию духа, а на слепое копирование формы, что ведет к "проседанию" и, в конечной степени, самопогребению застывших приемов умной молитвы и угасанию самого делания. Опасение впасть в прелесть, возникающее у тех, кто к деланию еще и не приступал, - верный знак потери духовного смысла, закрытого кирпичами ложных представлений и зацементированного страхованиями внешнего человека. 

"Виртуальная пустыня" пока не оплетена формальными связями в такой степени, как поделенная на грядки и окультуренная пустыня монашеского Египта. Это очень интересное и неоднозначное явление.

Феномен раскрытия сокровенного в современной литературе также очень интересен! Хочу лишь отметить, что обилие литературы не должно превысить в своем потоке разумного уровня потребления. Пржде всего, ценность имеет опытное знание, когда умственный багаж не становится тянущей на дно гирей или, хуже, ментальной палицей для теологических войн.

Совет со своими единомышленниками, когда расстояние больше не преграда, самым непосредственным (хотя и неполным) образом выражает соборность. И начинает восстанавливать значение соборности, забытое снаружи и окраденное в призывах.


Цитата: ***Большинство из нас идет самочинным путем умного делания. Самочинным - не в смысле того, что выбранный путь не правильный, а в том, что мы НЕ ИМЕЕМ НАСТАВНИКОВ делания христианского, которым мы О ГОСПОДЕ могли бы оказывать послушание ***

Ответ: Нет хороших наставников, нет хороших послушников - какую чашу выбрать у этих пустых весов? И как только начинаем выбирать, забываем об истинном Наставнике. И потому что начинаем выбирать, уже о Нем не помним, хотя и крестились, и в церкви...

Смысл и утверждение: "мы НЕ ИМЕЕМ НАСТАВНИКОВ делания христианского" должны ВСЕГДА идти позади Слова и слов: мы, христиане, имеем Наставника. И вот мы видим, что Он не дает наставников, или, что равносильно, мы не видим наставников, которых Он дает, потому что не зрим Его.

Далее. Тем, кто не находится в послушании у Бога, не поможет и послушание у самых лучших человеков, ибо не человеков надо слушаться, а Господа, говорящего через них. И вот говорит Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... Если же Царство Божие искать будем, то не лазейка откроется, а дверь Истины.

Жительство по совету единомысленных и осуществляющих то же делание, христиан... Такое жительство невозможно (как ярко свидетельствует практика) при формальных отношениях, при внутренней несвободе и подчинении авторитету, не обладающим действенной духовной властью (именно духовной, раскрывающейся в совете единомысленных). Посему такое жительство в наше время будет скрытым для мира внешних сношений, полным ненависти, зависти и подозрительности.

Цитата: Цель молитвы -  диалог. Любое действие, в том числе мысль и слово проверяйте отношением к нему Иисуса.

Ответ: Это не самый взвешенный совет  
Диалог не цель молитвы. Практика молитвы требует подготовки и ясного понимания того, что немалые трудности на этом пути будут. Проверять любое действие отношением к нему Иисуса можно только, имея Господа в сердце. В ином случае проверяться действия будут ветхой совестью и недоочищенным умом.

Умное делание есть не просто специфическая практика молитвы. Прежде всего, умное делание - образ жизни христианина. Не важно, находится ли он в послушании у старца или нет, монах ли, клирик или мирянин - в любом случае, заповедь Господа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесныйостается для него актуальной. Пути стяжания Святого Духа различны, Он же неизменен, и Его хуление - отказ от стяжания Духа, а не отказ от какого-либо специфичного вида молитвы. Тот же Ефрем Катунакский говорил, что его мать, простая деревенская женщина, удостоилась великой благодати, и что ее духовное состояние было таким же, как у старца Иосифа Исихаста. Если же безграмотная деревенская женщина стяжала благодать, не будучи в послушании у старца, значит, она была в истинном послушании у Бога.

Посему истинное послушание у Бога возможно в любом месте и при любых обстоятельствах, есть ли духовные руководители и духоносные старцы или нет их.


Вопрос:  Насколько мне известно, существуют разные способы "адаптации" ученика наставником… с чего все начинается: с исповеди, например... или с совместной молитвы...?

Ответ: Начинается все с духовного алкания. Если Господь не вложит стремления найти Царство Божие, то человеческие потуги не приносят успеха. Духовное алкание и есть первое посвящение от Духа Святого. 

Отношение ученика и наставника начинается с близости сердец. Не столь важно, какие внешние обстоятельства сопутствовали сердечному контакту. Более того, поиск внешнего выражения часто затрудняет внутренний контакт.

Действительно, кто ищет по внешним признакам (благочестивый вид, сан, мантия и пр.), тот и находит только внешнее. Посему разочарования неизбежны. 

Неподобающее поведение... Я думаю, нам лучше избавляться от желания оценить поведение другого человека, чтобы не совершить большую ошибку. Благословен поиск сердца, которое видит сквозь богатые одежды внешнего благочестия и нищую рвань юродства.

Наставников, в том виде, котором они были известны раньше, сейчас найти затруднительно.

Через молитву, чтение святых отцов, внутренний поиск, понимание православной духовности будет открываться мир умного делания, и само делание ума будет распространяться на дела веры.

Вопрос: вопрос мой был не теоретический,а буквально практический:знает ли кто практикующих умное дело священников?

Ответ: Я присоединяюсь к ответу Victor'a: знание и даже знакомство с практикующими священниками не даст ничего существенного по сравнению с тем, если бы они были просто   практикующими мирянами.

Бога надо искать, а не идею послушания любыми способами воплощать. Бога искать, а все необходимое для этого поиска Он даст и уже дал!


Цитата: Мне кажется, но может быть я не права, коль скоро проходишь монашеское делание в миру, то и духовника следует искать в монастыре.

Ответ: Надо искать духовно опытного человека: бельца, чернеца иль мирянина, но прежде искать Бога. 

Обычно человеку, входящему в церковь, легче найти духовника среди белого духовенства. С воцерковлением взор обращается к черному духовенству. Монашеская строгость - вещица не однозначно хорошая: соединенная с незнанием особенности жизни в миру и в семье, она может статься слепой и разрушительной.

Цитата: Поэтому  приступившим к молитве  необходима регулярная исповедь, потому что  духовник во время исповеди может рассмотреть за некоторыми проявлениями восторгов или каких-то особых ощущений чувственно-физического плана нездоровое отклонение.

Ответ: Действительно, духовник может рассмотреть. Мне также известно немало случаев, когда неопытный духовник ошибался или отбивал охоту к молитве. А духовников, опытных в умном делании, как известно, очень мало. 

В общем, о главном следует помнить (и делать) и об исповеди не забывать.

Цитата: «духовников, опытных в умном делании, как известно, очень мало.» К сожалению, большинство читающих этот форум, особенно случайно зашедших , обратят внимание именно на эту часть Вашей фразы, сообразно человеческой природе тут же решив , что "неопытные нам  не нужны" - и пойдут молиться в одиночку, не понуждая себя к смиренню…

Ответ: Что скажешь? Я говорю в соответствии с отцами-подвижниками последних времен. Вы - в соответствии с известным мнением, распространенным сейчас в церкви. Что лучше: горькая правда или...

Цитата: Да нет, я-то как раз с Вами соглашаюсь, и с отцами подвижниками. Но страшусь порочной практики эту тему афишировать на общедоступном форуме…

Ответ: Мне кажется, это перестраховка, которая имеет весьма ощутимый отрицательный эффект в церкви: люди и так боятся молиться. 

Тот же свт.Игнатий никак не эзотерический писатель, которого советуют читать и новоначальным, очень конкретно говорит о сложностях дух. руководства в последнее время.


Помощь и советы человека, умудренного опытом, весьма полезны. Так что, старцы и старицы - это очень даже неплохо, если они будут посланы нам на жизненном пути.

Мне видится, что время книг наступило уже давно, а сейчас оно себя исчерпывает. В личной практике книгам отводится свой срок, и человек, приобщающийся к молитве, проходит книжною стезею, чтобы когда-то уже не держаться за трактат как за  единственного советчика и поводыря.  Богословское и аскетическое наследие свв отцов стало достоянием гласности, быть может, еще не в той полноте, в которой хотелось, но вполне достаточной, чтобы, вооружившись книжными знаниями, приступить к познанию и созиданию себя. 

Ведь в чем была одна из основных задач последних старцев, почивших не столь давно? Полагаю, в передаче сокровенного опыта не только своим ближайшим ученикам и в устной форме, но и всем, кто желает молитвенно подвизаться. Эта передача совершилась, в основном, к концу 20-го столетия, а старцы ушли в вечные обители.

Институт старчества в традиционной форме (во многом) изжил себя. И подражанию достойны не внешние признаки подвизания с привычными атрибутами слепого послушания - прежних старцев нет, как не и прежних послушников, - и проблематичным стало духовное окормление при монастырях, где больше озабочены внешним деланием и материальным благополучием. И уход в горы - духовная панацея для весьма немногих, которым, впрочем, когда-то предстоит вернуться на круги своя... 

Тихо и незаметно для большинства входит новое время. И новым подвижникам, опираясь на опыт почивших старцев, придется идти по неизведанным дорогам - ибо изведанные пути стали ловушками, - и испить горечь частых поражений, и вкусить радость духовных приобретений, и быть не понятыми, осмеянными и оклеветанными "праведниками" протоптанных трактов.


Цитата: Главное - о себе не возомнить. А то я, выкушав сегодня с утра шестую чашку кофе и выкурив восьмую сигарету, прочел и погрузился в размышления о собственной благодати.

Ответ: О, это известная благодать активного пищеварительного процесса 

Кстати, о количестве чашек (чая) - старцы считали не зазорным выкушать их пять или шесть - за пользительной беседой.

Вопрос: Но все же, Alexander, раз уж разговор зашел о смене форм подвижничества, то какими вам видятся эти возможные новые формы? Если, как вы пишете, монастыри оскудели духовной жизнью, а старцы-отшельники понемногу ушли в прошлое, то что и кто может прийти им на смену?

Ответ: Я вижу, что в этом деле нужен исихастский подход: желание и умение видеть, не обращая внимания на форму - уже не в только в молитве без образов с закрытыми очами, но и с широко открытыми глазами, не будучи падким на внешность. Ибо самый чистый образ легко подделать, самое святое имя - оболгать, догматы - подменить и благими начинаниями - устлать дорогу в ад. Тот, кто держится за священные символы, не прозревая на его сверхобразные истоки, обречен на поражение. На примитивном уровне он будет сражаться с шестерками и кодами или - выше - вести благочестивую обрядовую жизнь перед святой иконой и в храмовом богослужении, но останется невежей - ослепленным праведным негодованием и вечно обманутым внешней праведностью.

Было время призыва (и сейчас призыв звучит) - пришло время становления и пути, но не время громких имен и зрительских аплодисментов, Кто пройдет, тот и увенчается - от Господа.  Нам важно понимать, что отсутствие старцев не есть отсутствие благодати и благословения на путь.

Я нахожу это умение - видеть человека, а не супергероя - очень важным. В человеке же прозревать Божие. Еще и поэтому так необходимо учиться сердечной молитве, ибо при доверительном отношении - это условие нельзя забывать - подсказывает сердце: оно раскрывается и начинает видеть за ветхой оболочкой Божие начало и свет преображаемой души.

Отсутствие доверия все разрушает, и оно (недоверие) может быть двояким: не верю только потому, что это человек другого образа мысли и жизни, и не верю, потому что сотворил из человека кумира - набросил в своем уме на него образ старца, и уже поклоняюсь начертанному в уме образу - идолу - и не вижу ни человека перед собой, ни образа Божьего.

Горько было наблюдать, как мучили Николая Гурьянова, как доконали о.Василия Лесняка (экзорциста), как преследовали блаженную Любушку, как писали письма о.Иоанну, как на старческом "безрыбье" идут сейчас к о.Василию Ермакову - видя в них своих кумиров или сливая яд осуждения. Последние старцы покинули мир сей как мученики, приняв страдания от своих почитателей и гонителей.

Цитата: Проходит время, и вот уже возникает в церкви фигура «демифологизатора» (это может быть и вчерашний почитатель), который в своем безудержном разоблачении выполняет роль «гасителя Духа» (часто не осознавая этого). Отошел ко Господу вл. Антоний (Блюм), а сколько гнилых слухов о нем вокруг. Отошел ко Господу о. Иоанн, а уже hgr в ЖЖ призывает на его могиле прибить дощечку с надписью: «Осторожно, инфекция!»

Ответ: Ну, hgr тоже иногда полезен - чтобы церковный карась не дремал А вообще все эти церковные политики, манипуляторы, мифологизаторы-демифологизаторы - секундные завихрения в мутном потоке псевдоцерковной жизни. Надо выйти из этого потока, и тогда откроется духовное величие митр.Антония, и исчезнет осуждение-одобрение действий его позавчерашнего ученика и вчерашнего гонителя. Совсем другие горизонты... и совсем другое сражение.

Вопрос: Прошу поделиться своими мыслями,
действительно ли  опасно заниматься Иисусовой молитвой в миру? Так велика ли роль наставника?

Ответ: Путь к Богу, а Иисусова молитва - способ пройти этот путь, всегда не прост: и в монастыре, и в миру. Сам Господь не обещает легкой прогулки, но говорит: Возьми крест свой и следуй за мной

Только что одна девушка - наша подопечная в прошлом - вернулась домой из монастыря после нескольких месяцев послушания. И пришла она в худшем состоянии (духовно и физически), чем ушла, ибо матушка-настоятельница... Первым требованием матушки было беспрекословное послушание, а вторым - выгнать из комнаты прописанную там подругу и комнату сдавать, чтобы жить - находясь в монастыре - на полученные деньги. И отправилась девушка сия исполнять послушание, ибо послушанием спасаемся. Мда... Только вот подруга ее была православной и не растерялась, обратившись к духовнику, который имел власть над матушкой. Остальное рассказывать не буду. Монастырь оказался хуже мира! - ну куда еще идти: в леса, горы, катакомбы?..

Те, кто говорит, что молиться в миру опасно, отговаривая, знают ли безопасные пути к Богу в миру? А если не знают, выслушать их и забыть, как духовных соблазнителей, которые сами не идут и других не пускают.
Жизнь, посвященная Богу, в миру возможна. И молитва должна стать выражением этого посвящения. И есть опасность... Роль наставника велика, но никакой человек не заменит водительство Святого Духа. Он посылает земного наставника на каком-то этапе пути, а на каком-то забирает его, только облик наставника может быть таким непривычным и  неожиданным, что понимание полученного дара придет тогда, когда уже не будет наставляющего человека рядом. И надо быть очень чутким и благодарным Богу за невидимое водительство, встречи, книги и... искушения, которые научают быстрее, чем внешнее благополучие.

Вопрос: Скажите пожалуйста, у вас всех, занимающихся умным деланием, есть духовные наставники в молитве иисусовой? А то я прочитал, что кто-то говорил здесь о том, что руководствуетесь в основном книгами.

Ответ: у меня нет сейчас возможности часто выходить в сеть и отвечать развернуто. Советую, если имеете интерес к умному деланию, читать книги - они есть в библиотеке на сайте, они есть и в книжных магазинах. Там сказано, как следует вести себя, если нет опытного наставника, - о чем мы и на форуме неоднократно говорили. И такое аккуратное отношение к отеческой литературе, а не к бабьим басням в церкви, и будет началом умного делания.

Вопрос: мне было бы очень интересно узнать мнения участников форума по поводу поиска наставника: как ВЫ ЛИЧНО для себя решаете этот вопрос?

Ответ: Начинать поиск наставников надо с ответа на вопрос: Кто есть истинный наставник?

И мнение никаких мудрецов не перекроет Господне: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Вопрос: Правильно ли я Вас понял, что приведенную цитату Вы понимаете как обращенные ЛИЧНО к Вам слова Господа?

Ответ: Правильно.

Цитата:… без руководства наставника УЖЕ ПРОШЕДШЕГО Путь…

Ответ: Не правильно. Потому что не "уже прошедшего" и... я уже говорил (основываясь на личном опыте), что наставники посылаются нам, только не сразу поймешь, что это наставник - от Бога. И наставник посылается лично нам (мне) - на определенный период времени, а не кому-то другому и навсегда. Учиться быть чутким и... верить в Бога - в то, что Он не оставит.


Цитата: Ни какого дух.руководства сейчас не должно быть и в помине…

Ответ: в крайность впадать тоже не хорошо. Путь личный (индивидуальный) как-то надо соединить и с руководством.

Вопрос: Хотелось спросить. А нужен ли Духовный Отец в образе человеков?
спасибо

Ответ: Без поводыря и наставника идти тяжело. Хотя хорошо известно, что духовный отец (в образе человека) дается не многим. Также верно сказать, что не многие могут увидеть духовного отца, узнать его и доверится. И наконец, величайшее заблуждение считать, что духовный отец - только священник или монах.

Цитата:… Тебя вели, мягко и  бережно, в данном случае к Православию и исихазму (с сохранением большого уважения к другим Традициям, интерес и изучение некоторых были частью пути), и что ранее считал везением, затем перешло во внутреннее знание защиты, прикосновения, присутствия. Невидимый наставник(и) руководит...

Ответ: Соглашусь с Вашими мыслями. Очень хорошо, что идет  процесс (очень медленный) усвоения правила: к стяжанию Святого Духа ведет Сам Святой Дух... 

Ситуацию с отсутствием официально признанных и известных наставников умного делания надо принимать со смирением, не падая духом и не отказываясь от молитвы. А еще лучше видеть в этом отсутствии промысел Божий, ибо Господь не оставляет ищущих Его, и, если не дает наставников, ведет Сам.

Цитата: Остается надеяться, что когда от самостоятельной посильной молитвы в сердце хоть немного забрезжит слабый свет, можно будет разглядеть учителя в каком-нибудь совершенно невзрачном монахе…

Ответ: С существенной поправкой: можно будет разглядеть не только в монахе (скорее не монахе), а вообще в человеке с благословением Божием, не имеющем какого-либо сана, вводящего в извращенную систему отношений (монашество стало такой системой).

О том и говорим, что нельзя строить схемы и делать выводы, основываясь на вырванных цитатах. Эта тема - обязателен или необязателен наставник - поднималась многажды. И раздувается эта проблема искусственно теми, кто молиться не желает. А ответ простой: есть наставник - молимся под его руководством, нет наставника - молимся без него, обращаясь к опыту святых отцов, изложенному в книгах, и через жительство по совету (и беседничество). С наставником ли, без него - наставляет Дух Святой. С опытным наставником идти лучше, но и без наставника идти надо. 

А что же нам обсуждать... Надо приучать свой ум к "объективному" молчанию, что особенно тяжело дается людям, интеллектуально развитым. Ментальные схемы создают фальшивый эффект постижения, и они нужны только как умственные костыли, поскольку интеллектуал без них падает. Когда-то костыли следует отбросить... Научение молчанию требует серьезных навыков, приемов и пр. - что входит в обсуждаемый раздел. 

Цитата: Знаете, мне даже немножко смешно, что вы ищите пути смирения. Их так полно вокруг: в семье, на работе, на улице. Смиряться перед людьми, а не перед духовником намного труднее, потому что тогда исчезает авторитет, за которого ты цепляешься.

Ответ: Как приятно читать разумные слова... отдохновение для сердца.

Цитата: Я сама, Александр, без духовника или наставника.  Вот и становишься тогда более чуткой к проявлению воли Божьей. Ища и высматривая только ее одну.

Ответ: Обычное дело. Большая часть участников форума без опытных наставников. Если же с наставником... Принимал участие на форуме один человек - смиренный и работящий, - имеющий духовника-наставника. Так наставник запретил ему готовить для эл.библиотеки известную книгу архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) "О молитве Иисусовой и божественной благодати" под тем предлогом, что написана она катакомбником. Если наставник смотрит на форму, а не на суть, и послушник смотрит в рот такому наставнику, то ничего путного в их системе отношений не получится. Нет хороших наставников и нет хороших послушников, потому что и те, и другие не истину ищут и не до сути докапываются, а поклоняются форме. Если бы послушники искали истину, то находили бы и наставления, перестав биться в истериках по поводу отсутствия руководителей. 


Вопрос: У меня получилась следующая ситуация. Священник, который меня благословил на молитву умер, а нынешний не возбраняет мне заниматься молитвой, но и советов никаких не дает. Как быть в такой ситуации?

Ответ: Принять ситуацию такой, какая она есть, и продолжать молиться. Читать книги о молитве. Жить по совету.

Цитата: Даже если решение духовника оказалось неверным, но ты в вере и по послушанию исполняешь его, это всегда изливается в благое для самого себя.

Ответ: В этом случае духовника можно "убрать" - и останется справедливым: если жить по искренней вере и послушанию, то и через неверное приходишь во благое для себя.

Впрочем, тема естественным образом скатывается на известные стереотипы. Ничего нового.... А вопросы-то были серьезные.

... тогда отпадает жизненная необходимость в духовнике, ибо духовное руководство обретается через веру. Проблема-то для многих православных навязанная (т.е. санкционированная институтом): раз нет духовников, то и нельзя подвизаться. Так выстраивается очередная ловушка...

 Условие искренней веры трудновыполнимо... это так. Но и большим обманом (очень греющим душу) будет считать, что без искренней веры поможет опытный духовник.
Если бы (внешняя) церковь была не формальной, то пошатнувшуюся веру выправлял сам строй церковной жизни. В формальной же церкви и духовничество становится формальным явлением. Требуется трезвое восприятие действительности и понимание, что восстановление своей пошатнувшейся веры формально не перекладывается на других. 

Самое важное! Господь - при искреннем взывании к Нему - укрепляет, дает поддержку и даже окружение, которое помогает возродить веру. В редких случаях (в настоящее время) дает и опытных духовников.


Цитата: Хотела написать изначально, что Господь Сам всему учит, и наставник -то в принципе, особо не нужен...

Ответ: ... наставник нужен. Если же его нет, то продолжать без наставника, обращаясь к Господу с просьбой об Его наставлениях. И надо быть чутким, поскольку Господь наставляет Ему ведомыми путями. И эти пути могут весьма отличаться от проторенных.

Цитата: «…Как и в любом деле, мне кажеться что для быстрого эфективного духовного прогресса необходим Учитель, простой человек, который сам уже достиг серьезного духовного прогресса, и который смог бы помочь другим людям достичь того же. 
поэтому ВОПРОС: есть ли у вас такой Учитель? и нужен ли такой Учитель вообще?»

Ответ: Об учителях. По всем признакам, старая эпоха учителей закончилась. Или, по крайней мере, наступила пересменка. 

И актуальным стало (и всегда было): Учитель у нас (у всех) один.

Духовный прогресс может обеспечить только духовная сила, и такая сила - у Духа Святого. Его и искать надо. В этом поиске, если он искренний, будут даны и учителя. Если же Вы прежде всего будете взирать на одежку, звание и авторитет, то Ваш поиск неискренний, и не получите ничего.

К учительству в нынешние времена старые мерки не очень подходят... особенно в условиях, когда внутреннее подвизание заведомо ценнее внешнего. Конечно, кому важны внешние элементы наставничества, тот их и ищет, при этом теряя время на главное.
И советы человека, опытно (и глубоко!) знакомого с молитвой, не будут влезать в прокрустово ложе "догматических" представлений о молитве, ибо молитвенная "догматика", увы, часто делается людьми, далекими от молитвы, и направлена она на умертвление и формализацию молитвы, а не на ее живое становление и развитие.

Есть немалое противоречие в ответе: опасно всерьез молиться Иисусовой молитвой - и надо слезами и молитвой вымолить духовного отца у Бога. Так ведь "слезами и молитвой вымолить" - это всерьез молиться. И если молиться об отце неправильно, то пришлют по молитве какого-нибудь младостарца или неопытного человека, выдающего себя за нечто важное. А это путь в прелесть и падение. Если же молиться не всерьез, то еще хуже получается.

Противоречие, конечно, не случайное...

Вопрос: …И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?

Ответ: Вопрос непростой... Если нет наставников, нельзя самостоятельно проходить молитву. А наставников практически нет, и им уже неоткуда браться, поскольку вырастают они из тех, кто проходит молитву... Порочный круг получается. 

Две проблемы. Первая - в закреплении запрета на (углубленную) молитву при отсутствии наставников. Этот запрет имел смысл до тех пор, пока были наставники, но и в те времена запрет не был абсолютным. Мы видим на примере того же Паисия Величковского или Серафима Саровского путь самостоятельного прохождения молитвы. А когда нет наставников?.. Запрет становится оторванным от практики и используется уже в заведомо ложных целях: для оправдания собственного греховного бездействия и подавления ростков молитвенного делания. 

Вторая проблема поднимается в полный рост при нелицемерном прохождении молитвы самостоятельно (опираясь на святоотеческое наследие). И здесь оказывается, что возникает множество нестандартных ситуаций, способы разрешений которых найти в литературе затруднительно. А православное сознание, как известно, больше заточено на страхи, запреты и боязнь нестандартных вариантов. Страх впасть в прелесть сам является прелестью большей, чем то, чего боятся. Из прелести ветхой жизни на страхе прелести никак не выйдешь. Наоборот, впадешь еще в худшее состояние.

Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия…
Да, известная иллюзия некой стабильности и благополучия этой жизни. И оказывается, что стабильность временного пребывания в невежестве ветхой жизни дороже спасения и жизни вечной. И есть оправдание: путь в жизнь вечную опасен, так пребудем в безопасности. Забывая, что это безопасность смерти...


Мне видится, (внешняя) церковь сама не заинтересована в существовании наставников и старцев, поскольку последние не вписываются в созданный институт церковного управления верующими массами. Да и оставшиеся наставники и старцы, ориентированные на традиционализм, оказываются откровенно слабыми перед информационным взрывом и вызовом современности. Кроме того, страх перед новым и ориентация на традиционализм "удивительным" образом сочетаются с незнанием корней исихазма. Крепко завязанный узел проблем... а с другой стороны стремление к молитве у немногих и разрозненных искателей умного делания.

Мы можем говорить о неком переходном периоде, во время которого неизбежен самостоятельный поиск и независимое мышление. Соединенные со смирением.

В принципе, путь схождения ума в сердце описан и разложен по полочкам. И на нашем форуме эта тема (схождения ума в сердце) звучала многажды. Этот путь не самый простой и порой опасный, но испытания его и ловушки в общем известны. Тот, кто приучен к самостоятельной работе, не ленится, не слишком осуждает и имеет хоть какое-то мужество идти через опасности начального периода, за несколько лет может вполне освоить эту дорогу. Живое наставничество на этот этапе, естественно, желательно, но часто оно подменяется в игры послушания и наставления, когда "наставники" не имеют реального опыта умно-сердечной молитвы. Игры эти ведут в другую сторону...

Настоящие сложности начинаются после обретения навыков благодатной молитвы. Но с этого момента и появляется истинная руководящая сила, могущая вести человека без посредников. Только здесь уже требуется и большее мужество, и готовность быть гонимым (а гонят, как известно, "свои"), и терпение...

На нашем форуме прошло несколько участников, которые, по их заявлениям, смогли войти умом в сердце (напомню, что это еще не обязательно благодатная молитва), а затем вернулись обратно, наверх. Вернулись, потому что испугались начавшихся изменений, болей, испытаний... или не знали, что делать дальше. Один из них пустынножитель, двое других ударились в богословие... Вообще, заниматься богословием, не зная сердечной благодати (или сбежав! от нее), - искушение страшное. И поведение людей, находящихся в таком искушении, очень характерно...

Но многие участники форума (или молчаливо его читающие) еще находятся на начальных этапах молитвы. А для этих этапов, повторю, правила вполне известны и искушения просчитаны.


Цитата:… Лучше всего найти себе священника, которому вы доверяете и ему поведать о вашем стремлении научиться Иисусовой молитве. Молится данный священник Иисусовой молитвой, или не молится – значение не имеет, потому что основа молитвенного пути есть послушание через благославление..

Ответ: Потрясающий совет от Ш. - в стиле его сообщений. Перефразирую его: не можешь найти зрячего, найди слепого, облеченного властью, и иди за ним. Этакое неприкрытое антихристианство...

И вот как Господь отвечает - оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Ветхий и эгоистический человек сотворяет из человека с духовным опытом кумира для собственного потребления. А требуется совсем иное - сонастройка, чтобы загорелось сердце. чтобы прояснился ум, чтобы появилось стремление к Богу. Не за счет другого: монаха, старца, даже святого - это очередная иллюзия, - сам бы человек, получив искру внутреннего света, учился искать истинный Источник, отказав ритуальным пляскам вокруг водруженного идола. 

Цитата: Тут понимаете как получается... Человек когда сам ищет Бога , то за его присутствие может принять что то другое ... временный дух , творение человеческое... 
Но всё это рассыпается...когда человек встречает воплощённые небеса Божии, святого современника... и в нём эталон Небесный, а в себе резонируют собственные Небеса , та частица Бога, что есть в каждом человеке...
Ответ: Человек может принять за Бога что-то другое. Так. И когда встречает, как думает, воплощенные небеса Божии, может точно также ошибаться, ибо на что полагается? На собственные Небеса и их резонанс? Так на это и полагается при так называем самостоятельном поиске. На корпоративный авторитет и мнение других?.. И где соборность в современной церкви, и где - по духовным дарам - преемственность?

Цитата: Но с опытным человеком быстрее и безопаснее разобраться кто есть кто.
Ответ: Так. И на форуме немало об этом сказано.  И форум отчасти служит этой же цели. Только и опасность принять неопытного и тщеславного за опытного очень велика. Или сделать идола из опытного.  Об этом речь.


2 комментария:

  1. Для правильного ответа на вопрос нужен наставник или можно без него,нужно понять ,а зачем именно нужен наставник?Если это некий источник знаний и советов ,который заменяет нам книги,то конечно можно и без него.Но дело то не в этом.Живя под старцем ты очень быстро идешь.Благодать его тебя сильно поддерживает,когда подвизаешься.например с кем то из духовных поговоришь,потом к нему пришел и все понимаешь благодать старца это как молоко твоей матери ,самая родная!При этом когда преуспеваешь не возносишься,потому что действительно знаешь ,что это не ты сам сделал.Потом,когда на тебя переходят его дарования,чему тут гордиться?послушание убивает воображение в молитве.для человека всегда нужно видеть,кто выше его.особенно для преуспевающего,именно живого ,кто выше!вся борьба то за смирение,да можно смиряться перед незнакомыми людьми,но внутри ты себя будешь ли ниже их чувствовать при этом ,а не заниматься неким аскетическим упражнением? старец тебя видит ,ты что все помыслы успеваешь замечать,нет конечно ,а к нему пришел и он тебе мягко так рассказывает к чему это приведет,а может и не мягко).он тебя пропалывает,подрезает как деревцо и как бы программу поведения вкладывает на всю жизнь.просто люди не знают,что это такое жить под старцем,если бы знали о днем и ночью молили бы,ты приходишь к нему и говоришь в молитве это было и сразу точный ответ,все печать поставлена ,нет сомнений.послушание это и мука ,как я же лучше могу и подобное лезет до времени,но это и такое счастье в том,что тебе не надо ни о чем думать,беспокоится ты как в лодке плывешь и смотришь ,как другие без нее руками ,ногами барахтаются а тебе не надо.а самое главное это любовь которая исходит от старца к людям,ко Христу ,ты это видишь этим пропитываешься и сам потом начинаешь замечать,что вот сейчас как старец себя повел.все становишься его отпечатком.Так и становление в тебе образа Божия и происходит.Но для этого надо старца любить и бояться.Это таинство потому что все в Духе происходит.И Бог к старцу приведет того,кого Сам решил привести.Как мне думается что паралельно благодати священства ,которая через рукоположение передается,идет другая передача иной благодати через старца .я не говорю,что есть иные возможности,но одна ласточка погоды не делает.написал все это,чтобы вы знали никуда не делась и никогда не прекратиться живая передача традиции,никогда не перестанут быть люди ,которые могут рождать других в Духе.Всем помощи Божией и смирения!

    ОтветитьУдалить
  2. и по поводу делать идола из старца-если старец настоящий,а ты не тот кто вопрос задал и дальше пошел,а иной ,то он из себя идола сделать не позволит,он же тебя учит со Христом разговаривать.Как научился все поплавай сам.Если же считать идолом то мнение ,что все старцы хороши ,но мой самый лучший,несмотря на все его немощи,человек же все-таки) то да !Поймите старец это настоящий папа.

    ОтветитьУдалить