Ярлыки

среда, 23 ноября 2016 г.

О действии Божьем

Вопрос: Потом я ощутила в голове, как бы тоннель, узкий проход внутрь меня, а потом начали сложности, этот проход мне в голову открылся, и я получилась, как воронка в которую начала из вне стекать энергия, и мне стало энергетически тошнить…

Ответ: В начале хочу заметить, что для этого опыта не очень подходит заголовок "Иисусова молитва".
И прошу воздержаться от негативных оценок тех, кто не имел похожего опыта.


это классическое описание вхождения невидимой силы в малоподготовленного человека сверху. К примеру, сохранилось описание вхождения великой силы в неизлечимого больного на молебне у нетленных мощей свт.Иоасафа Белгородского. Председатель дореволюционного Братства свт.Иоасафа рассказал эту историю среди многих других и отметил, что больной полностью выздоровел (о чем было и заключение врача). Будем только помнить, что не всякая входящая сила в человека (и при молитве) обязательно от Бога.

Я испытывал вещи, подобные опыту vual, еще и не приступав к молитве по правилам умного делания, а просто молясь, как умел. Это было потрясением и я видел, насколько душа и тело (а реагировало и оно) не способно выдержать такого вторжения. А рядом были люди - они ничего не чувствовали и не замечали Это было потрясением не только из-за энергетического воздействия большой силы, но и по внутреннему эффекту, который долго оставался после ее ухода. Голова становилась ясной и спокойной, внутреннее душевное пространство как бы раздвигалось и удивительным образом утихомиривалось. Эти опыты и подвигли меня искать ответ у православных подвижников, я вчитывался в тексты Добротолюбия, пытался бороться с помыслами, взял в руки четки...

Приведу известные слова свт.Игнатия о действии силы, которую он "примерил" на себя (в себя). Тот, кто испытывал нечто подобное, поймет, что излагается непосредственный опыт:

Очи мои смотрят, и не смотрят, — видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.... Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!..
Если кто, слыша из уст грешника слово великое о действиях Духа, колеблется неверием, смущается мыслию, полагая, что возвещаемое действие есть действие прелести бесовской: тот да отвергнет помышление хульное. Нет, нет! Не таково действие, не таковы свойства прелести!


Добавлю от себя - шататься на ногах совершенно не обязательно, чтобы куда-нибудь не загреметь... Я полагаю, Игнатий Брянчанинов дает описание одного из начальных опытов, когда ни ум, ни душа, ни тела еще не готовы понести даваемого Духа.

ВопросAlexander, Что такое в прелести по умолчанию? разберите меня пожалуйста по деталям и соберите меня заново.

Ответ:  кажется, когда-то я уже говорил, что Вам не хватает ровности, тишины и трезвения. Без этих качеств на путь мистических видений и переживаний вступать опасно, опасно тем более, что у Вас эти способности, по Вашим словам, с детства. 

К сожалению, люди Вашего типа - у меня был немалый опыт общения с такими людьми в православии - очень самостны и непослушливы. Они знают о своей инаковости, они видят нелепость многих нападок на них со стороны "нормальных" людей... поэтому чувствуют себя очень одинокими и старательно докладывают кирпичами молчания стену отчужденности и непонимания вокруг себя. Так и строят то ли башню превозношения, то ли тюремную камеру-одиночку. И еще один чуть ли не самый главный дефект - такие люди очень держатся за свои опыты. А держаться надо за Бога и уметь легко отказываться от любого опыта, и тогда дверь тюрьмы откроется...

Цитата: «Свят. Игнатий Брянчанинов: 
Очи мои смотрят, и не смотрят, — видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.... Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!..» - Это действие Духа! 

Ответ: Это уже реакция на действие. Вся деликатность ситуации в том, что 1) действия Духа весьма разнообразны, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить Св.Писание; 2) действие Духа может осуществляться через вестников и посредников (ангелов, святых), которые приносят в это действие нечто от себя; 3) реагирует на действие человек, т.е. вполне  тварным образом и соответственно своей душевной и телесной конституции, опыту, чистоте...

Описание свт.Игнатием действия Духа очень интересно для нас, поскольку дает его человек, отличающийся супертрезвым и почти рациональным отношением к разным чувственным проявлениям при молитве. 

В этой теме прозвучало, что помощь Божия наполняет радостью и почти незаметна для нас. Слова свт.Игнатия о действии Святого Духа никак не соответствуют распространенному мнению "незаметности" помощи Божией. Да и Св.Писание (вкупе с житиями святых) полно примеров очень даже заметного действия Духа на людей. Это внешний человек обычно не замечает того, что чувствует его внутренний, но делать из этого печального факта далеко идущий вывод - принимать неверный помысел. 

Наконец, реакция неочищенного человека на действие Духа может быть совсем не радостной. Страх, ужас, сопротивление, бегство, отрицание, замалчивание, богоборство, ложь и убийство святых, через которых действует Дух, - вот "джельтменский" набор грешного человека, с которым он встречает Дух "во всеоружии".

Цитата: Это действие Духа! Сопровождается оно (м.б. не всегда?) обильным слезоточением.

Ответ: Не всегда. Скорее в начале этого действия. Слезы разные бывают: от злых и эмоционально разгоряченных до слез тихой духовной радости или сострадания.  Часто за благодатный плач принимаются слезы сентиментального умиления. Полагаю, что многие хорошие слезы - знак некой "увлажненности" души человека: под действием благодати эмоционально-чувственная ее часть размягчается и начинает как бы течь, так омываются и очищаются грехи. Но грехи, застывшие как камень... Каменное ложе слезной реки... Против таких грехов слезы бессильны, нужен преображающий огонь, который высушивает слезы.

Цитата: Если же взяться за преждевременное соединение ума и сердца в молитве Иисусовой, то можно вызвать обострение, то есть усиление страстей... и кончить психическим расстройством.

Ответ: Очень правильно Igor сделал, что напомнил об этом (словами глинского старца). Сердце, чтобы в него сошел ум, должно быть очищено. Когда соблюдается два правила (об этом говорят отцы): утишенный ум и очищенное сердце, то соединение их происходит наилучшим способом. 

И есть неверный способ, который может привести к печальным последствиям: это насильственное "впихивание" ума через горло в сердце. Для такого "впихивания" используется поток оккультных энергий, притягиваемый и нагнетаемый через голову

Цитата: рискну предположить, что чем дальше, тем больше в мире соблазнов.

Ответ: …Соблазнов, наверно, не больше - они становятся тоньше. Всегда первично действие Святого Духа, а искушения и соблазны как бы паразитируют и искажают Его Домостроительство. Дух неизменен, но проявления Его действия утончаются и все более переходят внутрь человека. Поэтому утончается и брань с более тонкими и извращенными грехами. А грубая брань терпит поражение. Также потерпело и поражение грубое законничество, и стали бесполезными (и даже вредными) многие грубые запреты. И нам опять и опять надо возвращаться, чтобы лучше понять, к словам ап.Павла: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Цитата: И если "поле битвы" изменилось - надо бы, может и не изменить но, пересмотреть (перепроверить) тактику. Ваше замечание о "бесполезных" запретах - об этом, не так ли?

Ответ: Верно. Если Дух неизменен и по обетованию пребывает на христианах, а мы Духа не имеем, значит... надо делать серьезные выводы. 

Распространенный вывод, сделанный на основе непокаянной жизни и безверия: а мы и не должны Духа на (в) себе иметь. Другая распространенная ошибка, превращенная в пугало для внешнего человека: любое переживание, кроме видения своих грехов и покаяния, есть заведомая прелесть. И менее распространенная ошибка: любое переживание (оккультного свойства) есть благодать. Во всех перечисленных вариантах человек верит сам себе (или себе подобным) и не верит в Бога, и не доверяет Его водительству.

Следует четко отличать веру в Бога и по этой вере исполнение закона от веры в закон, принимаемый за веру в Бога. Верующий в Бога получает благодать от Бога, верующий в закон живет законом и получает законные дары. Получивший благодать исполняет закон силой данной благодати, получивший дары закона стоит перед законной дверью в Царство Божие. Стоящий перед законной дверью, чтобы получить благодать по вере, должен открыть дверь, войти сам и впустить других, если сам не входит и других не впускает, исполнение им закона становится вредным запретом.

Цитата: Так речь об этом и идет. Наш образ жизни далек от подлинно христианского.

Ответ: Здесь и корень проблемы! Есть исповедь, службы, Причастие... а образ жизни? Формальное отношение к таинствам сводит на нет их действенность, и тогда получается, что язычник не имея христианского закона и таинств, но имея чистое сердце... читаем дальше ап.Павла.

Вот какой простой и жесткий вывод: человек, который придает особое значение таинствам церкви, и ведущий образ жизни, далекий от христианского (т.е. исполняющий его только по внешности), есть лжец и обманщик. А как назовем группу таких людей? 

И получается (прошу прощения за длинную цитату):
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. 

(Рим.2:17-29)

Меняем "иудея" на "христианина", а "обрезание" на, к примеру, "крещение", и читаем страшные слова про внешнее христианство и формальное отношение к таинствам и закону.

Цитата: Я помню это невероятное чувство, когда почти физически ощущаешь, как из сердца словно разом вымыло скопившуюся в нем многолетнюю грязь.

Ответ: И я помню это чувство. И я помню людей - в 90-х годах их было очень много, - испытавших удивительное чувство омовения и очищения. Они говорили об этом, в глазах зажигался огонь веры. А дальше... Дальше нужен постоянный подвиг, постоянная работа над собой и изменение себя - то, что делает человека истинным христианином, который получил по обетованию таланты, и теперь должен их закрепить и преумножить.

А если нет постоянного подвига, и вся надежда на силу таинств, тогда вот что бывает:
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;  тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

И когда входят злейшие духи в человека вместе со старым, растет его религиозная гордыня под личиной смирения и послушания, и находится оправдание отсутствия благодати под предлогом, что и другие ее не имеют, и матереет облик внешней праведности, когда внутри пиршествуют нечистотами осуждения и превозношения злейшие духи.

Цитата: Просто участие в таинствах при условии неформального к ним отношения помогает идти по пути преодоления, помогает хоть понемногу что-то менять в собственной жизни.

Ответ: Полностью согласен!

Цитата: Это уже следующий этап движения по темному проселку. Но я до него еще вроде бы не добрался.

Ответ: А я себя время от времени спрашиваю: с кем я - с грешниками или праведниками, и когда вдруг обнаруживаю, что начинаю причислять себя к праведникам, прихожу в ужас - от темноты проселка, на котором оказался...

Цитата: А Вы-питаться Духом Святым! Безгрешие?! Нет, уважаемые, милосердия подай нам Господи!!!

Ответ: А как же утром и вечером (по правилу) молимся, читая молитву Святому Духу, и просим Его: приди и вселися в ны? Что ж, просим и сами не верим, что Царь Небесный к нам прийдет и очистит, и спасет?

Цитата: Так и подвижник, он изменяется не во времени, а в другом (ангельском) плане бытия, преуспевает в нем. Содержанием этого преуспеяния и ангелов, и человеков являются невыразимые (совсем или отчасти) откровения Божии о Своем Замысле, логосы.

Ответ: Интересные мысли. И все же позволю не согласиться отчасти. Совершенно верно, что действие Божие  выше образов, чувств, мыслей, ощущений, но это не означает что оно проходит незамеченным. Замеченным оно становится настолько, насколько происходит соединение божественного и человеческого. Иначе мы должны признать все богооткровения и явления Ангелов - Евангелия и Деяния повествуют о них - как бы второсортными и несовершенными, а слова святых отцов о действии благодати в человеке при молитве сомнительными. И т.д. Вообще, вхождение в молитву есть уже нарастающий выход за рамки временных ограничений и пробождение в вечность при достижении истинной цели молитвенного предстояния. Такая молитва творится, по крайней мере, вне физического времени. Человек не теряет себя (не растворяется), но и не остается неизменным, т.е. безучастным к действию Бога в самый момент этого действия, когда соединяется временное и вечное, тварное (телесное и душевное) и нетварное.

Неподвижность при молитве (в земном плане) не есть только инерционность и окаменелость. Такая неподвижность одновременно проста, прозрачна, широка, мощна и интенсивна.

Приведу показательный текст из Евангелия, великолепно выражающий высокое молитвенное состояние, когда благодати причастен душевный и телесный состав человека:
и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

На высокой горе (образ высокого молитвенного состояния) Господь (образ безмолвного... именно безмолвного по человеческим меркам ума) разговаривает(!) с Моисеем и Ильей. Ученики (образы разумного, чувственного и даже телесного восприятия) видят(!) просиявшее лицо Господа. Петр (образ человеческой реакции на действие Божие) может говорить, очень четко отмечая благодатность состояния. Разуму и чувствам дается указание свыше - надо слушать обоженый ум.

Вопрос: Надо ли отрицать, что Благодать может выражаться химически?

Ответ: 1. Этакий химический эквивалент действия благодати Где-то и так. А еще чаще эквивалент действия иных сил. 

2. Действие благодати проявляются не только в "положительных" состояниях. Именно об этом постоянно говорится в духовной практике православия. Сокрушение, видение своих грехов, покаянное состояние и пр. - могут быть очень не благостными по переживаниям, хотя вызываются действием благодати. Более грубый пример: человек извращенный может воспринимать действие благодатных сил вообще как сильную душевную и даже физическую боль.

Помню, в одной из книг, в которой описывается подвижнический опыт монахов (где именно сие говорится, простите, запамятовал), приводятся яркие переживания монахов при наитии Духа: их тела как бы истаивают, и монахи могут даже кричать от находящей на них Его силы. Но чаще касания Духа тихи и почти неслышимы, только чуткое внутреннее ухо может поймать Его голос, тело может почувствовать как бы дуновение, сердце посещает Божий покой и тихая радость. Об этом говорится у многих подвижников, опытно знакомых с приходом благодати.

Цитата: Таким образом, совершаем мы волю Божью или нет узнаем по подаваемой нам обильно благодати Божией или, наоборот, по ее отсутствию, когда идем против Его воли.

Ответ: я думаю, не так все просто.

Когда человек еще не знает благодати, а Бога уже ищет, то волю Божию он может почувствовать только в своем неусыпном желании найти Его. 

Когда благодать приходит, то по прошествии какого-то времени она покидает человека. Это оставление может быть подобно убеганию воды из негодного сосуда, а может быть и благословенным - чтобы человек с удвоенной силой стал искать Царство Божие несмотря на безблагодатную сухость и тяжесть в душе.

К человеку может прийти и не благодать, а некая другая сила, дарующая различные переживания, и вот уже начинается поиск этих состояний. 

К человеку может прийти благодать и зажечь в нем чувство слез, покаяния, сердечной радости... Но поскольку нет еще очищения, а только предочищены ум и душа, то эгоистические чувства начинают паразитировать на добрых переживаниях. И тогда развивается духовная гордость, появляется чувство избранности. 

К человеку может прийти благодать, а он возьмет и оттолкнет ее, потому что внушил себе, что недостоин благодати, и будет искать только недостоинство, полагая, что это и есть истинная благодать.

Цитата: Благодать предвосхищает дела, только надо уметь ее услышать.

Ответ: Это верно. Господь говорит:  без Меня не можете делать ничего. Но далеко не каждый голос, который "звучит" в нас, - благодатный.

Вопрос: Вопрос в том, как пройти между этими Сцилой и Харибдой, ибо налететь что на ту, что на другую - равнозначно духовной смерти. Как же не удариться в ту или другую крайность?

Ответ: Этот путь к схеме не сведешь. Царский путь, мы об этом не раз говорили: не отклонять и не принимать. 

Если не отклоняем, то легко впадаем в прелесть, когда какое-то ощущение почитаем за благодать, услышанный внутренний голос принимаем за ангельский, тем более что вначале развивается именно чувственное видение. 

Если только не принимаем, то легко впадаем в прелесть (распространенную ныне) другого порядка: чувство недоверия к себе принимаем за истину и голос благодати, дебелое и инертное состояние (ощущение отсутствия ощущений) почитаем за безмолвие чувств, страх впасть в прелесть вырастает "до небес" и, угнездившись в душе, становится суперпрелестью. Жизнь становится постоянным кошмаром и беспрерывным бегством от других и от себя, от своих переживаний и заканчивается унынием или озлоблением.

Есть один внешний критерий, по которому можно судить в какой-то степени о правильности выбранного пути, - это плоды жизни. Здесь только помнить надо, что эти плоды созревают не сразу, и вначале они могут быть вообще не видны, а вот сухих сучьев и колючек - в достатке. Если человек (после бурь и потрясений) приходит в согласие с собой и умиряется, к нему приходит понимание, глубина и широта взглядов, мысли становятся более чистыми, взгляд - доброжелательным, сердце - любящим и милосердным, то он - на верном пути. Но и на верном пути будут неоднократные проверки: насколько искренне покаяние, насколько глубоко смирение, насколько приобретено понимание...

Я неоднократно встречал православных людей, которые слышали голоса, имели видения, обладали особыми дарами. Среди них был известный (до сих пор почитаемый - о нем написаны книги) священник, уже давно почивший, и иеромонах, в последствии попавший в младостарцы. И я понял, что такие люди не могут быть судимы "толпой" - многими душевными людьми, имеющими на все "свое", не поверенное духовным опытом, мнение.
 Вопрос: «Я неоднократно встречал православных людей, которые слышали голоса, имели видения, обладали особыми дарами. Среди них был известный (до сих пор почитаемый - о нем написаны книги) священник, уже давно почивший, и иеромонах, в последствии попавший в младостарцы. И я понял, что такие люди не могут быть судимы "толпой" - многими душевными людьми, имеющими на все "свое", не поверенное духовным опытом, мнение.» - всю эту цитату объясните пожалуйста, глубже, я к сожалению не понимаю.

Ответ: Смысл цитаты - в словах ап.Павла (1Кор. 15): Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

Говоря о действиях Святого Духа, не полезно воспринимать их проявления в человеке в черно-белом цвете. Самые страшные бесноватые - фарисействующие, и почти все насмотрелись на них столь много, что считают такое одержание чуть ли не нормой жизни. 

И не прыгают православные фарисеи и не скачут, и трезвы, и мыслью не шумливы, занимают важные посты и правила соблюдают - а бесами-демонами огромными одержимы!

А дети малые? Они и прыгают, и скачут, и мысли у них шустрые, и фантазий много, и от правил бегают... Почему же мы говорим, что ангелы с ними играют? Так и Серафим Саровский говорил...
Внешние проявления действия Духа могут различными, и не всегда поймешь, где действует Он, а где дух лестч. Но говорить о том, что внешнее проявление вообще не важно, я бы не стал.

А теперь о внутренних знаках. Мир (смирение), утишенность, милосердие - говорят о верном пути, но самое начало внутреннего пробуждения и даже не начало уже, а следующая часть становления, сопряженная с острой борьбой с бесами, когда еще не пришел мир, в душе гуляют бури, и душа только алчет милости - этот путевой отрезок знаменуется некими событиями, имеет свою особенность, и не укладывается в правильную схему. 

Так бурление мыслей может быть не плодом бесовского воздействия, а результатом касания ангельской руки загаженного бесами ума, аналогично и со вспышками гнева, раздражения или эмоционального возбуждения. Очищение ума и страстей может протекать весьма своеобразно - вплоть до хронических заболеваний психики и тела (или острых приступов). 

Святой Дух действует так, как Он сочтет нужным действовать, а вот услышать и воспринять Его, находясь во внутреннем шуме, будет не просто.

Цитата: все зависит от направления протекания энергии сквозь конкретного индивида.
Если она течет сверху вниз, входя в тело через темя, то как правило, имеем святого (очень грубо говоря), особенно при беспрепятственном ее протекании вниз. Если энергия развивается в чреслах и устремляется вверх (как при йогических практиках), то рискуем получить харизматического лидера, неважно какой доктрины, со всеми вытекающими последствиями
...
Ответ: Утверждать, что благодать приходит только сверху (кстати, еще изнутри - из сердца), а "неблагодать" - снизу, я бы не стал.
Цитата: Господь- не "дозировщик",он  дает нам ВСЮ ПОЛНОТУ БЛАГОДАТИ и ПРЯМО СЕЙЧАС…

Ответ: Господь не "дозировщик"... И одновременно милость Его огромна: если бы благодать была проявлена в большей мере там и среди тех, кто не готов ее воспринять, то произошел бы психический взрыв. Иногда, когда человек слишком настойчив или оказывается в неподходящем месте, такие взрывы происходят.

Вопрос: Не знает ли кто-нибудь когда и кем из отцов впервые был высказан тезис о разделении благодати на призывающую и спасающую и о том что в Церкви действует благодать спасающая, а вне Церкви - только призывающая?

Ответ: Действие благодати (как ее не называй) вне Церкви... как-то весьма странно это звучит. Где и насколько благодать действует, там и настолько присутствует Церковь. Похоже, желание сочетать исключительность собственной религии с признанием достоинств других (религиозных) путей и породило это - весьма умственное - деление неделимой благодати. Если сравнивать с тупейшей (на сегодняшний день) позицией оплевывания всего неправославного, то деление на призывающую и спасающую благодать - шажок вперед. И шажок специфический, ибо предполагает наличие благодати при отсутствии Церкви. Благодать, по православному учению, нетварная энергия - и Отец, и Сын, и Дух Святой. И вот Троица есть, а Церкви нет! 

Мы понимаем, что действия Святого Духа (благодати) по отношению к человеку могут быть разными, также различается и реакция человека на эти действия. Не правомочно отделение благодати Св. Духа, стоящей за призывом, от той же самой благодати, стоящей за спасением, ибо благодать едина. Иначе получается, что "первая" благодать как бы недостаточная и ущербная.

Вопрос: Скажите, как на себе Вы ощущаете стяжание Духа Святого? 
Только не надо из Писаний, книг...только лично у Вас, как Вы это чувствуете? 

Ответ:  у этого стяжания много этапов, и по разному они могут восприниматься...

Напр., чувство усыновления - человек чувствует себя как бы усыновленным Богом, и уже не страх, а любовь двигает его. Или чувство тонкой (и тихой) радости в глубине сердца. И эта же радость может стать водопадом любви, морем, нескончаемым океаном. И эти же чувства могут быть подделаны или искажены и обворованы...

Прежде всего, это вера-знание Божьего присутствия внутри.


Вопрос: Скажите, а как распознать ложное стяжание (прелесть) от истинного? Есть какие-то критерии на Ваш взгляд по которым можно это определить?

Ответ: Распознать ложное стяжание от истинного не легко... У стяжания Духа много степеней, и каждая последующая (более высокая) вбирает предыдущую и как бы убирает некоторые недостатки, свойственные низкой ступени. Эти недостатки не являются прелестными, они выражают издержки и особенности пути (на данной ступени). Эти недостатки не являются прелестными, если изживаются в дальнейшем. Проблема начинается тогда, когда недостаток не растворяется и не становится достоинством более высокой ступени, а протаскивается наверх без исправления. Плоды стяжания начинают окрадываться и подменяются на ложные, но! это ложное еще не было прелестным (и не верным) на более низкой ступени, ибо соответствовало высоте ступени стяжания Духа. И в эту высоту ступени вложены исторические особенности данного этапа, национальные, индивидуальные и пр. 

Например, Илия Пророк стоял на высокой ступени стяжания Святого Духа, но огромной прелестью и страшной ложью окажется попытка в нынешних условиях подражать Илие (в его поступках), убивая людей снопами. 

Другой пример: бегство подвижников от мира в пустыню ради спасения. В этом бегстве они могли достигнуть больших духовных высот... Эта духовность должна быть принесена обратно - в те условия, от которых бежали подвижники, - поскольку бегство всегда слабость, которая может быть использована как тактическая уловка воина, еще не обретшего силу сразиться с серьезным врагом. Обретя же силу, воин идет и сражается с тем, от кого разумно сбежал в прошлом, сражается и побеждает. Воспевание же бегства в пустыню - в отрыве от возвращения в силе - воспевание слабости и возгревание прелестного отношения к подвижническому пути пустынников. Что ныне и имеем: подвижники, ушедшие в горы и достигшие там немалой духовности, ведут себя совершенно прелестно, неразумно и обольстительно, когда пытаются навязать свои представления миру, от которого сбежали и которого внутри себя не победили, потому что осудили его.

Распознать ложное стяжание от истинного просто, если иметь искреннее сердце, которому не нужны навязанные (и неверные) доводы рассудка. Для начала и середины пути огня чистого сердца достаточно, чтобы обойти ловушки, а для покорения высот нужен чистый и искренний ум, способный превзойти противоречия и подняться над образами мира.


Вопрос: стяжал ли Дух Святой Илия Пророк и другие Ветхозаветные Пророки, или это лишь удел тех, кто жил после Христа? …И второе - Если подвижник ушёл в горы и ДОСТИГ НЕМАЛОЙ ДУХОВНОСТИ, т.е. стяжал Дух Святый в немалой степени и при этом "ведут себя совершенно прелестно, неразумно и обольстительно, когда пытаются навязать свои представления миру, от которого сбежали и которого внутри себя не победили, потому что осудили его", то никакой немалой степени духовности такой подвижник не достиг имхо, он следует не за Господом, не за Духом.

Ответ: Господь в беседе с Никодимом говорит о рождении от Духа, как об известной вещи. Можно говорить об излиянии особого дара Духа в НЗ церкви, но Сам Дух вне времени, и действовал Он в ВЗ церкви.

Есть разные степени Стяжания Духа (или святости), и подвижник, стяжав Духа в одной из своих умственных и чувственных областей, может оставаться неочищенным в других. Стяжание - это процесс - путь, на котором возможны подъемы и спады... и даже падения.


Эта жажда Духа... и алкание, и нищета - путеводная нить. Это и есть проблеск той великой благодати, которую Господь уже дал. Саму же благодать еще не почувствовать в силе из-за дебелости душевной. Еще и потому не почувствовать, что она (благодать в силе) разрушительна для неподготовленного душевного и телесного сосуда.

Вопрос: Дело в том, что я физически ощущаю это во время молитвы. Если говорить как именно это происходит, то это отрывистое дыхание и ощущение присутствия Духа Святого как тихое дуновение ветра. Кроме того, я чувствую прикосновения ветра. После молитвы ощущаю мир и покой в сердце,  свежесть, как будто меня омыли изнутри. Но хватает не надолго. Стоит сказать что-то не так или еще что-то сделать, как ощущения притупляются.
Что вы можете сказать о подобной практике?

Ответ: Svetlana, это очень характерные переживания - и они, судя по Вашему описанию, хорошие. 

Отрывистое дыхание... не обязательно, от него можно (и лучше) отказаться. 

И еще. Не устану повторять: такие переживания знаменуют только начало молитвы. Молитвы уже не внешней, но внутренней. Это означает, что впереди и брань, и поражения, и победы в Духе.


Цитата: Иногда, всякое дыхание вообще прекращается, причем надолго. Но я в такой момент пугаюсь, что задохнусь, и выхожу из этого состояния…

Ответ: Да, дыхание может затихать. Пугаться не стоит - дышите тихонько.

Этот путь на многие годы... на всю жизнь. И не надо страшиться медленности этого пути, и не надо стремиться урвать больше переживаний. И никуда Вам не деться, если настроены серьезно, от изучения православного подвижнического опыта.


Достоинство православного молитвенного опыта в том, что он более трезвенный и глубокий. А вникать тяжело.

Вот пример описания мистического опыта у еп.Игнатия (Брянчанинова) - 


www.hesychasm.ru/library/stbrianch/strannik_b.htm

Первая часть этого небольшого текста поэтична, ибо она построена на его опыте. Концовка тяжеловесна и назидательна, поскольку идет больше от умственных представлений. При всей поэтичности в первой части не теряется трезвенность и нет "падения" в чувственность.


Вопрос: Нашла, прочитала. Можно ли ощущать постоянно присутствие Святого Духа?

Ответ: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 


Вопрос: И как это понимать? Как приходит и уходит? А ощущение постоянного присутствия не от Бога?
Запуталась я. Читаю Игнатия о прелести - начинаю думать, что не нужно принимать  ощущения, читаю его же о любви к Богу - думаю, что на верном пути.

Ответ: Желание понять умом похвально... Лучше развивать понимание сердцем и воспитывать более высокий ум, который прозревает дальше и выше противоречий и разделений.

Об ощущении постоянного присутствия. Вы чувствуете присутствие иного, чего раньше не чувствовали, это иное больше, чем человеческое, чище, лучше. Его можно назвать Божиим. Это иное может быть и не Божиим - в том смысле, что будет принадлежать неким силам, которые больше, чище и лучше человека, и при этом они (по своему) отстоят от Бога и даже подменяют Его.

Не надо пытаться схватить все умом и дать ему объяснение, но надо иметь трезвый взгляд.


Вопрос: Вопрос у меня еще один возник. Правильно ли ощущать присутствие духа в себе? Смотрела в Слове Божьем, там есть такие места:
"и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое."Пс 142:4
"Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою."Пс 141:3
"для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно."Колосс. 1:29

"Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.Даниил 7:15

Ответ: Здесь под духом (цитаты из ВЗ) можно понимать душу


Вопрос:… если в духе идет постоянное прославление Господа, т.е. независимо от меня, просто внутри, как к этому относиться?

Ответ: Не совсем понятен вопрос. Пройдет некоторое время, и Ваша жизнь сама выявит Ваше отношение - появятся плоды.


Вопрос: Как вы думаете, является ли Любовь сверхестественным даром? И если да, то как это проявляется на мистическом уровне?

Ответ: Если считать состояние обычного человека естественным, то Любовь сверхъестественна. На мистическом уровне, когда Божия Любовь касается человека, он преображается: как бы истаивает в ее лучах. Эротические переживания - грубое чувственное подобие этого состояния.  Безусловно, эта грубость относительна, рядом с сексуальным влечением божественный эротизм (т.е. тонкострастное влечение к Богу и наслаждение от Его присутствия) - сама утонченность, чистота и изысканность.


Цитата: …Однажды, оставшись дома с малышом со мной начали происходить «странные вещи»: ощущение как будто на тебя изливается поток Любви. Это продолжалось несколько дней, усиливаясь до такой степени, что у меня возникло ощущение, что я сейчас расплавлюсь от этого, я не мог выносить этого! Я был одновременно счастлив и несчастен, у меня текли слезы радости встречи и горя от осознания своего ничтожества. Было, какое то неописуемое ощущение Присутствия, все что я мог сказать в тот момент - это "Как Ты велик!". Я живу не один, это могло возникнуть неожиданно, даже при разговоре с кем то, так что приходилось убегать от всех. 

Не могу сказать, сколько по времени происходили со мной эти переживания. Всё закончилось…
Наверно после этого сообщения не смогу больше учавствовать на этом форуме. 
Спаси Господи!

Ответ: почему не сможете участвовать?  Такое благодатное переживание... его имели и другие участники форума, и говорили о нем. И это хорошо.


Цитата: Здесь хотелось бы мне предложить отрывок текста "О прелести" (о котором я упоминал вначале нашей темы) Григория Синаита: 
«…иногда враг внутри (есть переводы – "внутренний враг" ) природных чресл мечтательно видоизменяет духовное, как хочет, предлагая одно вместо другого. Он вместо теплоты наводит неравномерное жжение, так что душа отягощается этого рода хитростью, вместо веселья возбуждает бессловесную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие. (Хотя враг), укрываясь от неопытных, пытается свое обольщение выставить (под образом) действия благодати, но время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают его (врага) перед теми, которым не безызвестно совершенно его коварство. Гортань - , по слову Писания (см.: Иов 34, 3), - различает яства, то есть вкус духовный показывает ясно и безошибочно все, каково оно есть.»

Ответ: Важный текст. В православной среде не любят ссылаться на  Григория Синаита и Григория Паламу, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Максима Исповедника, на обоих Каллистов, Макария Великого, Евагрия, Дионисия и ряд других святых, подвижников и мистиков. И потому не любят, что они говорят слишком дерзновенные речи, в которых и глубокое богословие, и высокий мистицизм и проповедь любви, и стремление эроса. Эти святые разрушают идиллическую проповедь исключительного недостоинства человека, ибо, зная о падшести и слабости человека, недостойного взирать на Бога, они говорят и о человеке, имеющем дерзновенную любовь к Богу, могущем разговаривать с Ним в лучах Его благодати, и обретающем в Господе утраченное ранее достоинство.

И вот слова Григория Синаита: время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают его (врага) перед теми, которым не безызвестно совершенно его коварство. Григорий Синаит ясно говорит о том, что через опыт надо пройти, а не сбегать от него, и тогда придет понимание того, что есть действие благодати и что есть ее подлог. Есть неравномерное жжение и есть теплота, есть веселье и есть бессловесная радость. Только опыт может показать отличие, никакие "правильные" слова и нравоучения в этом деле не помогут.


Вопрос: Получается, пока я некрещен, Св.Дух есть во мне, но
могу пока лишь (в самом лучшем случае)осознавать греховность содеянного мной 
и, мысля здраво и естественно, нравственно облагородиться.

А вот если крещен, то Св. Дух возбудит во мне осознание преступления заповедей
(что практически то же, что содеянное вопреки законам природы) и просветит пророческим обетованием относительно Христа ( этого не понимаю? ).
Но эти размышления св. Максима Исповедника по-прежнему не дают мне ответ на вопрос - 
в чем суть крещения??? Св. Дух нисходит к тому, в ком он и так присутствует?

Ответ: Наверно, следует говорить о разных степенях, возводящих к полноте раскрытия Святого Духа в человеке. Бог присутствует во всем. И человек - бог по обетованию (Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?). Крещение - одна из важных ступеней раскрытия Божьего в человеке, которую (символически) можно назвать как умиранию греху и усыновление Богу


Цитата: Простите за нескромность, но всегда казалось, что Дух Святый сходит в момент Крещения, но не почиет на крещаемом. Происходит обетование. 
А вселение Св. Духа надо добыть жизнью и молитвой.

Ответ: Да. Наверно, так лучше говорить.


Есть еще и другой момент: в нашей реальной готовности принять Его. Вот мы взываем: приди. А когда Он приходит... Сколько людей убегает, не имея мужества вынести Его присутствие, а кто-то не выдерживает... и кто-то предает.

Цитата: При этом радость находит такая необьяснимая.. Однако я всё время думал, что это прелесть и всё время пытался погасить её или прекращал моливу (хотя и после прекращении оно ещё играет около 20 минут). Почему я так пологал? Молитва Иисусова выражает скорбь, покаяние, стенание, прошение а не радость. Посему считаю когда во время молитвы во мгновение в сердце полагаються чувства всего что, согрешил и натворил и плач рождаеться не от того что выдавил из себя, не от того что жалко себя стало..А от того, что за всё время до сегодняшнего часа я ничего не сотворил благое а до сих пор грешу и грешу....А вот такое чувство это редкость за что и считаю за исенное непрелестное состояние молитвенного духа.

Ответ: … А сердце играет и радуется - вполне непрелестное состояние. r.b.Alexander читайте святых отцов о благодатном действии молитвы, там все сказано. Только читайте святых отцов, а не подложные тексты и суррогаты. Иначе, получается, Вы отрицаете Бога - в Его радости, мире и благодати, - и принимаете лукавого - с его грехами. Видеть истинно свои грехи можно только в свете благодати, без благодати видение грехов дают бесы - вместе с осуждением. К этому бесовскому видению и идут многие прелестные молитвенники, которые отказывают действию Божию, которые не принимают радость Его благодати.


Когда воссиявает яркий свет в душе, то брань, как правило, не длится долго: темные силы бегут. Это можно увидеть, не как образы - прав Евгений, - а скорее сверхобразно (можно увидеть и в образах - в символических снах, которыми бывает наполнен этот период). И это можно весьма и весьма ощутить. Но таких - ярких и победительных - этапов не так и много. Проходит совсем небольшое время, и воссиявший свет выявляет новую, более глубокую темноту в душе, в которую надо входить (умом своим, а потом чувствами и даже телом) самому...

Вопрос: Ну и по поводу поста...наши силы души ведутся волей...а здесь получается соединение с другой Волей?...соединение или поглощение?

Ответ: Мое мнение: лучше не домысливать подобные вопросы, а получить собственный опыт. Иначе, когда опыт придет, ум будет стремиться его подменить сложившимися представлениями и образами, а это одна из разновидностей обмана.


Цитата: Понятно ...ну и так же думаю что когда Приходит...то забывается та болтовня ума, которой я сейчас занимаюсь ...
Спасибо за ответ ...

Ответ: Болтовня ума мешает Приходу, а когда Он приходит, пытается окрасть Его приход. Потому что создает (и поддерживает) отпечатления, которые искажают воспринимающую поверхность ума.


И еще: до определенного момента отпечатления могут быть полезны, поскольку представляют некий (обычно скрытый) механизм восхождения ума от образа к Первообразу. Но выше... надо распахнуть окно образов и выйти в мир сверхобразный, чтобы стал открываться Первообраз (как Он есть).

Надо еще разобраться, что мы понимаем под благодатью, поскольку диапазон огромен: от нетварной энергии божества, т.е. Бога, до услаждения чувственными переживаниями. Поиск Бога относится к цели духовной жизни. Искать духовные дары (проявления нетварного в тварном) никак не возбраняется (по крайней мере. ап.Павлом). Услаждаться... испытывать духовное и (тонко)чувственное сладострастие - вот где засада. А услаждаться можно чем угодно: игрой в смирение и в православие (кстати, такая игра - у новоначальных - сразу видна - и у нас на форуме), игрой в покаяние, игрой в послушание, игрой в аскезу и тп.

Цитата: «…тогда сопутствующий вопрос, как же вы отличаете действие на себя и в себе благодати? Каковы критерии или признаки?»
- различаю по "ощущениям"  возникающим на уровне "сверхОбразного" восприятия которое дает возможность видения внутренних составов души, происходящих там процессов а соответственно понимать и ощущать  их квинтэссенцию…

Ответ: Лучше, полагаю, в данном случае говорить не о "сверхОбразном", а о "заобразном" восприятии, т.е. дальше и глубже внешних чувств и внешних образов


Вопрос: Интересно, а может не быть никаких переживаний и видений, но тем не менее иметь место быть реальный результат, связанный с изменением? Что есть действие благодати.

Ответ: Да. Но состояние-то ума (и души) изменится - в этом результате.




Комментариев нет:

Отправить комментарий