Ярлыки

вторник, 15 ноября 2016 г.

Питание при молитве, пост

Вопрос: С ночи решаешь, что завтра точно выдержишь установленные уставом правила поста. Но в один день действительно удерживаешься, другой день совсем не похож на предыдущий.

Ответ: Если рядом есть близкие по устремленности люди (и духовник), то правила поста соблюдать не так трудно. Сложности часто начинаются при пути в одиночестве под впечатлением подвигов отцов прошлого. В любом случае к посту следует относится с рассуждением, стараясь опираться на мнение подвижников, жизнь которых нам близка 1) по духу, 2) по обстоятельствам и времени. Почувствовав духовное родство, следует согласовать и обстоятельства житейские. Если подвижник, на чье мнение мы хотим опираться, жил, например, в уединении спокойной размеренной жизнью, а мы живем в суетливом городе в окружении людей и дел, то некоторые его рекомендации  будут мало пригодными для наших условий. Ограничение в пище - одна из самых грубых сторон поста, поэтому излишнее на ней сосредоточение не полезно ни для спасения души, ни для здоровья тела.
Вопрос: ставите ли вы в зависимость качество молитвы от питания и сна?

Ответ: Лучше умеренность - не переедать и не пересыпать.

Пока я надеялся на свои силы, то считал, что качество молитвы зависит от питания и сна, а потом обнаружил, что прямой связи нет. И позже узнал, что на определенных этапах просто не можешь есть много, не можешь кушать определенную пищу, не можешь много спать.

Вопрос: И сколько вы кушаете и спите, чтобы лучше молиться?

Ответ: Я перефразирую: лучше молиться, когда мы кушаем и спим.

Вопрос: Скажите исключается ли при прохождении Иисусовой молитвы мясная пища?

Ответ: Полагаю, никаких особых правил, отличных от общецерковных, нет. Учитываются индивидуальные особенности (одному надо побольше еды и мясной, а другой почти одними чаями обходится) и состояние здоровья - по благословению духовника.

Вопрос: Можно ли есть рыбу в пост?

Ответ: Главное, не "есть" ближнего своего, который во время Великого поста, быть может, ест мясо.

Вопрос: А какие рекомендации есть по питанию. Так сказать правильному 
с точки зрения практики. Или помогающему ей.

Ответ: Правило, в общем-то, простое: не переедать и лишних подвигов по неедению на себя не брать.

Помню знакомого, который не помышляя молитве, стал "просто" соблюдать почти обычное правило, причащаясь каждое воскресение: среда, четверг, пятница, суббота и полвоскресения - постные, не имея средств на полноценное постное питание. У него стала развиваться неудержимая худоба - он попал в больницу, и врачи его выходили. Но срыв был столь серьезен, что развился туберкулез, и потребовалось очень серьезное и длительное лечение.


Скажу больше Духу Святому дела нет, чем набит наш желудок. Ему дело есть до того, что мы вкладываем в процесс питания, какой страстью руководствуемся... Но молотить что ни попадя нам самим не полезно. 

И еще. Я неоднократно встречал людей очень чувствительных к качеству пищи: они едят не много и очень выборочно - это поддерживает и развивает их оккультные способности. 

И еще. Еда должна готовиться подобающим образом. Только по острой необходимости можно есть в публичных местах, чтобы не заразиться через еду множеством страстей и дурных мыслей. И во время приема пищи (как и при готовке ее) надо стараться сохранять ровное, доброе и молитвенное настроение. А из рук тех, кто злится и осуждает, еду лучше не брать совсем.

Цитата: Александр, ваш пост можно понять так, что вы призываете к развитию оккультных способностей.

Ответ: Кстати, пост о посте Аскеза и, в частности, пост - что они развивают? - именно тварные способности, и все эти способности имеют оккультную подоплеку, только некоторые способности - внешние и привычные - оккультными как-то не воспринимаются. 

За любым внешним действием, за любым даром стоят невидимые силы... К примеру, обычный пост (на пищевом уровне), творимый не формально, достаточно быстро прорубает окно к ним, призывает и освобождает их. И эти силы даруют, как минимум, собранность и строгость. Это оккультный дар! Эти способности не просто с неба падают и не появляется ниоткуда, а зарабатываются путем организации и соблюдения постового режима. Одно только истощение физического тела (не поесть и не поспать несколько дней) способно выбросить в оккультный мир, точнее, открыть глаза на его близкое и постоянное присутствие.

Посему те, кто призывают усиленно поститься, читай, призывают стяжать оккультные дары, ибо - вспомним слова пророка Исайи - Бог ждет от нас совсем другого поста.

Цитата: А ведь было сказано: "Не то оскверняет человека, что входит в него, а то что выходит".

Ответ: Да! И скоромная пища во время поста? Я о том, что календарный пост является очень грубым напоминанием-требованием блюсти и отслеживать себя (и свой пищевой режим) в любое время. И в это отслеживание должно войти умение есть в почти любом месте почти любую пищу, зная и умея не есть где попало и что попало.

Цитата: Но ведь и телесный пост тоже должен быть. И должен ли телесный пост как сказали "прорубать окно" , если он сочетается с духовным?

Ответ: Должен быть! Телесный пост не отменяется. Да и "странно" было бы его отменять.

Есть несколько дополнительных моментов в соблюдении поста, характерных для нашего времени и нашего положения (в миру). 

Пост во времени проходит через несколько этапов. После вхождения в постовой режим (определяемый церковью) наступает период усиленной аскезы и, ес-но, пощения. Полагаю, чем незаметнее для окружающих станет этот пост, тем лучше. Степень же углубления в усиленный пост может быть разной, но большой ошибкой будет доводить себя до полного истощения и болезней. 

По сравнению с подвижниками прошлого наши тела ослаблены - они стали хрупкими сосудами, и излишняя нагрузка легко их ломает. Грубая аскеза малоэффективна еще и по той причине, что брань утончилась, и разрушение тела стало серьезным орудием бесовских и демонических сил. 

Появление характерных болячек, вызванных неумеренной аскезой, должно послужить предупреждением о необходимости смягчения грубой аскезы и углубления внутрь себя. Вначале физ.заболевания могут быть вполне обычными, что-то вроде простуд, только слишком частых или долгих с осложнениями из-за ослабления иммунитета. Затем могут выскочить различные аллергические заболевания. На этом этапе питание должно стать сбалансированным - чтобы хватало всего: и жиров, и белков, и витаминов, и жизненной силы в продуктах. Что требуется, должен подсказать организм. Тело же, если его сломать, уже ничего не подскажет.

На молитвенном пути, когда начинают очищаться и изменяться страстные силы (верные признак этого - постепенно уходит осуждение), камнем преткновения становится тело. Оно делается очень чувствительным и начинает разламываться: следуют серии болячек, порой очень странных. И усугублять его плачевное состояние тупостью ума, который навязывает ему грубую аскезу, никак не надо.

Вопрос: «жизненной силы в продуктах» - это вы про к/кал говорите? Или о чем-то другом?

Ответ: Чрезмерность (в пощении) не полезна, поскольку уводит от духовного преуспевания в область физического выживания.

Нет, не про к/кал - о жизненной силе. У отцов, ес-но, говорится о ней, не много и не развернуто. Полагаю, жизненная сила вообще-то не из области религии и того, во что верят, а вполне опытная вещь, которую можно очень конкретно ощущать и которой все пользуются, по причине же человеческой дебелости часто не осознают.

О физических болезнях, возникающих в процессе молитвенной практики, подробно говорить (здесь) не надо. Те болезни, которые возникают от идиотского отношения к телу, прежде всего лечатся в уме. Проблема возникает по мере очищения души и не осуждения мира, поскольку мир (через бесов, других людей и пр.) вламывается в тело, которое больше не имеет сильной защиты, которая создается эгоистическим умом и эгоистической душой (душевным телом). Злая мысль, направленная на человека, злое чувство осуждения... они вызывают разлад в телесном обустройстве, а тело - инертное и тупое - еще не умеет восстанавливать себя быстро. Есть и другие, более серьезные причины и проблемы.

Об оккультном  в человеке и оккультизме в православии надо открывать отдельную тему. Коротко я уже говорил: оккультные (тайные, невидимые) силы пронизывают человека (который, как известно, есть микрокосм). От мнения же, что эти силы только темные, надо избавляться. Предлагаю такой простой прием: завести сад-огород или, на крайний случай, несколько растений на подоконнике, выращивать, ухаживать, наблюдать, и тогда, быть может, приоткроется невидимый мир растений. Неужель цветы ужасны Предлагаю еще такой простой эксперимент: попробуйте порезать (нашинковать) несколько кочнов капусты, и понаблюдайте за своими ощущениями. Ну это осенью. А летом возьмите косу и покосите, или поваляйтесь в траве, не думая ни о чем 

ps капусты нашинковать и намять руками - для большего эффекта, а затем заквасить.

Брусника в капусте - это хорошо, но я о другом. В процессе приготовления квашенной капусты, когда мы ее режем и мнем, освобождается очень много жизненной силы, поэтому ее легко почувствовать -  у многих аж голова болеть начинает. А чтоб не много - достаточно сорвать свежий огурец с плети и сжевать его, чтобы почувствовать дистанцию огромного размера между овощем в магазине и овощем на грядке.

Цитата: Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в день не досыта…

Ответ: Кушать один раз в день при нашем состоянии, т.е. при относительно активном образе жизни и некачественной, вытравленной пище - будет большим испытанием для здоровья. 

Хочу напомнить, что чай в количества кушаний не включается. Тот же еп.Игнатий, встав ото сна, выпивал две кружки чая. Кстати, даже на склоне лет обед его состоял из двух блюд.

Как не смешно, сейчас очень много "подвижниц", которые и один раз в день почти ничего не кушают, а только на воду "нажимают" - ради фигуры. Посему никто лучше не сказал о еде, как ап.Павел: Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Вопрос: а как же слова свт. Феофана(Говорова), что нужно "малоспание, малоястие и малопитие"?

Ответ: Разумно их понимать так: не надо много спать, много есть и много пить. Важнее аскетическая закалка характера и воспитание волевых качеств, поскольку мучает людей внутренняя расслабленность - при суетливой активности времяпровождения.

Вопрос: свт. Игнатий был больным человеком, болел много. Наверное, поэтому у него было два блюда на столе?

Ответ:  это была уха и каша. 
Человеку, здоровому и активному, е-но, надо кушать больше… Нам всегда хочется чего-то экстремального - по типу: не кушать вовсе, поэтому новоначальные по своему тщеславию и срываются часто, подражая вычитанным случаям и не соизмеряясь со своими физическими потребностями.

Кто-то свое тело лелеет и желудок ублажает, другой - тело мучает, а желудок опустошает - и это все одна и та же вещь.

Вопрос: Разве тот строй питания, который предлагает свт. Игнатий - 2 р. в день - неверный? Ведь священнослужители и монахи примерно так и питаются. Утром служба, часов в 12-13 кушают, потом труды, служба и часов в 8-9 еще раз кушают.

Ответ: Верный. Может быть и другой строй питания, не менее верный, что зависит от конкретного человека и условий. Иной, вкушая всего 2 раза в день, "прекрасно" переедает и занимается чревоугодием, а другой и при 3-4-х разовом питании себя блюдет. 

В этой теме сказано не мало. Основная мысль вполне понятна: в современных условиях телесный пост, имея подчиненный характер, должен быть направлен на самоорганизацию, а никак не на насилие над телом.

Вопрос: Как должны поститься дети и подростки? Так же строго как и взрослые?

Ответ: Дети освобождаются от строгого поста. И мы помним, что смысл поста не в его строгости.

"Новый" стиль мышления отмечаю сейчас повсеместно. Привожу 2 цитаты из обсуждения на кур.форуме:

1 цитата
Отдыхая в Болгарии, в воскресенье мы с женой пошли на литургию в православный храм г. Созополь. Обнаружили, что календарь "общегражданский", служба идет на болгарском языке с вкраплениями церковнославянского, все желающие могут сидеть... Представляете, у них сначала Рождество, а потом Новый Год!!! И ничего, Церковь Болгарская стоит, не рушится... 
2 цитата
В ночь с 31 дек. на 01 янв. наш православный народ пытается выдавливать из себя строгий пост. Но не получается...когда все другие празднуют. Нарушают, грешат, потом каются...вобщем бред, мазохизм какой-то!
При советской власти это всё было как-то оправдано, а сейчас совершенно глупо выглядет. 

Вот так и приходит понимание необходимости смены календаря - через желудок  

Постоянно встречаю: пост и молитва - идущие вместе. Напомню, что в НЗ немало призывов молиться, а вот призывы поститься... есть ли они?

Цитата: Известно что в синайском кодексе НЗ, датируемом 3 веком, выражение Христа " Дух этот изгоняется только молитвой и постом" звучит так" Дух этот изгоняется только молитвой", дополнение о посте появилось позднее 3 века.

Ответ: Кроме того, это констатация (для изгнания некоторых духов нужна особенная сила, получаемая при молитве и, как позже дополнили, при посте), а не призыв, не заповедь.

Я тоже приветствую пост... сознательный.

И вот говорит Господь о контроле над собой: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими... итак бодрствуйте на всякое время и молитесь.

То, о чем говорит Господь несравнимо больше поста, как его обычно воспринимают. Господь же отмечает: бодрствуйте на всякое время! Ап.Павел добавляет:  Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 

Пост только физический и формальный, каким он практически и стал ныне, пользы не несет, ибо утратил смысл. Более того, формальный пост используется как орудие управления с целью развития чувства виновности и зависимости от тех, кто накладывает бремена неудобоносимые, т.е. - в таком ветхом варианте - множит грехи.

Посему сознательный пост и умная молитва - два крыла - ко Господу, - а формальный пост и формальная молитва - две гири - в ад.

Вопрос: Может ли быть такое, что со временем само собой пропадает само желание употреблять в обычном количестве мясные продукты и т.п…

Ответ: И я (и не только я) не ем мясо лет уже 19. Яйца и рыбу ем, но несколько лет ел их очень ограниченно - не лезли. 

Цитата: А это вы читали: Деяния 11. 6-10.
Речь там о язычниках, но факт остаётся фактом: Пётр будучи христианином различает чистую и нечистую живность.

Ответ: Петр, будучи христианином, остается иудеем, поэтому и различает, поэтому и призывает к обрезанию, а Павел с ним спорит...

Цитата: В Новом Завете есть некоторые строки о "противостоянии" Петра и Павла.  Пигмею сложно судить о споре Титанов, но всё-же однажды озарённый Павел, не очень то весит больше Петра, который был с Иисусом Христом с самого начала.
Во всяком случае опыт моей монастырской и приходской жизни, оставил впечатление о том, что вопрос о "чистой и не чистой" пище, не был полностью устранён Евангелием.  Скорее, несколько расширенны границы дозволенного…

Ответ: Поэтому-то так и потрясло Петра видение спущенного с неба полотна-сосуда с нечистыми животными, которых было ему приказано заколоть и съесть. Эта видение несколько(!) раз повторяется в Деяниях. Границы дозволенного были расширены от "местечкового" еврейства на весь мир...


Цитата: Некоторое время назад пришла к заключению, что есть в соблюдении поста какое-то лукавство и самообман. Духовность по расписанию, а еще часто тщеславие своим «подвигом»…

Ответ: И я согласен с Марией. Пост давно превращен в игру у людей, больных страстью чревоугодия. Страсть очищается и преображается - и пост становится как бы и не нужным, поскольку уже нет значения, какую пищу ешь или не ешь. Зато приобретает значение (не абсолютное) какая пища: тяжелая или легкая, чистая или не чистая, какими руками приготовлена, в какой обстановке и с кем вкушается... и т.д.

Вопрос: Аввочки! не желаете ли поделиться личными наблюдениями, как пища влияет на помыслы, чистоту мысли, и вообще на внутреннюю энергию...

Ответ: Влияет. Что ешь, сколько ешь, когда, где, с кем, кто и в каком настроении приготовил, в каком настроении находишься сам...
 

Вопрос: вопрос о употребления яиц - какие заметки у практикующих?

Мои наблюдения весьма странны - очень тяжелый, неповоротливый  и туманный ум, помыслы темные и наглые как танки... Общее состояние как пьяный.

Ответ: Было время, яйца практически не ел, а если съедал, то чувствовал ухудшение состояния. Сейчас ем не часто и не много, не больше одного за раз.

Качество яиц очень разное. Дешевые лучше не покупать, воспринимаются желудком как отрава. И есть только свежеприготовленные яйца.


Пост часто отнимает здравие у тела. И примеров у с.о. такого отнятия множество.

Цитата: Лечить надо душу...а тело само подтянется за душой...
А пока душа нездорова вполне достаточно давать телу ТОЛЬКО необходимое...а это описано святыми отцами...

Ответ: У Вас странный поворот мысли Что такое разумный пост в интерпретации святых отцов, если обычная цель поста - умерщвление плоти? Ради спасения души телом пренебрегали и тело умерщвляли. Известный пример последнего времени - Иосиф Исихаст. Он испортил свое здоровье, подвизаясь так, как подвизались подвижники прошлого.

Другое дело, что в настоящее время грубая аскеза и жесткий пост до добра не доводят.


Вопрос: Идёт Рождественский пост, от чего воздерживаться будем? Еда - понятно. Кино, музыка - сложнее. Но должен же ведь пост отличаться от обычных дней, кроме гастрономии?! ) Наверное лучше всего поститься от злых помыслов и закваски фарисейской.

Ответ: На первом, низко-эгоистическом уровне сознания пост понимается как воздержание, ограничение и ущемление. Очевидный обман этого поста в том, что ущемление и ограничение вкупе с воздержанием являются оборотной стороной наслаждения и невоздержанности. Т.е. человек точно также ублажается воздержанием и ущемлением себя, как до этого ублажался безудержным наслаждением. Кроме того, быстро нарабатывается мощная психологическая зависимость от поста. Но ущемлять себя умеют уже не столь многие.

На более высоком уровне развития эгоизма пост становится способом организации и развития одних умственных и душевных качеств за счет ущемления и умертвления других. По сути это и есть область аскетики, как ее обычно понимают. 

Еще более высокий уровень поста, когда начинают спадать оковы эгоизма, описан у Исайи:

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.


Цитата: Тело всегда требует компенсации за отказ от удовольствий…

Ответ: Еще больше требует душа (эго). Человек перестает есть (из-за поста, чтобы сбросить вес) и начинает или превозноситься, или осуждать, или впадает в депрессию...

Вопрос: Друзья, рассудите. Вот начинаю пост, и тут же такая гордыня обуревает, хоть на стенку лезь. И как себя не уговариваю, что ничего особенного нет в воздержании в пище, во сне и т.д. но все равно смотрю на других, как на более ущербных людей чтоли.. Помимо гордыни еще и пропадает желание молиться вообще, и уходят силы..а как ем и сплю нормально, так и чувствую себя нормально…может посоветуете что-нибудь?

Ответ: Это очень даже хорошо Хорошо, что увидели, как через пост приражаются превозношение, гордость, тщеславие, осуждение и уныние. Если увидели, значит, есть шанс на истинное покаяние вместо игры в постную физиономию, фальшивое смирение и подглядывание за другими - теми, кто не соблюдает посты столь же ревностно, как вы.

Поститься становится очень легко, когда перестаешь быть привязан к еде как к объекту вожделения. Для этого еда должна перестать быть  местом привычного обитания чувств и центром устремления. Этому можно научиться. Лучше это делать постепенно, чтобы не сорвать здоровье или не сорваться в осуждение и начетничество. Обычно хватает нескольких лет.

Страшная правда в том, что тот, кто не справляется со страстями гордости и осуждения, разыгрывающимися во время поста, со временем становится лицемерным проводником бесовской корпоративной силы, организующей церковный институт.

Цитата: А есть некоторые, кто совершенно равнодушен к еде. Думаете, им поститься легче? Ага, щазз. Просто они отказываются не от еды, а от тех вещей, при одной мысли о которых мурашки от хотения. У кого-то это музыка, у кого-то зомбоящик. Интернет.

Ответ: Расширим понятие "еда". Кто-то есть музыку, кто-то курит интернет...


Цитата: Было одно желание - молитва..теперь чуть убавилось благодати, и волосы дыбом встают от того, какие страсти в себе обнаруживаешь..даже те, которые вообще никогда не были моими..ну, или мне хотелось так думать) Постепенно если, говорите..наверное, да, единственный вариант..как и во всем.. Замечаю, когда резко себе "прививаешь добродетель", то не покидает ощущение "Я делаю что-то значительное"..или "Я отличаюсь от них"..противно даже от таких мыслей…

Ответ: Пост - сильный инструмент для борьбы со страстями, поскольку он (по разным причинам, некоторые из которых весьма опасны и не симпатичны)  возбуждает эти страсти.

Вообще, техника поста в настоящее время хорошо разработана. Огромное количество людей соблюдают различные диеты. Женщины - ради фигуры - ограничивают свое питание в любое время похлеще, чем делает это православный люд в великопостные дни. А люди (часто дети), страдающие аллергическими заболеваниями, всю жизнь "постятся". И как-то живут  Пусть их пример напоминает, что твой пост - мелочи...

Вопрос: Тогда как лучше быть..когда страсти особенно сильны? Уныние, бессилие и гордыня особенно..Умерить пост или продолжать держать до конца? Молитва при этом идет только через силу…

Ответ: Лучше сразу не играть в крутого аскета и быть умеренным в соблюдении поста. Стараться не показывать перед другими, что постишься. Не требовать от ближних такого же соблюдения поста. С любовью относиться к человеческим немощам.

Повторю: со страстями, возникающими во время поста далеко не все просто. Одна составляющая - личная - наш эгоизм (гордость), который восстает на любые ущемления себя или гордится этими ущемлениями. Надо иметь и воспитывать  долготерпение (помимо других качеств), потому что нам и жить с нашим эгоизмом, пока мы с ним отождествлены.

Другая составляющая - общественная и корпоративная. Пост - это еще и способ введения человека в тело корпорации ради послушания не перед Богом. а перед корпорацией. И корпоративные бесы будут многажды усиливать страсти.  Поэтому не участвовать в делах корпорации ни под каким соусом (не осуждать иноверцев, не оправдывать страсти и грехи церковного института и его предстоятелей, как и не раздражаться на них, не судить... не заниматься начетничеством, законничеством, фарисейством и т.п.)


Пост легок для смиренных и любящих, ибо на таковых уже и нет поста. Гордых от поста пучит, потому что сатана внутри них сидит. А они от этого еще кичатся: сатана со свитою своей выступает в это время против.





Комментариев нет:

Отправить комментарий