Ярлыки

среда, 30 ноября 2016 г.

Об умирании самости

Борьба с самим собой - вещь неблагодарная и обманчивая. Борьба со страстями (понятая именно как борьба, а не как перестройка и преображение страстей) подавляет и умерщвляет душевные силы человека, а порой раздувает более тонкие страсти. Преображение страстей включает в себя элементы борьбы со страстями, но только подчиняя эту борьбу главной цели: раскрытию душевных сил Богу и их изменению в божественном свете.


Также и борьба с самостью (понятая именно как борьба) не уничтожает самость, а деформирует ее, раздувает или перенаправляет.

Самость характеризуется направленностью на себя (и своих), притяжением к себе, желанием и волей обладать. Остановимся на этом, не будем влезать в противоречивые дефиниции, вытащенные из разных словарей.

Самость обладает скрепляющей силой. Если ее убрать, ветхий человек распадется... просто умрет, поскольку не имеет другого центра притяжения. 

Как я говорил раньше, ветхий человек не может победить самость своими силами, он даже бороться с ней по-настоящему не может, поскольку его "борьба" всего лишь игра самости.

Повторяю то, что важно хотя бы услышать, если сразу и не понять. Аскеза лишь развивает или деформирует самостные свойства человека. Послушание перенаправляет личную самость и соединяет ее с самостью некого коллектива. И при этом самость никуда не исчезает, она остается, только как бы чуть-чуть прикрытая, и в этом прикрытии вполне сытая и довольная.

И аскеза, и послушание к умиранию самости не ведет. Человек как был, так и остается эгоистичным, только его эгоистические характеристики сдвигаются и меняются.

Что же ведет к умиранию самости? Чтобы ответить на этот вопрос, я и приводил образ семени, упавшего в землю, а самость рассматривал как кожуру, как околоплодник, который зреет вместе с семенем или зерном и охраняет его.

К умиранию зерна ведет его прорастание. К умиранию самости (души) ведет рождение в Духе. Именно преизбыточествующая сила Духа, открывающаяся в духовном рождении, оказывается способной изменить самость изнутри, очистить ее, наполнить и растворить. С духовным рождением меняется организующий и скрепляющий принцип обустроения души. Если раньше за такое скрепление отвечала самость, то теперь отвечает Дух и духовное наполнение. 

Так начинается длительный переходный период, когда в человеке сосуществует и духовное (неэгоистичное) начало, и самость. Духовный центр разрастается, самостный (принцип организации) - умаляется. Самость при этом долгое время остается некой скрепляющей оболочкой, но она уже не доминирует, не владычествует.

Если первый этап умирания самости - рождение в Духе, то второй этап - признание духовного руководства, идущего изнутри. Для самостной личности этот этап может быть весьма тяжелым. Самостная оболочка становится дряблой и уязвимой для воздействия извне. Рвутся старые душевные связи, могут выйти наружу и старые проблемы со психикой, могут возникнуть и новые проблемы вплоть до физических болезней.

Тот, кто умел не только брать, но и давать в старой жизни, тот легче пройдет и через испытания второго этапа.

Индивидуальность определяется как совокупность психических особенностей человека. Или чуть иначе, не важно... Суть ее в особенности, неповторимости, самобытности. Индивидуальность соотносится с тварным (душевным, умственным  и физическим) мира, она вне духовности (в отличие от личности). суть же самости в замыкании, захватывании и схватывании, скреплении. Индивидуальность строится на основе скрепляющей силы самости. 


Цитировать
И аскеза, и послушание к умиранию самости не ведет. Человек как был, так и остается эгоистичным, только его эгоистические характеристики сдвигаются и меняются.
Как говорили святые отцы, дьявол способен любое благое начинание превратить в его противоположность. Аскеза и послушание – это инструменты. При правильном использовании они несут благо. При неправильном – вредят.

Цитировать
Индивидуальность соотносится с тварным (душевным, умственным  и физическим) мира, она вне духовности (в отличие от личности).

Здесь позвольте с вами не согласиться (хотя, скорее всего, несогласие чисто терминологическое и сути дела не меняет). Личность – это совокупность всех наших привычек, знаний, убеждений… Всего того, что мы накопили в течение жизни, что позволяет нам быть «собой». Как происходит осуждение кого-либо? Человек видит чей-то поступок, сравнивает его с теми данными, что заложены в сознании. И на основании этого выносит вердикт. То есть судит именно личность. Она же – эго, самость... 
Индивидуальность же – этот тот неповторимый аромат, колорит, та вибрация, которая отличает данного человека от всех остальных. Как бы он не менялся, в нем все равно будет проявляться именно эта уникальная неповторимость. То есть ты – всегда ты. Скажем, если человек суров, то и святым он – если дорастет – будет достаточно суровым. Внешне суровым, в восприятии людей. Если мягкий и добрый, то и святым он будет таким же – мягким, приветливым. Избавиться от индивидуальности невозможно, да и не нужно – зачем, если она делает тебя тобой? А вот избавиться от личности нам вполне по силам. При этом личность неразрывно связана с умом. Если ум, процесс думания (внутренний диалог) останавливается, теряется способность выносить суждения. Человек просто видит все таким, как оно есть. Простой пример: если сесть, успокоиться, закрыть глаза и несколько раз медленно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, а потом, на выдохе, задержать дыхание, возникнет момент тишины. Дальше открываем глаза – и оказываемся в состоянии созерцателя. Чем характеризуется это состояние? Тем, что в данный момент мы представляем собой чистое осознание без примеси «я». В данном случае «я» - это тот, кто обо всем судит, оценивает, выносит суждения. Ветхий душевный человечек, которому до всего есть дело. Этот не то сказал, тот не так посмотрел… 

Давайте попробуем изучить это ветхое «я». Из чего оно состоит? Главным образом, из ЧУЖИХ мнений. Собственных знаний – того, до чего мы дошли сами, или чужого, что проверили на практике и что, по факту, стало нашим, очень мало. При этом все эти мнения и суждения формируют нас как личность. Когда мусульманин отказывается есть свинину, это одна из навязанных ему установок. Когда иной христианин считает, что только Православие истинно, а все остальные учения ложны, это тоже установка сознания. И таких установок у нас – тьма-тьмущая. Совокупность всего этого и является нашим маленьким ветхим «я». 

Предположим, мы решили избавиться от этого ветхого человечка (собственно говоря, именно ветхий человечек и решает это сделать, убежденный в том, что это принесет ему какие-то блага). Начинаем следить за собой – за своими мыслями, побуждениями. Именно следить, не бороться с собой. Борьба не только не приносит пользы, но, как и упоминал Alexander, способствует укреплению самости. Поэтому - никакой борьбы. Только наблюдение, регистрация. Осознание происходящего. Осознанный греховный посыл уже наполовину побежден – ты понимаешь, что происходит, и не поддаешься греховному побуждению. 

Итак, ветхий человек побежден, «я» почти разрушено. Что же осталось от него? То самое самоосознание, о котором говорили выше. Чистая осознанность, присутствие в данном месте и времени. Правда, это «Я» - напишем его с большой буквы - само по себе пока очень холодно. Оно как оболочка, как пустой сосуд. Хлам мы удалили, но нового еще не приобрели. Этот момент, на мой взгляд, один из важнейших в жизни ищущего человека. Мы освободились от ветхого, но еще не стяжали Божественное. Именно на этой точке спотыкаются многие маги – те, кому не нужен Бог, кто ищет чего угодно, но только не Его. Чего греха таить, сужу по себе – они становятся очень холодными и рациональными. Им уже неведомы греховные страсти, но нет и альтернативы – любви, сострадания. Сосуд вычистили от хлама, но ничем не наполнили…

В восточных традициях хорошо известно понятие просветления. Считается, что человек достигает просветления, когда исчезает деление между субъектом и объектом – уверен, что многие участники форума об этом прекрасно знают. Став ничем, разрушив оболочку между внутренним и внешним, между субъектом и объектом, человек вроде бы становится всем – «Я есть Брахман». Хорошо это, или нет? Долгое время я считал, что хорошо. Теперь начинаю сомневаться. Общался с просветленными, и мне это общение не понравилось. Что-то с ними не так… Или со мной? Не знаю… Пока четкого понимания ситуации нет.

Собственно говоря, это то место, на котором я остановился. Пытаюсь найти правильный путь. И вроде бы он есть – православие с его практикой умного делания. Заполнение опустевшего сосуда нисходящим Святым духом. Не раз начинал эту практику, бросал… Снова начинал. Добирался до каких-то интересных состояний. Но все равно оставалась неудовлетворенность. Чем? Концентрация только на сердце (с покаянием, смирением и т.д.) представляется мне ограничением. Или, точнее, неполнотой. И благодать, как энергия, вызывающая тонкое тихое щемящее чувство блаженства, может проявлять себя во всех чакрах. То есть божественное везде, на всех уровнях. Концентрируясь на сердце, мы прорабатываем один уровень – может быть, самый важный. Но забываем о других. В итоге духовность растет, а тело стареет. Но ведь история знает и другие примеры – у тех же даосов, например, выплавлявших в себе «пилюлю бессмертия». Или у йогов, растворявших элементы тела и превращавшихся в итоге в Тело Света. Явно есть намек на то, что возможен путь, на котором преданность Богу, прилепление к Нему не будут противопоставляться физическому здоровью. Человек должен жить столько, сколько нужно, в итоге превращаться в свет и исчезать из этого мира.  Но пока это только ни к чему не обязывающие теории. Главная практика – безмолвие, молитва, вверение себя Богу. А что там дальше будет, посмотрим. Сейчас вот читаю ваш форум, понравилось. Надеюсь, найду на нем истинных Попутчиков. 
Все приведенные выше рассуждения разрешается разбирать «по косточкам», без всякой щепетильности. Для меня любой форум – это «кухня», на которой идет обсуждение каких-то вещей. При этом несогласие во мнениях никак не влияет на доброжелательные личные отношения.


..В восточных традициях хорошо известно понятие просветления. Считается, что человек достигает просветления, когда исчезает деление между субъектом и объектом – уверен, что многие участники форума об этом прекрасно знают. Став ничем, разрушив оболочку между внутренним и внешним, между субъектом и объектом, человек вроде бы становится всем – «Я есть Брахман». Хорошо это, или нет? Долгое время я считал, что хорошо. Теперь начинаю сомневаться.

Во Христе нет растворения личности в Абсолюте-Брахмане. Единение со Христом есть полное и окончательное проявление Личной Индивидуальности человека, высокосознательное и деятельное состояние, обещанная нам Спасителем Полнота Жизни (Плерома Царства Небесного). Это не самадхи, в котором йог теряет осознание своего тела, а яркое сильное Бытие.


Во Христе нет растворения личности в Абсолюте-Брахмане. Единение со Христом есть полное и окончательное проявление Личной Индивидуальности человека,
Да, так утверждает христианство. Но у просветленных на это есть свой аргумент, звучащий примерно так: большинство христианских святых не вышли за стадию одного из видов самадхи - когда еще сохраняется "я есть", чувство индивидуальности. Барьер между субъектом и объектом не сломлен, полного уничтожения эго не происходит.

Здесь у "просветленных" вкралась досадная ошибка. Православные святые не входят в самадхи, они "проезжают" эту стадию опытов с помощью Умного Делания. "Bъезжают" же в самого Господа Христа, вернее, дают Ему возможность "въехать" в них. 
В них поселяется сам Господь, неслиянно-нераздельно сопряженный с их Личной Инивидуальностью. 
Апостол свидетельствует: Это не я вам говорю, но поселённый во мне Христос. А он сам тоже слушает, что тут говорится, не будучи при этом биороботом, и сохраняя цельность и ясность осознования. 
Нет безсознательного растворения в Абсолюте, а есть Полнота Жизни и Свобода.

Именно к этому и призывает нас Господь, не к прекращению восприятия при снятии субъектно-объектного разделения, а к деятельной жизни в Царствии Его.



Попытки достижения личного бессмертия тела сильно напрягают свою личную исключительность и гордыню.
Да, согласен - если это именно попытка, идущая от гордыни. Но есть ведь и то, что идет от интереса, от здорового дерзания - познать пределы человеческих возможностей. Понятно, что без Бога мы вообще ничего не можем. Ну, а если с Богом?  Ведь попытка преодолеть себя, достичь новых рубежей - это духовный рост. А Бог вряд ли будет противиться росту.

Простите, Кевин, но духовный рост это миф (полагаю, подкинутый нам лукавым врагом). Это никудышняя попытка исправить, улучшить Божье творение. 
В нас уже всё заложено. По образу и подобию
Нужно не "расти" в неведомом направлении, а войти внутрь себя в реальной Молитве и открыть собственные механизмы, способствующие возвращению к изначальному замыслу Творца о нас.



Александр: поймать смысл - и двигаться в этом смысле. И тогда тема начнет раскрываться, смысл будет наполняться, произойдет отождествление с опытом.
Ниже о смысле, движении и отождествлении.

В этой теме наблюдается перемешивание различных понятий Самость, Я, Индивидуальность, Личность, Отделенность, Единение. 
Разделим эти слова на две группы понятий, которым свойственно умирание и свойственна вечность.
1. Умирание: самость, индивидуальность, отделенность 
2. Вечность: Я, Личность, Единение
Первая категория присуща поврежденной природе человека. Вторая – присуща естественному состоянию Человека. 
Тождества: 
1.   самость=индивидуальность=отделенность
2.   Я=Личность=Единение
Движения: можно составить пары понятий, отражающих процесс умирания или движения от поврежденной природы к первоначальному естеству:
От самости – к Я, от индивидуальности – к Личности, от отделенности – к Единению.
Добавлю еще пары понятий, отражающих движение от умирания к вечности: без Бога – с Богом, отпадение-обожение, самообращенность-созерцание. 
   Понятия первой группы отражают состояние человека без Бога, без Любви, без Истины, в темноте.  Понятия второй группы – с Богом, в Любви, в познании Истины и Света. Первая группа понятий отражает следствие грехопадения Адама подобно понятию «тленность». Вторая группа понятий отражает вечное естество человека, которое остается и после грехопадения Адама, но повреждено.
   Вторая группа понятий содержит в себе первую. Я как Личность в Единении наблюдает за своей самостью-индивидуальностью-отделенностью. 

Движущая сила движения:   
Творец заложил в Человека такое свойство, как стремление к совершенствованию. Это свойство должно было привести Адама от подобия к совершенству, как Отец наш. 
О самости можно говорить, как о болезни или повреждении идеала. Но можно ее рассматривать, как необходимое условие возвращения блудного сына к Отцу. Необходимое, но не достаточное. Достаточным оно становится в соединении с произволением человека. Отец наш по милости создал условия, которые могут вернуть человека в его Отчий дом. Поэтому самость можно назвать великим даром Бога человеку, без которого человек последовал бы по стопам диавола. Самость нужно не презирать, а благодарить Бога, что Он даровал самость как возможность и как источник оживления другого дара - стремления Личного Я к совершенству (горения). 

Скорлупа или бесконечность? 
   
Самость и  отделенность наводят на образ скорлупы. Этот образ навеян вторым рождением, при котором, однако, самость не умирает. Личное Я или Дух трудно представить внутри скорлупы. Личное Я окружено не скорлупой, а заботой-промыслом Божьим. Такое представление не загоняет человека в замкнутое пространство скорлупы, а соединяет с бесконечным Я. Скорее самость – это язва на теле Личности, которая настолько поразила все тело, что оно уже не способно естественно двигаться. Язва-самость, как и все болезни, дарует спасительное страдание, оживляющее горение к Богу.

Трансформация или исцеление?   

Движение от самости к Я – это не отмирание с трансформацией в Я, как трансформация семени в росток, а постепенное исцеление язвы на теле Я. Также, не трансформация индивидуальности в Личность, а постепенное стирание индивидуальных особенностей и восстановление Единой Личности по образу Троицы с единой волей. О единой воли Троицы понятно. О единой воли Человека во множестве ипостасей тоже можно говорить, опираясь на Гефсимановскую молитву: «да будут едино, как Мы едино».

Личность не растворяется и не стирается в Боге при обретении неслиянно-нераздельной связи с Ним.
Так. И я о том же. Личность каждого из нас не растворяется, но приобретает единение во множестве человеческих ипостасей.
Чтобы уж закончить с этим, вот ваше высказывание:
Цитировать
а постепенное стирание индивидуальных особенностей

Скорее всего, с точностью до наоборот: индивидуальные особенности полностью проявляются и начинают звенеть. Заложенные таланты раскрываются в гениальность, ум преображается в Ум Христов и становится всеобъемлющим, и проч. 
Человек в таком состоянии не теряет себя в других, у него возникает полнота самоощущения на фоне сильной, но вполне контролируемой им собственной эмпатии.



Самость, скорее,  ощущается как некое "вещество", растворенное во всем нутре и окрашивающее его в той или иной степени интенсивности. 

Самость - рудимент, наследственность животного царства, если следовать идее эволюции. Если же иметь ввиду инволюцию человека, то самость - следствие нашего оскотинивания по мере углубления Апостасии [отпадения от Бога]. Самость в нас - некая [энергетическая] субстанция, имеющая целью сохранение нашей целостности и идентичности перед лицом безжалостного мира и социума. Она, однако, с помощью молитвы может быть переплавлена в её высшие фазы и, при упорной работе, стать основанием для принятия Духа Свята. Тогда сможет сформировать из себя Личную Индивидуальность.

У нас тут много и часто говорится "самость", "эго". Мы, на самом деле, должны понимать, что такого типа понятия - из конвенциональной парадигмы, что язык наш - условен, и мы пытаемся поместить несказанное и неопределимое в обычные слова. Это наш способ искать и находить общий язык. Мне трудно утверждать, что самость - материал для чего-либо, но то, что она может быть трансформирована в нечто иное, мы знаем из обычного опыта: когда кто-либо преодолевает свою самость, чтобы пожертвовав своей жизнью, спасти жизни других.
Под носителем Личной Индивидуальности [вместо отработавшего свой срок физ. тела] я имел ввиду новое энергетическое тело, которое формируется из, очень условно говоря, отпущенного нам при рождении "вещества души", или как мы говорим "безсмертная душа". Работа с самостью, повидимому, есть часть работы по формированию безсмертной души, или, если хотите, нового носителя неуничтожимой человеческой личности, неслиянно соединённой с её персональным Господом Христом.




Что же ведет к умиранию самости? 

Вообще говоря "самость" - это любовь к мирскому, и любовь собственному - отделённые от всей иерархии высших любовей. Каковое отделение (и - собственно создание самости) притчево было описано в книге Бытие восстановлением ребра Адама в Еву. И это - невосстановимо, как вы, впрочем, и сами понимаете. Именно для спасения падших невосстановимо нам и была дарована БОЖЕСТЕННАЯ САМОСТЬ в господе Иисусе Христе. Прославлением Его в Отце. Но Его Божественная Самость (или же Его Божественное Человеческое) которая пришла к нам после Его прославления, никогда не становится НАШЕЙ самостью. Она лишь может в нас быть привита, как прививка культурной яблони – на ствол «дички». После – после постепенного обрезания веточек этой дички она даже может ей полностью заменить крону. Но – всё равно это будут ветви культурной яблони на прежнем стволе. Его Божественная Самость НИКОГДА не становится нашей самостью. «Свет во тьме светит, но тьма не обнимает Его». И более того – попытка ПРИСВОЕНИЯ Его самости в нас может привести к таким последствиям, по сравнению с которыми всё зло ПРЕЖНЕГО (дикого) существования окажется просто невинными цветочками.

В общем, конечная задача – это подчинение любви собственного и любви мирского действию восстановленной иерархии любвей духовных, каковая иерархия и заключена в Божественном Человеческом Господа Иисуса Христа. Каковое подчинение начинается с отвращения от зол жизни, описанных во второй половине Десятисловия, как грехов перед Богом. И завершается в подчинении своей жизни служениям ближнему, в каковых служениях мы служим Ему в них. Вернее позволяем Ему служить им в нас. То есть – пребывая в мире (творя служения любви к мирскому) не пребываем в нём. И пребывая в собственном (творя эти служения ОТ СЕБЯ) не присваиваем себе заслуги этого собственного, а всё в себе относим единственно к Нему.

Так что "самость" в нас никогда не отмирает. Она лишь ПОДАВЛЯЕТСЯ Его Божественной Самостью. Иногда до такой степени, что КАЖЕТСЯ как бы отмершей. Но - это лишь иллюзия. Потому что это древний Звмей может поднять свою голову в любую секунду, если мы забудем об этом. И - выйдем из поного внутреннего уничиения перед Ним. То честь решим, что вот - мы, дескать, ОБОЖИЛИСЬ.

Тут требуется очень исключительная деликатность и осторожность. А иначе - кранты

Комментариев нет:

Отправить комментарий